Современная западная философия - ряд философских направлений, возникших в CC столетии, основные идеи которых продолжают разрабатываться и в настоящее время. Характерные черты современной западной философии следующие:
Во-первых, определение исторического процесса как всемирного. Мировые войны в начале CC столетия способствовали усилению массового взаимодействия и массовой культуры. Всемирность исторического процесса способствовала формированию культуроцентризма и этноцентризма. Исторический процесс не уничтожает своеобразие государственного и культурного устройства, всемирный исторический процесс способствует формированию межкультурного пространства сосуществования.
Во-вторых, современной социальной жизни присущ динамизм. Он означает стремительность и изменчивость социально-культурных событий.
В-третьих, для современности характерно быстрое развитие научно-технического прогресса, видоизменяющего мир и человека в нем.
Изменяется философское знание, его смысл и содержание. Современная философия во многом отличается от предшествующей философии. Философская знание современности переосмысляет и да же в некоторых положениях отрицает классические образцы. Главное отличие связано с тем, что на рубеже CIC- CC веков окончательно оформляется переход от классической философии к неклассической и постклассической. В результате второй научной революции (конец CIC века) формируется неклассическая наука, которая по существу отличается от классической. Неклассическая наука характеризуется: отказом от критерия абсолютной объективности, отказом от полной адекватности знания, понятие истины уступает понятию обоснованности, понятия причинности и детерминизма заменяются понятием вероятности и индетерминизма, основные методологические принципы неклассической науки - релятивизм и плюрализм.
|
|
Наука приобретает черты инструментальности и прагматичности. Ее основная направленность - не получение истинных знаний, а преобразование природы, эффективность экономического производства.
Именно в этот период происходят коренные сдвиги и в сфере искусства. В конце CIC века формируется направление модернизма, а в начале CC века - авангард. В их содержании мы видим радикальное смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и реалистичности, на субъективные ощущения и представления. Одним из главных принципов эстетики и авангарда становится принцип «неверности предмету» - деформация, искажение, разложение предмета. Стремление экспериментировать, поиск новых технических и художественных приемов становится главным содержанием развития современного искусства.
|
|
Значительные изменения в философском знании способствуют становлению новых течений, таких как: позитивизм, американский прагматизм, структурализм, постмодернизм. Неклассической философия определяется следующими характеристиками:
o наличие разнообразных школ: экзистенциализм, герменевтика, неопозитивизм, неофрейдизм, неотомизм, персонализм, прагматизм, структурализм, феноменология, философская антропология. Ведущие школы получают статус мировых тенденций философской мысли.
o рационализм сменяется иррационализмом. Иррационализм (от лат. Irrationnalism - неразумный, несознательный) - система философских учений, утверждающих ограниченность рационального познания. Это философия CIC - начала CC века, отвергающая разум как основу человеческого бытия. Иррационализм - это философские системы, существенно ограничивающие место разума в познании окружающего мира и человеческой жизни, что констатировало абсурдность и бессмысленность человеческого существования.
o антропологический характер современных философских школ. Они утверждают, что главная философская проблема - проблема человека. Современная философия приближается к живому человеку, который способен саморазвиваться, изменять свое бытие.
o сложность методологии. Методы разрабатываемые современной философией усложняются по сравнению с философией CIC века.
o «кризис метафизики». Убеждение в невозможности философского знания о «последних основаниях бытия и познания» посредством системы понятий и категорий.
Философия XX века
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Иррационалистич. направление | Понятие «жизни», «жизненного порыва» |
Прагматизм | Действие, целесообразная деятельность человека |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постструктурализм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |