Термин «структурализм» объединяет ряд направлений в социогуманитарном знании XX в. Структурализм можно определить как попытку выявить глубинные универсальные структуры в обществе на всех уровнях: в литературе, философии, математике, психологии. Структурализм считает фундаментом всего духовного производства знаково-символическую, языковую деятельность человека. Духовная культура формируется в языке и через язык, строится по образу и подобию языка. Ни одна фундаментальная проблема бытия человека не может быть решена без пристального внимания к языку, без учета его роли. Человек — единственное существо, создающее себе проблемы посредством языка.
Зарождение структурализма связано с исследованиями швейцарского лингвиста, естествоиспытателя и философа Фердинанда де Соссюра (1857—1913). Он рассматривал язык как систему знаков. Каждая единица системы одновременно определяет другие элементы и определяема ими. Центральное понятие структурализма — структура — совокупность устойчивых связей объекта, делающие возможным сохранение и инвариантные преобразования его относительно в относительно широких интервалах внешних условий среды. Эти идеи легли в основу структурализма. Структурализм — это не только метод исследования, но и особое мировоззрение, особая философская система, получившая распространение в 1950-1960-е гг. Структурный метод позволил переосмыслить роль языка в составе бытия. Язык предстал как феномен, далеко выходящий за рамки знания, т. е. того, что осознается. Язык запечатлевает бессознательные (неосознанные) структуры, скрытые за внешним слоем того, что осознается и выражается непосредственно. Неосознанные структуры связаны с языком как знаковой системой и лежат не в сфере непосредственных значений языка, а в сфере его организации.
|
|
Открытие бессознательных структур означало признание того, что человек, его сознание подчинены действию независящих от воли людей безличных начал. Сознание им подчинено, поскольку связано с языком и не может функционировать иначе. Язык же определенным образом организован. Следовательно, сознание оказывается целиком запрограммировано языком культуры, к которой принадлежит, становится «пленником языка». В этой связи встают вопросы о свободе человека, о возможности взаимопонимания людей, принадлежащих к культурам с различным строем языка. Структурный метод, открыв перспективу исследования языка, а через него — явлений общественной жизни, поставил под сомнение свободу человеческой индивидуальности и единство человечества.
Богатство или бедность языка (т. е. характерный для него набор слов и выражений, конструкций) влияет на возможности языка. Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мысли, обнаруживает глубину и высокую развитость мышления. Бедный язык свидетельствует об убогости, неразвитости мысли.
|
|
В массовом обществе социализация ведет к диктатуре языка. Общество «входит в человека» посредством стандартизированного и схематичного языка массовых коммуникаций. Вместе с освоением такого языка человек становится пленником мнений, представлений, предрассудков, усваивает готовые варианты оценок тех или иных общественных явлений.
Массовый язык тотален, т. е. охватывает все сферы, все участки жизнедеятельности человека. Даже протест против различных сторон существующего порядка человек формулирует на том же массовом языке. Тиранию языка невозможно победить. Тем не менее язык остается важнейшим «местом встречи» человека и общества.
Структурализм стал последним воплощением западного, в особенности французского рационализма, испытав влияние позитивизма (О. Конт, Э. Дюркгейм), неорационализма (Г. Башляр).
Структурализм попытался поднять гуманитарное знание до уровня теории. Клод Леви-Строс (1908—2009), французский антрополог и философ, называет структурализм сверхрационализмом. Он видит задачу структурализма в объединении логической последовательности ученого с метафоричностью и парадоксальностью художника, «включении чувственное в рациональное».
Структурализм выступил против феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и всех форм психологизма. От неопозитивизма структурализм отличается широтой взгляда, стремлением преодолеть узкий эмпиризм и за многообразием явлений увидеть объединяющие черты и связи, подняться до глобальных теоретических обобщений.
Важное место в структурализме занимают принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым» в реальной действительности сосуществует «множественность порядков». Каждый из них является неповторимым, что исключает возможность установления между ними какой-либо иерархии, поскольку все они равноценны. Данный подход распространяется и на существующие относительно того или иного «порядка» концепции, теории или интерпретации, каждая из которых является одной из множества возможных и допустимых, а их познавательные достоинства следует считать равноценными и относительными.
Кроме принципов плюрализма и релятивизма структурализм использует методы формализации и математизации, с помощью которых осуществляется построение структур и моделей с использованием абстрактно-логических или графических схем, формул или таблиц.
В теории познания структурализма серьезные изменения претерпевают обе стороны познавательного процесса — познающий субъект и познаваемый объект. Структурализм радикально пересматривает проблематику человека, понимаемого как субъекта познания. Структурализм стремится обойтись без познающего субъекта. У Леви-Строса место традиционного субъекта занимают «ментальные структуры» или «бессознательная деятельность духа», порождающая «структурные законы», определяющие человеческую деятельность.
Согласно французкому философу Мишелю Фуко (1926—1984) место субъекта занимают «эпистемы», «исторические априори» или «дискурсивные практики», функционирование которых не нуждается в традиционном понятии субъекта. Структурализм исключает из процесса познания не только субъект, но также и объект познания. Структуралистская эпистемология представляет собой «теорию познания без познающего субъекта и познаваемого объекта».
Постструктурализм (неоструктурализм) объединяет под одним названием представителей разных философских позиций. В 1970—1980-е гг. постструктурализм распространяется во Франции, США. Это философы Жак Деррида (1930-2004), Жиль Де-лез (1925-1995), Феликс Гваттари (1930-1992), Жан Бодрийяр (1929-2007), Поль де Манн (1919-1983), Хэролд Блум (род. 1930), Жюли Кристева (род. в 1940), Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998). Общим для постструктурализма становится интерес ко всему «неструктурному» в структуре — выявление и описание эффектов, возникающих на границах структуры и неструктурируемого мира. В центре внимания философов —желание как начало индивидуальной и социальной жизни. «Человек структурный» уступает место «человеку вожделеющему». Постструктуралистский субъект — это существо особой ориентации, стремящееся выйти в непредсказуемый мир создания поступков и смыслов, не предопределяемых структурной логикой. Книга Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип: капитализм и шизофрения» (1972) стала событием в развитии современного теоретического мышления. Книга появилась на фоне студенческого движения конца 1960-х гг. и проникнута бунтарскими и анархистскими настроениями. «Разрушай! Шизоанализ идет путем разрушения, его задача — полное очищение бессознательного, абсолютное выскабливание»1. Авторы создают концепцию личности, которая выражается в термине «шизофрения» и «паранойя». Паранойя порождает целостность общественной жизни; шизофрения — фрагментарность, множественность, раздробленность. В «Анти-Эдипе» авторы указывают на связь между шизофренией и капитализмом: «Наше общество производит шизофреников точно так же, как оно производит шампунь, крем или машины Форда, причем единственное различие заключается в том, что шизофреников нельзя продать». Основным видом производства становится производство желания, люди и их органы становятся «кусочками и винтиками социального механизма». Общество состоит из «желающих машин», под которыми понимаются различные объекты — от людей до целых общественных формаций.
|
|
Жак Деррида провозглашает принципиальную неопределенность любого смысла. Мышление и культура понимается как процесс бесконечного замещения знаков, их постоянного перекодирования. Мир в конечном счете воспринимается как бесконечный, безграничный текст. С точки зрения постструктурализма, история, общество и человек могут быть прочитаны как текст; человеческая культура воспринимается как единый интертекст; текст наделяется автономным существованием.
|
|
Подведем итоги
1. Характерными чертами современной западной философии явились: разнообразие школ и направлений, иррационализм, антропологизм, невозможность философского знания о предельных основаниях бытия и познания («кризис метафизики».)
2. Философия CC века уделяла большое внимание исследованию проблем нерационального. «Философия жизни» ставит основную задачу философии - постижение жизни как таковой. Жизнь нужно «не объяснять», а понимать, описывать посредством средств интуитивного проникновения.
3. Прогресс науки и техники, развитие индустриального общества способствовали формированию философских направлений, согласно которым подлинным источником знания может быть только опытные науки (позитивизм); целесообразная «результативно-выгодная» деятельность человека направленная на получение практического результата (прагматизм).
4. В качестве преодоления расхождений сциентизма (ориентация на науку) и иррационализма (ориентация на иррациональное постижение) формируются такие направления как: психоаналитическая философия - рационализирующая бессознательное; структурализм - анализирующую знаково-символические структуры, представляющие собой синтез противоположных элементов: понятий и коллективных образов.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности современной западной философии?
2. Что явилось предпосылкой иррационалистического направления в современной философии?
3. Раскройте специфику принципа «воли» в философии пессимизма А. Шопенгауэра.
4. Философия Ф. Ницше представляет собой особый тип мышления - поэтическое. Какие основные понятия о мире и человеке выводит Ницше в своей философии?
5. Какой метод предлагает В. Дильтей в качестве метода исследования?
6. Каков смысл и значение концепции «творческой эволюции» А. Бергсона?
7. Позитивисты полагают, что источником знания являются частные (экспериментальные) науки. Что явилось предпосылкой такого сдвига в философском знании?
8. Дайте сравнительную характеристику этапам развития «позитивизма».
9. На что должно быть направлено философское знание с точки зрения прагматизма?
10. Что обуславливает ценность мышления в философии Ч. Пирса?
11. Раскройте основные положения инструментализма Дж. Дьюи.
12. Какие две противоположные тенденции в философском знании попытался синтезировать психоанализ?
13. Представление о сознании кардинально изменилось с появлением учения Фрейда. К каким выводам в понимании сознания пришел Фрейд?
14. Дайте определение понятию «архетип» в психоанализе К. Юнга.
15. Каковы основные идеи структурализма?
Литература
1.Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. М.,2000.
2. Скирбекк Г., Гилье И. История философии. М.,2000.
3. Великие мыслители Запада/ пер. с англ. М.,1999.
4. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск.,1999.
5. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.,2008.
6. Гобозов И.А. Куда катится философия. М.,2005.
7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,1995.
8. Западная философия. Итоги тысячилетия. Екатеринбург, 1997.
9. Джеймс В. Прагматизм. СПб.,1912.
10. Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994.
11. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.,2005.
12. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. СПб., 2000. Т.1.
13. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. М.,1993.
14. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.
15. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993. Т.1.
16. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.,1990.
17. Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1993.
18. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада. М.,1994.
19. Философия М. Хайдеггера и современность М.,1991.
20. Фрейд З. Пространство желания. М.,1995.
21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Человек. М.,1994.
1 Цит по: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. С. 288-289.
2 Там же. С. 290.
1 Там же.
2 Маковельский А.О. Досократики. Казань. Ч I. С. 154.
3 Там же
1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,2000. С.33.
1 Кант И. Сочинения в 6-и томах. Т.4. Ч.1. М.,1965. С. 261.