double arrow

Прагматизм как философия действия

Основные положения прагматизма были заложены в 70-х годах CIC века в США. Прагматизм - философское течение, рассматривающее целесообразную деятельность человека в качестве определяющей характеристики сущности человека. Родоначальником прагматизма является Чарлз Пирс (1839-1914). Пирс впервые употребил термин «прагматизм» в качестве обозначения данного течения. Согласно Пирсу, главный вопрос философии не в проведении принципиального различия между идеализмом и материализмом, а в анализе отношения знания, убеждения и действия. Мышление должно быть ориентировано на достижение успеха, на решение жизненных задач. Содержание знания обусловлено практикой. По Пирсу, принцип Декарта cogito ergo sum не является фундаментальным принципом философии. Сомнение не может стать источником практического действия. Практичный человек стремиться избавиться от сомнений и достичь убеждения. Свойство полезности обуславливает значение истины, а так же обуславливает развитие окружающего нас мира. Свои идеи Пирс изложил в работах «Как сделать наши идеи ясными»(1877), «Закрепление убеждения» (1878).

Последователь Пирса Уильям Джеймс (1842-1910) убежден, что философ размышляет о таком мире, который больше всего соответствует его темпераменту, он верит в любую, соответствующую его взглядам картину мира. Сознание человека является избирательным, оно сосредотачивается на одном и игнорирует другое. В идеях Джеймса сопрягаются воедино эмпиризм, идеализм и мистицизм. Джеймс полагает, что сознание представляет собой «название несуществующей вещи, оно не имеет права занимать место среди основных принципов. Те, кто еще остается верным ему, цепляются просто за эхо, за слабый звук, оставляемый исчезающим понятием «души» в воздухе философии».

Джеймс утверждает, что основой познания является только опыт. Философия и психология тесным образом взаимосвязаны между собой. Джеймс вывел пять положений, характеризующих сознание и мышление:

1) мышление индивидуально. Опыт принадлежит конкретному человеку;

2) мысли восприятия непрестанно изменяются. С помощью опыта мы имеем дело с одними и теми же объектами, но при этом двух одинаковых восприятий не существует. Изменения происходят постоянно, но при этом опыт способен запечатлеваться и сохраняться.

3) мысль изменчива, в то время как опыт постоянен.

4) сознание человека избирательно, оно не является пассивным. Сознание порождает многообразие восприятий и идей, в то время как конкретный мир, в мы живем обусловлен интересами и выбором.

Джеймс полагает, что большое значение в жизни человека имеет свобода. Для того, чтобы достичь ту или иную цель усилий человека может быть недостаточно, но благодаря способности конкретизировать внимание человек получает возможность достижения, новых целей, что является результатом нашей свободы.

Философ отрицает значение детерминизма в познании мира. В своем существовании человек испытывает чувство подлинной непредрешенности будущего. Собственными действиями человек способен улучшить качество жизни. Джеймс призывает к действию даже тогда, когда имеет место риск и неопределенность. При этом следует избрать такой способ действий, который придаст нашей жизни целесообразность и полноту. Вера является сосредоточием человеческой жизни и деятельности. С этой точки зрения воплощением свободы выступает «энергетическое умонастроение». Жизнедеятельность базирующаяся на таком настроении позволяет отыскать непреходящий смысл жизни, облегчить страдание и гуманизировать существование. Религия способствует достижению нравственных целей деятельности человека наполненного энергическим умонастроением. Религия помогает человеку преодолеть ощущение негативности и абсурда жизненного существования.

В программной работе «Прагматизм» Джеймс раскрывает смысл своего учения. Он подчеркивает важность практических следствий исследования любого предмета. На примере различия между материализмом и теизмом, утверждающим существование Бога, Джеймс объясняет свой подход. Если рассматривать данные подходы с исторической точки зрения (из настоящего в прошлое), то констатировать расхождения между ними невозможно. Оба подхода способны объяснить все существующее. Но если обратить внимание на материализм и теизм с точки зрения их проектов в будущее, то различия видны явным образом. Материализм лишает человека надежды, идеалов и достижений. Жизнь в таком мире лишена смысла, поскольку будущее здесь закрыто. Идея является истинной, если подкреплена опытом. Истина обладает временным измерением. Идей становятся истинными по мере того, как оправдываются порожденные ими ожидания.

Американский философ Джон Дьюи (1859-1952) является третьим крупнейшим теоретиком прагматизма. Положения прагматизма Дьюи определяет как инструментализм. Дьюи формулирует фундаментальное понятие «опыта», под которым понимает все виды проявления человеческой жизни. Задача философии, с точки зрения Дьюи - организация жизненного опыта (социального бытия человека), который способен улучшить жизнь людей. Средством достижения этого должен стать такой научный метод, который служил бы инструментов для достижения прагматических целей. Идеи и теории должны выступить в роли интеллектуальных инструментов.

Таким образом, основополагающая идея Дьюи, определяющая суть его философии - инструментализм. Познание - инструмент, с помощью которого человек приспосабливается к окружающей его среде. Практическая целесообразность является истинным критерием морали. Истинны те теории, которые являются «результативно-выгодными», ведут к достижению целей. Средства их достижения должны отвечать сути проблемы и поставленной цели.

Инструментализм как метод философского знания направлен на эффективное решение проблем в демократическом обществе. Инструментализм должен помочь человеку в решении его главной задачи - наилучшим образом устроиться в жизни. Основные идеи и принципы прагматизма имели существенное значение в формировании стиля американского мышления, социальной практики и политики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: