Позитивизм как философская парадигма индустриального общества

Позитивизм - одно из наиболее широко распространенных течений современной философии. Возникновение позитивизма связано с развитием научно-технического прогресса. Характерная особенность позитивизма: источник подлинного знания - наука. Частные науки должны стать базой для философских исследований. Позитивисты полагают, что метафизические положения является теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Широкое развитие получают идеи сциентизма. В концепции сциентизма абсолютизируется позитивное значение науки и техники.

В развитии позитивизма необходимо выделить три стадии:

- «первый позитивизм». Основные представители: О.Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль);

- «второй позитивизм». Основные представители: Э.Мах, Р. Авенариус;

- «третий позитивизм». Основные представители: Б.Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Р. Карнап, И. Лакатос, Т. Кун.

«Первый позитивизм» - классический позитивизм. Возникает в середине CIC века. Родоначальник - французкий философ, социолог О. Конт (1798-1857). Конт утверждает, что вся прежняя философия или метафизика не является достоверным, истинным знанием. Ее место должна занять позитивная философия. Позитивная философия представляет собой «совокупность общих научных положений», исследующей понятия и методы частных наук. Предметом философского знания должен стать вопрос о формировании и систематизации специально-научного знания. Согласно Конту, основание науки является опыт, наука представляет собой опытное знание. Наука представляет собой непрерывное развитие неполного знания к всестороннему и целостному знанию. Основной метод познания - наблюдение. Конт выделяет три стадии интеллектуальной эволюции, которые проходит общество. Первая стадия - теологическая. Отношения вещей в окружающем мире объясняются воздействием сверхъестественных сил. Вторая стадия - метафизическая. Мир объясняется с помощью абстрактных понятий. Третья стадия - позитивная. Действительность познается посредством наблюдения и эксперимента.

Конт классифицирует науки в зависимости от их предмета и специфики содержания. Он выделяет следующие принципы классификации: от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от архаического к современному. Положительную науку об обществе Кант определяет как социальную физику (социологию). Предметом социальной физики является общество, семья, государство.

Основные труды О.Конта: «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система позитивной политики» (1851-1854), «Катехизис позитивной религии» (1852).

Основные идеи Конта получили свое развитие в учениях Дж.Ст. Милля (1806-1883) и Г. Спенсера (1820-1903).

«Второе позитивизм» получил название эмпириокритицизм (конец CIC века). Его основатели - австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и немецкий философ Рихард Авенариус (1843-1896). Мах и Авенариус полагали, что содержанием позитивизма должен стать переход от агностицизма к субъективизму. Предпосылкой «второго позитивизма» стали концептуальные изменения в естествознании на рубеже CIC-CCвеков. Такие открытия как: открытие электрона, феномена радиоактивности) разрушили прежние представления о строении материи и привели к отказу от положений материализма. Согласно Маху и Авенариусу, научное мышление должно освободиться как от материализма, так и от идеализма. Мир в своей основе не является физическим, а так же не является и психическим, то есть тем, что принадлежит сознанию. Между физическими и психическими элементами мира не существует принципиальной разницы. Основа мира нейтральна. Данные элементы могут быть даны в ощущениях. Познаваемый мир это не что иное, как «комплекс ощущений». Согласно Маху, содержанием познания должен стать опыт, но такой опыт, который является «очищенным от понятия материи», понятий причинности и времени.

По мнению Авенариуса в содержание концепции «нейтрального элемента мира» необходимо внести принцип «экономии мышления». Согласно данному принципу, мыслить нужно просто, минимальными теоретическими средствами исследовать то или иное явление. Основной исследовательский прием, по Авенариусу, - описание. Позитивная наука должна стать чисто описательной наукой.

«Третий позитивизм», или неопозитивизм. Его основное содержание сформировано целым рядом школ и направлений: логическим позитивизмом, логическим негативизмом, семантическим позитивизмом, критическим рационализмом. Логический позитивизм (1922) создан австрийским философом Морицем Шликом (1882-1936), американским философом Рудольфом Карнапом (1891-1970), немецким философом Хансом Рейхенбахом (1891-1953).

Логический позитивизм развивал идеи двух первых позитивизмов. Собственный вклад логического позитивизма в развитие позитивной философии - в анализе языковых форм знания. Философия - анализ языковых форм и особая деятельность, устраняющая неточности в формулировке «метафизических» положений.. Философом может называться тот, кто способен найти и устранить мнимое знание. Логический позитивизм разрабатывает исследовательскую процедуру «верификации» (от лат. verificare – подтвердждать истину). Содержанием «верификации» является сопоставления теоретического положения с фактами. Если такое положение невозможно сопоставить с фактическими данными, его следует считать «псевдоутверждением». Таким образом, функцией философии становится объяснение деятельности человека оперирующего языковыми формами. Однако принцип верификации

Главная особенность логического негативизма заключалась в переходе от принципа верификации к принципу фальсификации. Основной представитель логического позитивизма - английский философ Карл Поппер (1902-1994). Он сформулировал основные положения принципа фальсификации:

1) утверждения теории следует считать истинными, если чувственные факты опыта совпадают с основными положениями теории;

2) утверждения теории ошибочны, если чувственные факты опыта противоречат основным положениям теории;

3) утверждения необходимо считать не истинными и не ошибочными, а оправданными, если чувственные факты опыта, подтверждающие или отрицающие положения теории отсутствуют. Фальсификация (от лат. falsificare – совершать ошибки) означает: признание отсутствия фактов чувственного опыта, опровергающих положения теории при оправдании данного положения.

4) выводом из принципа фальсификации, позволяющим положению теории быть оправданным, становится указание на факты чувственного опыта, которые смогут подтвердить ли опровергнуть данное положение, доказать его истинность или ошибочность. Оправданное положение является истинным и может рассматриваться в качестве научного термина.

Семантический позитивизм, или лингвистический анализ был разработан Бертраном Расселом (1872-1970), Людвигом Витгенштейном (1889-1951), Альфредом Тарским (1902-1984), Джооджом Муром (1873-1958). Семантический позитивизм опирается на положения математической логики, сводит предмет философии к логическому анализу языка науки. Основная задача логического позитивизма - разработка семантической теории значения языковых выражений, которая представляет собой теорию понимания.

Критический рационализм, или постпозитивизм. Основные представители: Имре Лакатос(1922-1974), Томас Кун (1922-1996), Поль Фейерабенд (1924-1994). Главная идея критического рационализма заключается в обосновании определяющей роли науки. Представители постпозитивизма стремяться отделить науку как сферу рациональности от псведонауки, к которой они относят метафизику. Предметом научного знания являются не только языковые формы, а наука как целостная и динамично развивающаяся система. Научное знание, с этой точки зрения, невозможно разграничить на два уровня: на теоретический и на эмпирический.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: