Взрослость (зрелость) соотносят с возрастом от 30 до 55-65 лет. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют акмеологией. В физиологическом плане взрослость связывают с оптимальным функционированием всех систем организма; в социальном и юридическом планах — с возможностью соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.
Психологически взрослость соотносится с собственным отнесением человеком себя к определенной возрастной когорте (для последнего очень важно наличие семьи и опыт родитель- ства), с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.
Э. Эриксон считал взрослость центральной стадией жизненного пути человека, характеризующейся переживанием нужности другим.
|
|
Основные новообразования возраста — производительность и продолжение рода — реализуются в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве. Если ситуация развития во взрослости неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению – кризису зрелости.
Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:
- умение брать на себя ответственность;
- стремление к власти, инициатива и организаторские способности;
- способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
- самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность;
- склонность к философским обобщениям;
- защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
- способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
- формирование индивидуального жизненного стиля;
- стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
- реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
- стабилизация системы социальных ролей и др.