Литературно-общественное движение 1801-1825-х годов

ВВЕДЕНИЕ

Социально-исторические особенности развития России в ХIХ в. Особая роль русской классической литературы в историческом, духовном и нравственном развитии страны, ее связь с общественной жизнью, освободительным движением, с жизнью народа и его устным поэтическим творчеством. Ведущие идеи и важнейшие проблемы русской литературы. Роль русской литературы в мировом литературном процессе.

Социально-политическая обстановка в России на рубеже ХУII1—ХIХ вв. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения в первой четверти ХIХ в. Культура, просвещение и искусство в начале ХIХ столетия. Литературные кружки. Развитие журналистики. Языковая реформа Н.М. Карамзина. Полемика «шишковистов» и «карамзинистов». Общество «Беседа любителей русского слова», его состав и литературная позиция. Общество «Арзамас», его общественная и эстетическая программа.

Отечественная война 1812 г. и движение декабристов, их значение для развития русской литературы.

Сложность и своеобразие литературного процесса в России в начале ХIХ в. Основные литературные направления, их взаимосвязь и борьба по идейным и литературно-эстетическим вопросам. Связь литературного процесса с национальными традициями и развитием западноевропейской литературы.

Предромантизм. Его социально-философская и историко-литературная основа. Стремление к самобытности, историзму и народности. Элементы предромантизма в поэзии К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения на Западе и особенности русского романтизма. Своеобразие художественного осмысления романтикам и окружающей действительности. Основные черты романтического мышления и характера романтического героя. Типология русского романтизма.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Появление первых реалистических произведений в творчестве А.С Пушкина. Основные эстетические принципы реализма. Этапы его развития в ХIХ в., его течения.

К.Н. Батюшков (1787—1855)

Творческий путь поэта. Эпикурейско-гедонистический характер ранней поэзии Батюшкова, ее связь с античной культурой, лирикой эпохи Возрождения и идеями просветительского гуманизма. Лирический герой «легкой» поэзии КН. Батюшкова, куль г дружбы и любви. Сатирические произведения.

Поэзия Батюшкова периода Отечественной войны 1812 г. Перелом в мировоззрении поэта. Исторические элегии. Участие в литературной борьбе. Батюшков в «Арзамасе» и «Обществе любителей русской словесности» («Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Трагизм мировосприятия в творчестве позднего Батюшкова. Мотивы утраты «золотого» века, горькой судьбы, поисков счастья («На развалинах замка в Швеции», «Странствия Одиссея»). Живописность, философская глубина, музыкальность и гармония стихов Батюшкова.

Роль Батюшкова в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский (1783—1852)

Жизненный путь поэта. Основные периоды его творчества.

Первые литературные опыты. «Сельское кладбище» — программное произведение раннего В.А. Жуковского. Формирование жанра романтические элегии («Вечер», «Славянка» и др.), их художественное своеобразие.

Балладное творчество. Художественный мир «Людмилы» и «Светланы». Национальное своеобразие героинь. Этические коллизии в балладах с темой преступления и наказания («Ивиковы журавли», «Варвик» и др.). Мотивы справедливого возмездия и торжество нравственного идеала. Жанрово-стилевое своеобразие поздних баллад.

Патриотическая лирика Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Участие поэта в литературной борьбе своего времени.

Тематическое разнообразие лирики Жуковского. Программное стихотворение «Теон и Эсхин». Сказки Жуковского.

Жуковский - переводчик. Основные переводы. Жуковский-педагог. Идеи воспитания в программе образования наследника престола.

Место и роль Жуковского в русской литературе. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о Жуковском.

И.А. Крылов (1768/69—1 844)

Традиции обличительной литературы в сатирической журналистике и художественном творчестве. Социальная сатира в «Почте духов». Общественно- политические и литературно-эстетические позиции И.А. Крылова.

Журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». Сатирическая проза Крылова. Восточная повесть «Каиб». Роль пародии в творчестве Крылова. Пародийные речи.

деятельность Крылова-журналиста, драматурга и прозаика в ХУIII в. Комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам».

Крылов-баснописец. Основная проблематика его басен. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве Крылова.

Реализм и народность басен Крылова. В.Г. Белинский о Крылове.

Мастерство Крылова-баснописца. Значение творчества Крылова в истории русской сатиры, в формировании основ русского реалистического искусства. Жанрово-стилевое новаторство Крылова.

А.С. Грибоедов (1795—1829)

Жизненный путь А.С. Грибоедова. Широта и многогранность его личности. Грибоедов — дипломат и общественный деятель. Ранние опыты в области драматургии.

«Горе от ума». Традиции сатирической литературы ХУIII в., черты классицизма, романтизма и реализма в комедии. Проблематика и идейное содержание. Отголоски идей раннего декабризма в произведении. Столкновение века «нынешнего» и «минувшего». Система образов. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Сюжетно-композиционная структура комедии, личное и общественное в ней.

Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

А.С. Пушкин (1799—1 837)

Жизненный и творческий путь писателя. Пушкин создатель русского литературного языка, его роль в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии. Значение творчества поэта для нравственно-духовного формирования русского общества.

Основные темы и мотивы лирики.

Лицейский период (8I4-1817). Пора ученичества и творческих поисков. Жанры лицейской лирики, ее мотивы и характер лирического героя. «Другу стихотворцу» - первый поэтический манифест поэта Отражение событий

Отечественной войны 1812 г. («Воспоминания в Царском селе»), вольнолюбивых настроений («Лицинию») в поэзии Пушкина. Попытки создания эпических произведений. Элегические мотивы в лирике поэта («Певец»). Итоговое стихотворение «Товарищам».

Петербургский период (1817—1820). Участие в обществе «Арзамас», знакомство с деятелями декабристского движения. Вольнолюбивая лирика и ее связь с декабристской идеологией («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»), эпиграммы.

Поэма «Руслан и Людмила», ее новаторский характер, образ героя-повествователя, язык произведения, связь с устным народным творчеством.

Южный период (1820—1824). Общение с деятелями Южного общества декабристов. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие лирики поэта, своеобразие лирического героя: «добровольный изгнанник» («Погасло дневное светило»), узник («Узник»), мститель («Кинжал») и др. Кризис вольнолюбивых устремлений поэта («Свободы сеятель пустынный» и др.) и его причина.

Южные поэмы, их идейно-художественные особенности, отражение в них черт характера «современного человека». Поэма «Цыганы». Основной конфликт, образ Алеко как выражение трагически безысходного положения современного человека.

Период михайловской ссылки (1824— 1826). Подведение итогов романтического периода («К морю»). Новое понимание сущности и назначения поэта («Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»). Трансформация основных лирических жанров: элегии («Сожженное письмо»), дружеского послания («И.И. Пущину» и др.). Стихотворение «19 октября». Стихотворения в народном духе («Песни о Стеньке Разине»), баллада «Жених». Трагедия «Борис Годунов». Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения (народ и власть, проблема личности, роль образов Пимена и Юродивого). Борис Годунов и Самозванец. Новаторство трагедии. Творчество 1826—1829 гг. Общественно-политическая позиция Пушкина и ее отражение в лирике («Стансы», «друзьям»). Образ Петра 1 в творчестве поэта («Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава»).

Декабристская тема и осуждение деспотизма («В Сибирь», «Арион», «Анчар»). Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»). Философская лирика поэта («дар напрасный, дар случайный...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных..»).

«Полтава» — историко-героическая и социально-психологическая поэма, система образов, своеобразие языка, элементы украинского фольклора.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В.Г. Белинский) и первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции, лирическое начало, особенности стиха («онегинская строфа»). Онегин как «герой времени». Образ Татьяны. Смысл противопоставления Онегина и Татьяны. Роль авторского повествования, его отношение к происходящим событиям и героям романа. В.Г. Белинский о романе.

Болдинская осень 1830 г. Идейно-тематическое и жанровое многообразие произведений Пушкина этого периода.

«Повести Белкина». Поэтика повестей. Своеобразие композиции. Основной конфликт, его отражение в сюжете повестей. Художественные критерии объединяющие повести в единый цикл.

«Маленькие трагедии», их социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, проблема нравственной деградации личности в условиях «ужасного века» («Скупой рыцарь»), таланта и посредственности («Моцарт и Сальери»), всепобеждающей силы любви («Каменный гость») и др.

Своеобразие болдинской лирики, ее идейное и жанровое многообразие

Творчество 1830-х гг. Отражение фактов биографии поэта в лирике Патриотические стихотворения («Клеветникам России», «Бородинская годовщина» «Перед гробницею святой»). Философская лирика («Вновь я посетил...», «Когда за городом задумчив я брожу...» и др.). Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Пушкин-историк. Проблема крестьянских восстаний в его творчестве. Роман «Капитанская дочка», его проблематика и идейное содержание. Связь частного и социального, исторически неизбежного и человеческого в характерах героев, Проблема историзма.

Поэма «Медный всадник», историко-философский конфликт в поэме и его преломление в сюжете и композиции. Проблема власти и народа, личности и государства. Новое осмысление деятельности Петра 1. Образ Евгения. Смысл их сопоставления.

Повесть «Пиковая дама», проблематика и идейное содержание. Образ Германа как человека «нового времени».

Мировое значение творческого наследия Пушкина. Пушкин и наша современность.

М.Ю. Лермонтов (1814—841)

Жизненный путь поэта. Периодизация его творчества.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Лирика 1836—1841 гг., ее ведущие мотивы, органическая связь личных и гражданско-философских и социально-политических мотивов, своеобразие лирического героя. Тема поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»). Образ Родины («Родина»). Взгляд на современное поколение («Бородино», «дума», «Как часто пестрою толпою окружен..»). Развитие в лирике поэта реалистических тенденций, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие («Парус», «Выхожу один я на дорогу...», «На севере диком...», «Узник», «Плененный рыцарь», «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва» («51, как матерь Божия, ныне с молитвой...»), («Я не унижусь пред тобой..»).

Ранние поэмы Лермонтова. Их ведущие темы, герои, идеи. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Лермонтовская философия русской истории и ее преломление в конфликте, сюжете и системе образов. Фольклорная основа поэмы.

Поэма «Мцыри», ее жанровое своеобразие, особенности сюжета и композиции.

Философский смысл поэмы. Поиски героем социально-нравственного идеала.

Символическое значение и многоплановость образов монастыря, природы, родины.

Трансформация романтической традиции.

Поэма «Демон», замысел и творческая история. Социально-философская сущность поэмы, диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме и их отражение в сюжете, композиции и системе образов. Лермонтовский демон и традиции западноевропейской и отечественной демониады.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман, его структура, система образов. Образ Печорина как героя «нового» времени, его сущность и взаимоотношения с окружающим миром. Решение проблем личности и общества, судьбы и воли, осознание нравственной ответственности за совершенные поступки. Романтизм и реализм в романе.

Место и роль Лермонтова в развитии русской поэзии и прозы.

Н.В. Гоголь (1809—1852)

Особенность творческого дарования 11.В. Гоголя и его поэтического видения мира. Смех Гоголя как важнейший компонент художественного мира писателя. Этапы творчества.

Традиции романтизма и национальная специфика произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба». Система образов. Образный язык.

Реализм изображения современной действительности. Изменение конфликтов. художественных типов, речевого стиля. «Миргород». Социальная проблематика и идейный смысл. Особенности композиционного построения сборника, особенности сатиры и юмора. «Петербургские повести», их идейное содержание и проблематика. Столкновение зла цивилизации и «наивной поэтической души» в повести «Шинель», ее гуманистический пафос и особенности сюжета и композиции. Фантастическое в произведениях Гоголя.

Драматургия Гоголя. «Ревизор», идейный смысл и основные персонажи комедии, Хлестаков и «хлестаковщина». Приемы комического. Своеобразие авторской позиции.

Поэма «Мертвые души», ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Социальная и нравственно-психологическая проблематика произведения. Омертвление человеческой души и надежда на ее возрождение. Эпическое и лирическое начала в поэме. Содержание лирических отступлений, их взаимосвязь и идейная функция. Система образов. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения. Развитие приемов психологического анализа. Образы-символы. Образы дороги и тройки, их роль в поэме. Образ автора в поэме. Гоголевский «смех сквозь слезы. Работа над вторым томом «Мертвых душ».

Духовная драма писателя. «Выбранные места из переписки с друзьями» как выражение основных идей, лежавших в основе второго тома поэмы. Отклики на эту книгу. Письмо Белинского к Гоголю и ответ писателя критику.

Место и значение Гоголя в русской и мировой литературе.

Русская литература второй половины ХIХ века.

Общая характеристика литературного процесса второй половины ХIХ века. Основные тенденции развития прозы, поэзии, драматургии, литературной критики.

«Натуральная школа», ее основные эстетические принципы, основные жанры и проблематика произведений. Литературные манифесты «натуральной школы» («Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник»). Роль журналов «Отечественные записки» и «Современник» в литературно- общественной борьбе, их полемика с охранительной и славянофильской журналистикой.

Расцвет литературы критического реализма. Произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.Н. Островского.

Поэзия 1860-х гг.: демократическая (Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, поэты «искровцы» и др.), поэзия «чистого искусства» (А.А. Фет, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев).

Развитие драматургии. Пьесы А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого и др.

Развитие критического реализма. Идейные и творческие поиски ведущих писателей этого периода (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Вступление в литературу А.П. Чехова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко, Д.П. Мамина-Сибиряка.

И.А. Гончаров (1812—1891)

Раннее творчество И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история», его тема, идейный смысл, система образов. Тема «утраченных иллюзий». Отражение в романе конфликтных ситуаций эпохи 1840-х гг. Позиция автора в оценке образов Александра и Петра Ивановича Адуевых. Роль пушкинских реминисценций. Элементы гоголевской образности и стилистики.

Роман «Обломов» как социально-психологический и философский роман. «Сон Обломова» и его место в идейно-художественной структуре романа. Образ Обломова как русский национальный и универсальный тип. Штольц — новый тип деятеля и практика. Женские образы в романе, их роль в судьбе Обломова. Критика об Обломове и обломовщине (Н. Добролюбов, Д.Писарев, А. Дружинин, А. Григорьев)

И.С. Тургенев (1818—1 883)

Общая характеристика творчества. «Записки охотника». Принципы изображения и оценки действительности. Многообразие крестьянских типов в рассказах. Элементы романтического стиля в описаниях природы.

Повести о любви («Вешние воды», «Ася», «Первая любовь»). «Русский человек на рандеву» (Н.Г.Чернышевский). Тип «Тургеневской девушки». Форма элегии в прозе.

Романы Тургенева — художественная летопись жизни русского общества 1830- 1870-х годов. Роман «Рудин», его проблематика и идейное содержание. Место Рудина в галерее образов «лишних людей». Роман «Дворянское гнездо», его нравственно-философское и идейное содержание и проблематика. Образ Лаврецкого, его поиски нравственного идеала, раздумья о будущем России. Лиза Калитина и идейно- нравственная сущность ее образа. Роман «Накануне». Речь «Гамлет и Дон Кихот» как подготовительный этюд и комментарий к роману. Образ Инсарова как тип борца за независимость своей родины. Его оценка Н.А. Добролюбовым.

Роман «Отцы и дети», его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ. Образ Базарова как «переходный тип»

«человека беспокойного и тоскующего». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, МА. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

«Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Тургенев как пропагандист русской культуры на Западе. Роль писателя в развитии русской литературы.

А.Н. Островский (1823—1886)

Театр А.Н. Островского. Драма «Гроза», ее проблематика, идейное содержание, система образов. Символическое название пьесы. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины. Контраст между красотой природы и «жестокими нравами» города Калинова. Изображение представителей «темного царства». Проблема «отцов и детей». Образ Катерины как национальный русский характер, ее стихийный протест против угнетения свободы личности. Споры вокруг «Грозы».

Пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Снегурочка». Проблематика. Характеристика героев. Особенности конфликта и языка.

Новаторский характер драматургии Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Н.А. Некрасов (1821—1877)

Некрасов и «натуральная школа», его издательская деятельность. Тема социальной трагедии в «городской» и «крестьянской» лирике Некрасова. Настоящее и будущее русского народа в стихотворениях «Школьник», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.

Некрасов — организатор и создатель нового «Современника». Интимная лирика поэта, ее своеобразие. Образ русской женщины в стихотворениях и поэмах Некрасова. Особенности понимания роли поэта и поэзии («Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт»).

Поэмы Некрасова о народной жизни: «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Их идейное содержание и своеобразие художественной формы. Фольклорное начало в поэзии Некрасова..

дореформенная и пореформенная Россия в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Типы крестьян. Проблема народного счастья. Образ «народного заступника». Тема социального и духовного рабства в главе «Последыш», балладе «Про холопа примерного, Якова верного» и других частях поэмы. Тема народного бунта и возмездия в главе «Савелий, богатырь святорусский» и балладе «О двух великих грешниках». Новаторство и богатство поэтического языка Некрасова, некрасовские размеры и рифмы.

Воздействие традиций Н.А. Некрасова на русскую поэзию.

Ф.И. Тютчев (1803—1873)

Идейно-художественный путь Ф.И. Тютчева. Философский характер Тютчевского романтизма. Особенности мировоззрения поэта. Тютчев как поэт-философ. Драматическое и трагедийное начала в его поэзии. Восприятие мира как воплощения дисгармонии и стремление к гармонии и красоте. Душа и природа в тютчевской поэзии («Не то, что мните вы....» и др.). Социальные мотивы в поэзии Тютчева («Русской женщине», «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...» и др.). Особенности любовной лирики Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.). Поэтические отклики Тютчева на оду Пушкина «Вольность» и восстание декабристов. Особенности образной системы Тютчева. Мелодика и гармония стиха. «Фрагмент» (лирическая миниатюра) как основной жанр поэзии Тютчева. Значение поэтических открытий Тютчева.

А.А. Фет (1820—1892)

Основные темы лирики. Тема природы. «Летний вечер тих и ясен...», «Первая борозда» и др. Непосредственность художественного восприятия мира в лирике поэта («На заре ты ее не буди...», «Вечер» и др.). Образцы европейского искусства и античной поэзии Фета. Онтологическая лирика. Любовная лирика Фета и ее особенности («Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад...» и др.). Тема поэзии в лирике Фета («Поделись живыми снами...», «Как беден наш язык!»).

Цикл «Вечерние огни». Философские мотивы в поздней лирике Фета. Тема смерти и трагедии человеческого существования в стихотворениях «Ничтожество», «Смерти», «Никогда» в др. Лирическая исповедь как форма авторского самовыражения.

А.К. Толстой (1817—1875)

Жанровое многообразие творчества АК. Толстого. Основные мотивы лирики поэта, фольклорные мотивы и образы в ней. Любовная лирика и ее особенности («Средь шумного бала...», «Не ветер, вея с высоты..» и др.). Исторические мотивы в стихах поэта («Колокольчики мои...», «Василий Шибанов» и др.).

Сатирические стихи Толстого («Сон Попова», «История Государства российского от Гостомысла до Тимашова»). Антинигилистические мотивы в лирике поэта («Против течения», «Поток-богатырь», «Порой веселой мая...»).

Проза Толстого («Князь Серебряный»). Драматургическая трилогия и ее особенности.

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889)

Литературная деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Роман «Господа Головлевы» как новый тип социального романа, его идейный смысл и проблематика. Три поколения семьи Головлевых. Тема разложения семьи и нравственной деградации личности. Образ Иудушки Головлева.

История одного города» как антиутопия и политическая сатира на самодержавие. бюрократию и крепостничество. Особенности типизации и индивидуализации образов, приемы пародии и гротеска.

«Сказки для детей изрядного возраста», их основные темы: деспотизм и рабство («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»), психология либерализма («Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», «Либерал»). Крестьянство и барство в сказках (Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «дикий помещик», «Коняга» и др.). Особенности сатирической типизации. Эзопов язык. Философский потенциал сказок и особенности поэтики.

Своеобразие метода, стиля и поэтики Щедрина. Политические, социальные и философско-нравственные аспекты художественного мира писателя. Жанровое многообразие его творчества. Трансформация тем и образов Салтыкова Щедрина в литературе ХХ века.

Л.Н. Толстой (1828—1910)

Жизненный и творческий путь. Раннее творчество. Автобиографическая трилогия («Детство», «Отрочество, «Юность») и «Севастопольские рассказы». Новаторские особенности ранних произведений Толстого, решение в них нравственных и философских вопросов. Реализм произведений. Цикличность. Идейно-тематическое единство.

«Война и мир» как национально-героический, философско-исторический, психологический и семейно-бытовой роман-эпопея. Творческая история произведения. Литературные традиции и исторические источники в обработке Толстого. Широта охвата действительности в романе, многопроблемность произведения. Основные положения толстовской философии истории. Понимание Толстым сущности русского национального характера. Основные конфликты и система образов. Решение вопроса о роли народных масс и личности в истории. Жанровые особенности романа-эпопеи.

«Анна Каренина». «Мысль семейная» в романе и его нравственный пафос. Система образов романа. Отражение в образе Константина Ленина духовных исканий писателя. Смысл эпиграфа. Мастерство Толстого-психолога.

Повести Толстого 1880-1900-х годов. («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол». «Отец Сергий», «Записки сумасшедшего», «Холстомер», «Хаджи-Мурато).

Роман «Воскресение», его проблематика, идейный смысл, призыв к нравственному самоусовершенствованию как средству решения всех социальных проблем. Образ Катюши Масловой. Духовное падение и путь к воскрешению князя Нехлюдова.

Вклад Толстого в русскую и мировую культуру. Традиции Толстого в русской литературе ХХ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: