Основные понятия и термины

 

 

Агностицизм – (от греч.agnwstoz -недоступный познанию). Философская концепция, согласно которой невозможно достигнуть истинного знания об окружающей действительности. Согласно Д.Юму познание не может выйти за пределы опыта и поэтому не может познать реальность как таковую. Согласно И.Канту познание истины напрямую связано с познавательными способностями человека по отношению к которым мир представляется «вещь в себе».

Верификация -процедураустановления истинности той или иной теории путем их эмпирической проверки. Истинность той или иной научной теории должна быть обоснована с помощью фактов. Понятие «верификации» получило широкое распространение в связи с исследованиями К. Поппера (1902-1994)

Гносеология -теория познания - раздел философии, в котором изучаются закономерности и особенности познания. Гносеология исследует предпосылки познания, условия его достоверности и истинности.

Интерпретация - (от. лат. interpretation – разъяснение, истолкование) - мыслительная операция, которая придает смысл продуктам практической и культурной деятельности человека, выраженных в знаковой или другой наглядной форме.

Интерсубъективность -

Истина - особое отражение объективного мира в процессе познания, которое носит характер адекватного отражения реальности, то есть реальности как таковой. Истиной так же является объективное содержание опыта, идей, теорий, учений. Истина включает в себя результаты и методы познания.

Наука - сфера человеческой деятельности, содержанием которой является выработка и систематизация знаний о действительности. Это система теоретических и практических знаний о действительности, а так же способов его добывания. Наука как таковая, как специфическая сфера деятельности окончательно формируется в CUII веке в связи с применением экспериментального метода (Галилей, Ньютон).

Объяснение - процедура научного познания, осуществляемая с помощью установления рациональных связей и отношений, которые раскрывают сущность объекта (того или иного предмета).

Парадигма - (от греч. pardeigma -образец). Та или иная теория, принятая за образец исследования. Термин «парадигма» получил широкое распространение в работах американского философа Т. Куна (1922 - 1996). Согласно Куну, парадигмой является концепция или теория, которая признается в качестве научного достижения и принимается научным сообществом как образец решения той или иной проблемы.

Познание - форма постижения окружающего (объективного) мира, которая выражается в единстве теоретической и практической деятельности. Процесс познания обусловлен социальными и историческими особенностями развития человека.

Понимание - форма познания действительности, которая заключается в смысловой переработки исторических, культурных явлений и окружающей (природной) действительности. Понимание помогает ориентироваться в многообразии культурных и исторических явлений.

Понятие - мысль, которая в обобщенной форме отражает явления окружающей действительности. Понятие фиксирует общие и особенные признаки того или иного явления. Понятие отражает сущность предметов. Обобщение явлений окружающей действительности достигается за счет таких умственных процедур как абстракция, идеализация, определение.

Рациональное - (от лат. rationalis – разумный) - то, что относится к разума и им устанавливается; то что доступно разумному пониманию. Противоположность рационального является иррациональное.

Рефлексия - (от лат. reflexio –обращение назад, проникновение внутрь). Принцип мышления. Рефлексия направляет мышление на осмысление собственных закономерностей и особенностей. С помощью рефлексии проводится критика мышления, анализ мышления. Рефлексия способствует развитию самопознания, раскрывает сущность духовного мира мыслящего человека.

Скептицизм - (от греч.skeptikz - рассматривающий, исследующий). Философское направление основателем которого является древнегреческий мыслитель Пиррон (IU в. до н.э.)

Суждение – умственная операция, выражающая отношение говорящего субъекта к высказываемой мысли. Суждение так же включает в себя сомнение, убеждение или веру.

Теория - ( от греч. xeria, от xewrew - исследовать), совокупность взглядов и представлений, направленных на объяснение каких-либо явлений или процессов. Теория является формой организации научного знания и представляет собой ее высшую форму. Теория дает целостное представления о процессах окружающего мира.

Умозаключение - умственная операция, приводящая в стройный ряд элементы (посылки, заключения) мыслительного процесса. Умозаключение выражается в форме речи говорящего человека. Так же умозаключение может выражаться в форме «внутренней речи».

Эксперимент - (от лат. experimentum – опыт), метод познания, с помощью которого исследуются явления природы. Эксперимент проводится в особых управляемых условиях, которые создает сам исследователь. Исследователь так же контролирует ход эксперимента. Основой проводимого эксперимента является та или иная теория.

Эмпиризм - (от греч. empeiria - опыт), философское направление, утверждающее, что опыт является основой познания. Эмпирический метод включает описание опыта, а так же различные комбинации опыта. Эмпирический метод был впервые описан английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).

Эмпирическое - философская категория, которая характеризует форму научного познания. Отводит большую роль опытному познанию. Эмпирическое включает в себя конкретные природные объекты (предметы), наблюдение и эксперимент.

Эпистемология - теория познания, включающая современные проблемы познания, например, значение в методе познания используемого языка, взаимосвязь идей, концепций и теорий с историческими процессами.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается источник знания?

2. В чем заключается логика познавательного процесса?

3. Если ли отличие терминов «гносеология» и «эпистемология»?

4. В чем состоит значение скептицизма в процессе познания окружающего мира?

5. Какова структура познавательного процесса?

6. Что такое чувственное и рациональное знание?

7. Перечислите и дайте определение основным формам рационального познания.

8. Дайте определение основным методам теоретического знания.

9. Дайте определение основным методам эмпирического знания.

10. Каково исследовательское значение метода моделирования?

11. Какую функцию в познании выполняют понятия абсолютной и относительной истины?

12. Какова роль практики в процессе познания?

13. Перечислите основные виды практической деятельности.

14. Дайте основную характеристику эксперименту и экспериментальному методу.

15. Какое значение для развития науки имело применение экспериментального метода?

16. Назовите имена ученых, родоначальников экспериментального метода.

17. Дайте определение понятию науки.

18. Дайте характеристику основным признакам научного знания?

19. В чем на ваш взгляд отличие науки от других видов постижения окружающего мира, в том числе и философии.

20. Дайте характеристику основным формам научного знания.

21. В чем суть термина «парадигма»? Кто впервые вводит понятие «парадигмы».

22. В чем основное отличие теоретического и эмпирического уровней научного познания?

 

Литература

1. Алексеев В.П. Панин А.в. Теория познания и диалектика. М.,1991.

2. Барсков А.Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии.м.,1994.

3. Голубева Г.А. Философия. Учебник. М.,2011.

4. Голубинцев В.Д. Философия. М.,2008.

5. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М.,1994.

6. Кун Т. Структура научных революций. М.,2003.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.,2008.

8. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М.,1997.

9. Новейшая философская энциклопедия. М.,2004.

10. Современный философский словарь. М.,2004.

11. Спиркин А.Г. Философия. М.,2008.

12. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.,2006.

13. Тоффлер О. Наука и изменение (Предисловие)// Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.

14. Философия науки/ под. ред. С.А. Лебедева. М.,2004.

15. Кемеров В.Е. Наука.// Социальная философия. Словарь. М.,2006. С.284-285.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: