double arrow

Философия об обществе

Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века "Град земной", стремящийся к "граду небесному"
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
ХХ в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

 

Наряду с понятием «общество» существуют понятия «общность», «народ», «нация», «государство». Эти понятия не являются синонимами понятию «общества». Необходимо провести различие между ними.

Термин «общность» означает совокупность людей, объединяемая между собой с помощью устойчивых социальных связей. Общность обладает целым рядом общих признаков, которые придают ей неповторимый характер. Общность возникает естественным путем, т.е. образуется исторически, исходя из потребностей общества. В отличии от общности социальные организации и социальные институты, создаются благодаря сознательной деятельности людей. Важными общностями в социальной жизни людей являются: семья, род, племя, народность, нация. Понятие «общность» несколько уже понятия «общество». Не каждая общность является обществом, тогда как «общество» обладает чертами общности.

Понятие «народ» включает форму этнической общности: племени, народности, нации. Народ как общность людей связана происхождением языка, культурой, и территорией.

Понятие «нация» отражает историческую общность людей, которая складывается в ходе формирования общности территории, социально-экономических связей, общности языка, единой культуры. Для более правильного понимания сущности нации необходимо различать такие понятия как «нация» и «национальность». «Национальность» включает общее наименование всех национальных образований. Понятие «национальность» шире понятия нации. Однако, понятие «национальности» содержит в основном этнические особенности того или иного народа. В силу этого понятие «национальность» уже понятия «нации». Различие между понятием «нации» и «национальности» дает объяснение тому, почему люди, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но проживающие на ее территории, не являются представителями данной нации.

Понятие «государство» обозначает аппарат управления обществом, который наделен властью. Государство опирается на закон, а так же на органы принуждения. Деятельность государства оформляется особыми законами. Осуществление власти государства связано с применением насилия. Если законы государства сформированы обществом благодаря выборным органам, то государство представляет одну из структур общества. Такое государство называется «правовым». Если государство формирует законы самостоятельно, то оно предписывает обществу характер жизни. В этом случае государство занимает положение «над обществом». Такое государство поглощает функции общества. Оно не позволяет обществу воспроизводиться и самоизменяться, и если позволяет, то позволяет с большим трудом.

Общество изначально не существовало. Общество - продукт развития истории и культуры. Первыми общественным организациями выступали первобытные племена. Позднее такими организациями стали рабовладельческие государства Древнего Востока (конец IU тыс. до. н.э.). Существует ряд точек зрения на происхождение общества.
Согласно первой концепции – источником формирования общества становится религиозно-мифологическая модель, которая появляется в период рабовладельческого общества. Общество здесь представляет собой элемент мирового целого, божественного порядка. Бог выступал первоосновой всего сущего. Эта концепция по сути является космологической концепцией общества. То единое, которое содержало в себе все сущее был – Космос.

В Средние Века формируется теологическая концепция общества. В основе средневекового мышления лежало понятие бога. Средневековое мышление сугубо теоцентрично. В законченном виде эта концепция была описана у Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354-430), в полном и фундаментальном виде – в доктрине Фомы Аквинского (1225- 1274). По мнению Августина, история определена божественной волей. Божественная идея реализуется в реальном времени земной истории. Одни люди предопределены к спасению, другие – к страстям и к греховной жизни. Развивая в дальнейшем эту идею Фома Аквинский утверждал, что неравенство царящее в обществе - реализация божественного принципа вечной жизни. Сословное разделение в обществе также установлено богом.

В Новое время формируется натуралистическая концепция происхождения общества. Ее родоначальниками являются: Р. Декарт, Ш.де Монтескье, Дж. Локк. В основе этой концепции лежал натурализм. Натурализм – (от лат. naturalis - природный, естественный). Взгляд на мир, согласно которому природа является единственным принципом объяснения всего окружающего. Согласно натурализму в социологии – общество формируется за счет природных факторов: климата, географических особенностей, а так же биологическими особенностями людей. Разновидностью натуралистического подхода был географический подход. Его представители: Л. Мечников, В. Ключевский. Зависимость развития общества от космических процессов описал А. Чижевский. Зависимость формирования ценностей общества от биологических особенностей и географического ландшафта – Л. Гумилев.

Натуралистическая концепция формирования общества, утверждает, что основой общественного развития является материалистическая сущность самого человека. Культура происходит именно от этой сущности. Натурализм отводит духовным явлениям вторичную роль. Роль духовной культуры принижается натурализмом.

Идеалистическая концепция формирования общества, напротив, абсолютизирует духовный фактор в обществе. Согласно идеалистической модели, духовная сфера общественной жизни является первостепенной и самодовлеющей сферой в жизни общества и человека. Ярким представителем идеалистического понимания общества был Г. Гегель. По мысли Гегеля историей, обществом движет Абсолютная Идея. Мировой Разум реализуется в деятельности отдельного человека, которые действуют в обществе. В результате возникает некая общность деятельности, которая противоположна каждому человеку в отдельности. Саморазвитие мирового разума и представляет собой исторический процесс.

Идеалистическое понимание формирования общества содержится и в религиозных представлениях. Согласно таким представлениям – устройство общества предопределено богом. Общество, с этой точки зрения – лишь посредник и помощник в достижении человеком божественного спасения. В христианских представлениях общественная жизнь является преддверием к жизни божественной вечной. В исламе, общество должно способствовать исполнению человеком мусульманской морали, которая подчиняется воле Аллаха.

В материалистической концепции общества, вершиной которой, является учение К.Маркса (1818-1883). Маркс утверждал, что немаловажное значение в формировании общества имело первобытнообщинное общество. Именно в этот период, человек сумел выделиться из животного мира. Развитие ранних форм производства способствовало формированию социальных отношений, которые, в свою очередь, способствовали развитию языка и культуры. В обществе, в материальном производстве у человека формируются социально-побудительные мотивы поведения. В своем развитии общество проходит пять социально-экономических формаций: первобытнообщинная формация, рабовладельческая формация, капиталистическая формация, социалистическая формация, коммунистическая формация. Маркс разрабатывает материалистическое понимание истории. Согласно такому пониманию история представляет собой целостный, всемирный и завершенный процесс, основой которого выступает материальное производство. Недостатком материалистического понимания истории явилась недооценка культуры, уникальности развития того или иного общества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: