Тема 4.6 Старение и старость /2ч./

Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни. Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психологически развитие продолжается и в старости. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.

На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.

Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера, ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее. «Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, депривированные и фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство «реализованности» возраста. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).

 

Рекомендуемая литература.

Основная литература.

1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011

2. Петровский, А. В. Психология [Текст]: [учебник для вузов] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

3. Сидоренков, А.В., Захарченко, Н.А., Ситдикова, С.Н. Методики изучения доверия детей к незнакомым взрослым: учебно-методическое пособие/ А. В. Сидоренков, Н.А. Зхарченко, С.Н. Ситдикова. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 70с.

Дополнительная литература.

1. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.

3. Психология развития: Учебник для с туд. Высш. Психол.учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 568 с.

4. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349с.

6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 (эл. ресурс)

7. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия: для сткдентов высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. М.: академия, 2008. – 367с.

8. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: тесты: учеб. Пособие для вузов/ Е.В. Гурова. – М.: аспект Пресс, 2005. – 174 с.

9. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций – Москва: А- Приор, 2010. (электронный ресурс)

10. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов – Москва: ВЛАДОС, 2008 (эл. ресурс)

11. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – М.: Когито-Центр, 2011 (эл. ресурс)

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов – М: ЮРАЙТ, 2011 (Эл. Ресурс)

13. Поляков А.М. психология развития: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей учерждений, обеспечивающих получение высшего образования, 2-е издание. – Минск: ТетраСистемс, 2009. (Эл. ресурс)

14. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: учеб. Пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта; Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., испр. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2005. – 320с.

15. Психология личности [Текст]: хрестоматия. Т. 1 / сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2006. - 512 с. Бачинин, В. А.
Психология [Текст]: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 272 с. - Библиогр.: с. 266

16. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] = Personality theories: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.

17. Диалог в контексте возрастной психологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа - http://elibrary.ru/item.asp?id=12535439

18. Проблемы возратсной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана [Электронный ресурс]/ Режим доступа - http://elibrary.ru/item.asp?id=16753432

Порхачева, Л.В., Джус К.Я. Основные направления развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс]/ Режим доступа - - http://elibrary.ru/item.asp?id=13979159

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: