double arrow

Основные тенденции структурализма и постструктурализма.

 

 

Термин «структурализм» объединяет ряд направлений в социогуманитарном знании XX в. Структурализм можно определить как попытку выявить глубинные универсальные структуры в об­ществе на всех уровнях: в литературе, философии, математике, психологии. Структурализм считает фундаментом всего духовно­го производства знаково-символическую, языковую деятельность че­ловека. Духовная культура формируется в языке и через язык, строится по образу и подобию языка. Ни одна фундаментальная проблема бытия человека не может быть реше­на без пристального внимания к языку, без учета его роли. Человек — единственное существо, создающее себе про­блемы посредством языка.

Зарождение структурализма связано с исследованиями швей­царского лингвиста, естествоиспытателя и философа Фердинанда де Соссюра (1857—1913). Он рассматривал язык как систему зна­ков. Каждая единица системы одновременно определяет другие элементы и определяема ими. Центральное понятие структура­лизма — структура — совокупность устойчивых связей объекта, делающие возможным сохранение и инвариантные преоб­разования его относительно в относительно широких интервалах внешних условий среды. Эти идеи легли в основу структурализма. Структурализм — это не только метод исследования, но и особое мировоззрение, особая философская система, получившая распро­странение в 1950-1960-е гг. Структурный метод позволил пере­осмыслить роль языка в составе бытия. Язык предстал как феномен, далеко выходящий за рамки знания, т. е. того, что осознается. Язык запечатлевает бессознательные (неосознан­ные) структуры, скрытые за внешним слоем того, что осознается и выражается непосредственно. Неосознанные структу­ры связаны с языком как знаковой системой и лежат не в сфере непосредственных значений языка, а в сфере его организации.

Открытие бессознательных структур означало признание того, что человек, его сознание подчинены действию независящих от воли людей безличных начал. Сознание им подчинено, по­скольку связано с языком и не может функционировать иначе. Язык же определенным образом организован. Следова­тельно, сознание оказывается целиком запрограммировано язы­ком культуры, к которой принадлежит, становится «пленником языка». В этой связи встают вопросы о свободе человека, о возможности взаимопонимания лю­дей, принадлежащих к культурам с различным строем язы­ка. Структурный метод, открыв перспективу иссле­дования языка, а через него — явлений общественной жизни, поставил под сомнение свободу человеческой инди­видуальности и единство человечества.

Богатство или бедность языка (т. е. характерный для него набор слов и выражений, конструкций) влияет на воз­можности языка. Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мысли, обнаруживает глубину и высокую развитость мышления. Бедный язык свидетельствует об убогости, неразвито­сти мысли.

В массовом обществе социализация ведет к диктатуре языка. Общество «входит в человека» посредством стандартизированно­го и схематичного языка массовых коммуникаций. Вместе с осво­ением такого языка человек становится пленником мне­ний, представлений, предрассудков, усваивает готовые варианты оценок тех или иных общественных явлений.

Массовый язык тотален, т. е. охватывает все сферы, все участки жизнедеятельности человека. Даже протест против различных сто­рон существующего порядка человек формулирует на том же мас­совом языке. Тиранию языка невозможно победить. Тем не менее язык остается важнейшим «местом встречи» человека и общества.

Структурализм стал последним воплощением западного, в особенности французского рационализма, испытав влияние по­зитивизма (О. Конт, Э. Дюркгейм), неорационализма (Г. Башляр).

Структурализм попытался поднять гумани­тарное знание до уровня теории. Клод Леви-Строс (1908—2009), французский антрополог и философ, называет структурализм сверхрационализмом. Он видит задачу структурализма в объеди­нении логической последовательности ученого с ме­тафоричностью и парадоксальностью художника, «включении чувственное в рациональное».

Структурализм выступил против феноменологии, экзистенци­ализма, герменевтики и всех форм психологизма. От неопозити­визма структурализм отличается широтой взгляда, стремлением преодолеть узкий эмпиризм и за многооб­разием явлений увидеть объединяющие черты и связи, подняться до глобальных теоретических обобщений.

Важное место в структурализме занимают принципы плюра­лизма и релятивизма, согласно которым» в реальной действитель­ности сосуществует «множественность порядков». Каждый из них является неповторимым, что исключает возможность уста­новления между ними какой-либо иерархии, поскольку все они равноценны. Данный подход распространяется и на существую­щие относительно того или иного «порядка» концепции, теории или интерпретации, каждая из которых является одной из множе­ства возможных и допустимых, а их познавательные достоинства следует считать равноценными и относительными.

Кроме принципов плюрализма и релятивизма структурализм использует методы формализации и математизации, с по­мощью которых осуществляется построение структур и моделей с использованием абстрактно-логических или графических схем, формул или таблиц.

В теории познания структурализма серьезные изменения пре­терпевают обе стороны познавательного процесса — познающий субъект и познаваемый объект. Структурализм радикально пере­сматривает проблематику человека, понимаемого как субъекта познания. Структурализм стремится обойтись без познающего субъекта. У Леви-Строса место традиционного субъекта занимают «ментальные структуры» или «бессознатель­ная деятельность духа», порождающая «структурные законы», определяющие человеческую деятельность.

Согласно французкому философу Мишелю Фуко (1926—1984) место субъекта занимают «эпистемы», «исторические априори» или «дискурсивные практики», функционирование которых не нуждается в традиционном понятии субъекта. Структурализм исключает из процесса познания не только субъект, но также и объект позна­ния. Структуралистская эпистемология представляет собой «тео­рию познания без познающего субъекта и познаваемого объекта».

Постструктурализм (неоструктурализм) объединяет под од­ним названием представителей разных философских позиций. В 1970—1980-е гг. постструктурализм распространяется во Фран­ции, США. Это философы Жак Деррида (1930-2004), Жиль Де-лез (1925-1995), Феликс Гваттари (1930-1992), Жан Бодрийяр (1929-2007), Поль де Манн (1919-1983), Хэролд Блум (род. 1930), Жюли Кристева (род. в 1940), Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998). Общим для постструктурализма становится интерес ко всему «неструктурному» в структуре — выявление и описание эффектов, возникающих на границах структуры и неструктурируемого мира. В центре внимания философов —жела­ние как начало индивидуальной и социальной жизни. «Человек структурный» уступает место «человеку вожделеющему». Постструктуралистский субъ­ект — это существо особой ориентации, стремящееся выйти в не­предсказуемый мир создания поступков и смыслов, не предопре­деляемых структурной логикой. Книга Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип: капитализм и шизофрения» (1972) стала событием в развитии современного теоретического мышления. Книга появилась на фоне студенческого движения конца 1960-х гг. и проникнута бунтарскими и анархистскими настрое­ниями. «Разрушай! Шизоанализ идет путем разрушения, его задача — полное очищение бес­сознательного, абсолютное выскабливание»1. Авторы создают концепцию личности, которая выражается в термине «шизофре­ния» и «паранойя». Паранойя порождает целостность обществен­ной жизни; шизофрения — фрагментарность, множественность, раздробленность. В «Анти-Эдипе» авторы указывают на связь между шизофренией и капитализмом: «Наше общество произво­дит шизофреников точно так же, как оно производит шампунь, крем или машины Форда, причем единственное различие заклю­чается в том, что шизофреников нельзя продать». Основным ви­дом производства становится производство желания, люди и их органы становятся «кусочками и винтиками социального меха­низма». Общество состоит из «желающих машин», под которыми понимаются различные объекты — от людей до целых обществен­ных формаций.

Жак Деррида провозглашает принципиальную неопределен­ность любого смысла. Мышление и культура понимается как про­цесс бесконечного замещения знаков, их постоянного перекодиро­вания. Мир в конечном счете воспринимается как бесконечный, безграничный текст. С точки зрения постструктурализма, история, общество и человек могут быть прочитаны как текст; человечес­кая культура воспринимается как единый интертекст; текст наде­ляется автономным существованием.

 

 

Подведем итоги

1. Характерными чертами современной западной философии явились: разнообразие школ и направлений, иррационализм, антропологизм, невозможность философского знания о предельных основаниях бытия и познания («кризис метафизики».)

2. Философия CC века уделяла большое внимание исследованию проблем нерационального. «Философия жизни» ставит основную задачу философии - постижение жизни как таковой. Жизнь нужно «не объяснять», а понимать, описывать посредством средств интуитивного проникновения.

3. Прогресс науки и техники, развитие индустриального общества способствовали формированию философских направлений, согласно которым подлинным источником знания может быть только опытные науки (позитивизм); целесообразная «результативно-выгодная» деятельность человека направленная на получение практического результата (прагматизм).

4. В качестве преодоления расхождений сциентизма (ориентация на науку) и иррационализма (ориентация на иррациональное постижение) формируются такие направления как: психоаналитическая философия - рационализирующая бессознательное; структурализм - анализирующую знаково-символические структуры, представляющие собой синтез противоположных элементов: понятий и коллективных образов.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности современной западной философии?

2. Что явилось предпосылкой иррационалистического направления в современной философии?

3. Раскройте специфику принципа «воли» в философии пессимизма А. Шопенгауэра.

4. Философия Ф. Ницше представляет собой особый тип мышления - поэтическое. Какие основные понятия о мире и человеке выводит Ницше в своей философии?

5. Какой метод предлагает В. Дильтей в качестве метода исследования?

6. Каков смысл и значение концепции «творческой эволюции» А. Бергсона?

7. Позитивисты полагают, что источником знания являются частные (экспериментальные) науки. Что явилось предпосылкой такого сдвига в философском знании?

8. Дайте сравнительную характеристику этапам развития «позитивизма».

9. На что должно быть направлено философское знание с точки зрения прагматизма?

10. Что обуславливает ценность мышления в философии Ч. Пирса?

11. Раскройте основные положения инструментализма Дж. Дьюи.

12. Какие две противоположные тенденции в философском знании попытался синтезировать психоанализ?

13. Представление о сознании кардинально изменилось с появлением учения Фрейда. К каким выводам в понимании сознания пришел Фрейд?

14. Дайте определение понятию «архетип» в психоанализе К. Юнга.

15. Каковы основные идеи структурализма?

 

Литература

 

1.Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. М.,2000.

2. Скирбекк Г., Гилье И. История философии. М.,2000.

3. Великие мыслители Запада/ пер. с англ. М.,1999.

4. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск.,1999.

5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.,2008.

6. Гобозов И.А. Куда катится философия. М.,2005.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,1995.

8. Западная философия. Итоги тысячилетия. Екатеринбург, 1997.

9. Джеймс В. Прагматизм. СПб.,1912.

10. Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994.

11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.,2005.

12. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. СПб., 2000. Т.1.

13. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. М.,1993.

14. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

15. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993. Т.1.

16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.,1990.

17. Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1993.

18. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада. М.,1994.

19. Философия М. Хайдеггера и современность М.,1991.

20. Фрейд З. Пространство желания. М.,1995.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Человек. М.,1994.

 


1 Цит по: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. С. 288-289.

2 Там же. С. 290.

1 Там же.

2 Маковельский А.О. Досократики. Казань. Ч I. С. 154.

3 Там же

1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,2000. С.33.

1 Кант И. Сочинения в 6-и томах. Т.4. Ч.1. М.,1965. С. 261.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: