Метод прогнозного графа, дерева целей

Развитие сценарного прогнозирования привело к разработке двух взаимосвязанных между собой методов: прогнозного графа и «дерева целей». Графом называют геометрическую фигуру, состоящую из вершин – точек, соединенных отрезками – ребрами. Графы могут содержать или не содержать циклы (петли), быть связными или несвязными, ориентированными или неориентированными. Если связный граф не содержит петель и ориентирован, то такой граф называют деревом целей, т. е. дерево – это связный граф, выражающий взаимосвязи и соподчиненность элементов. Метод прогнозного графа и «Дерева целей» являются методами прогнозирования сложных систем или процессов, в которых возможно выделение многих структурных или иерархических уровней.

1) Метод прогнозного графа. В основу этой методики также положено первоначальное осуществление подцелей и событий, лежащих на низких уровнях иерархии. Рассмотрим основные этапы этого метода:

Подготовительный этап. Первая группа экспертов четко формулирует глобальную цель исследования. Делаются ориентировочные количественные оценки средств, необходимых для достижения подцелей. Затем выполняются уточняющие этапы метода.

Первый этап. Каждый эксперт делает уточненный список промежуточных целей.

Они указывают:

  • отношения подчиненности;
  • имена специалистов, которые осуществят подцели;
  • подцели второго уровня.

Второй этап. Цель этого этапа – анализ промежуточных целей первого этапа. Второй этап выполняется второй группой экспертов, которая полностью отличается по составу от первой группы. Если промежуточные цели второго этапа достаточно сложны, то необходимо переходить на новый уровень детализации подграфов.

  • строятся графы, связанные с достижением промежуточных целей;
  • на основе этих графов корректируются цели второго уровня;
  • графы детализируются, т.е. строятся подграфы; подграфы проверяют на наличие циклов и тупиков.

Третий этап. Прогнозный граф, полученный в результате полной реализации первого и второго этапа, анализируется третьей группой экспертов с точки зрения количественных оценок каждой вершины и работы (вершина – цель, дуги – работы).

Для прогнозного графа рассчитываются следующие числовые характеристики:
1) время выполнения каждой подцели всего комплекса работ по формуле

 

tv- время выполнения подцели v;

tvj - время совершения v события по оценке j эксперта;

Vj- относительный вес авторитета j эксперта;

m – количество экспертов.

2) вероятность осуществления глобальной цели

Pj - вероятность достижения j цели;

Pjk - вероятность достижения j цели по мнению k эксперта;

Pjnk - вероятность достижения условия по мнению k эксперта.

3) вероятности выполнения всех событий (целей) графа по формулам теории вероятностей.

2)  Метод «Дерева целей» Дерево целей строится на основе последовательного выделения все менее значительных уровней и событий. Рассмотрим пример построения:

На рисунке каждая ветвь на более низком уровне разделяется на два еще более низких следующих уровня. Ветви, исходящие из одной вершины, должны быть взаимоисключающими и образовывать замкнутые множества с перечислением всех элементов конечного множества. Дерево целей строится для решения каждой отдельной проблемы. Когда на одном иерархическом уровне достигнуты все цели, то достигнуты поставленные цели и на следующем, более высоком уровне. Когда достигнуты все подцели, то будет достигнута и общая цель.

Для оценки значимости подходов можно приписать каждому из них коэффициент относительной важности. При присвоении коэффициентов следует учитывать, что их сумма должна быть равна единице. Это условие называют нормированием. Следуя по всевозможным цепочкам от вершины до основания дерева, можно вычислить коэффициенты относительной важности по каждой ветви дерева целей.

Методы аналогий

Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов. К ним относятся методы математических и исторических аналогий.

Прогнозирование по аналогии - это достаточно часто применяемый тип прогнозирования. Следует иметь в виду, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между: объектами управления, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней среды в случае, имеющем место ранее на практике, в конкретном случае прогнозирования.

Методы распознавания образов. Система распознавания на основа-нии сопоставления измеренного векто-ра признаков с априорным описанием классов состояний объекта принимает решение о принадлежности текущего состояния этого объекта к одному из классов.

Правило, которое каждому вектору признаков ставит в соответствие определенное наименование класса, называют решающим правилом.

Параметры (признаки) состояния объектов обычно имеют стохастический характер, их значения могут с не-которой вероятностью распределяться по нескольким классам состояния, поэтому в процессе распознавания возможны случайные ошибки.

3. Экспертные методы прогнозирования:

  • метод экспертных оценок:
  • индивидуальные экспертные оценки (сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки); 
  • коллективные экспертные оценки (метод «комиссий», метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.);метод построения сценариев:
  • технология применения, выявление факторов, предсценарный и сценарный этапы.

Существует две группы экспертных оценок:

1. Индивидуальные оценки основаны на использовании мнения отдельных экспертов, независимых друг от друга. сценарии, метод «интервью», аналитические докладные записки);

Метод “интервью” предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме “вопрос—ответ”, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по самым различным вопросам

Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам.

2. Коллективные оценки основаны на использовании коллективного мнения экспертов. (метод «комиссий», метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.);

Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проб­лемной ситуации. Наличие обратной связи позволяет концентриро­вать внимание участников только на вариантах, полезных по тем или иным критериям для решения проблемной ситуации. Однако, ис­кусственно вводя ограничения, мы лишаемся возможности увидеть все многообразие подходов, и тем самым появляется вероятность пропустить оригинальные мысли, имеющие потенциальную, но не осознаваемую в настоящий момент ценность. Отсутствие обратной связи, т.е. максимальная стимуляция высказываний, предполагает проведение сложной и большой по объему работы на этапе их оценки. Создавшаяся ситуация потребовала разработать метод «мозговой атаки», способный качественно и достаточно быстро проводить оцен­ку вариантов, не ограничивая при этом их числа.

Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей.

Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертной оценки будущего, т.е. экспертного прогнозирования. Метод «Дельфи» построен на следующем принципе: в неточных науках мнения экспертов и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы причинности, отражаемые естественными науками.

Метод «Дельфи» позволяет обобщать мнения отдельных экспер­тов в согласованное групповое мнение. Ему присущи все недостат­ки прогнозов, построенных на основе экспертных оценок. Однако проводимые корпорацией РЭНД работы по совершенствованию этой системы значительно повысили гибкость, быстроту и точность про­гнозирования.

Метод «Дельфи» характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экс­пертов. К таким особенностям относятся:

а) анонимность экспер­тов;

б) использование результатов предыдущего тура опроса;

в) статистическая характеристика группового ответа.

Анонимность заключается в том, что в ходе проведения про­цедуры экспертной оценки прогнозируемого явления, объекта участ­ники экспертной группы неизвестны друг другу. При этом взаимо­действие членов группы при заполнении анкет, полностью устраня­ется. В результате такой постановки автор ответа может изменить свое мнение без публичного объявления об этом.

Использование результатов предыдущего тура опроса заключа­ется в следующем: поскольку групповое взаимодействие осуществля­ется непосредственно с помощью ответа на анкету, специалист или организация, проводящие исследования по методу «Дельфи», извле­кает из анкет только ту информацию, которая относится к данной проблеме. Специалист-прогнозист учитывает мнение экспертов «за» и «против» по каждой точке зрения. Основной результат функциони­рования этой системы состоит в том, чтобы предотвратить принятие группой своих собственных целей и задач. Эта система дает возмож­ность группе специалистов концентрировать свои усилия на перво­начальных задачах, а не предполагать каждый раз что-то новое.

Метод «Дельфи» осуществим и эффективен при получении преиму­ществ от участия группы в подготовке прогноза; в то же время этот метод сводит до минимума или устраняет большинство труднос­тей, связанных с работой комиссии, хотя он может потребовать больше времени, чем комиссия с личным общением членов, особенно если опрос производится по почте.

Метод “комиссий” — один из методов экспертных оценок, основанный на работе специальных комиссий. Группы экспертов за “круглым столом” обсуждают ту или иную проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

Метод сценариев - это совокупность приемов изящного изложения процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управленческих. Осуществляется набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, возможным положительным и отрицательным последствиям. При составлении сценария должна быть решена задача, связанная с установлением логической последовательности событий, чтобы было видно, как происходит переход системы из предыдущего состояния в последующее. При этом эксперт должен отбирать только относящуюся к конкретной ситуации информацию с учетом объективных закономерностей развития. Необходимо показать, какими возможностями располагает каждое «действующее лицо» для управления ходом процесса, перечислить возможные варианты развития. Составление сценария с учетом этих требований - трудная задача.
Сценарий - это попытка подробно описать последовательность событий, с определенной вероятностью ведущих к конечному состоянию, или учесть возможные последствия производимого выбора. Сценарии представляют собой качественные описания, хотя и достаточно детализированные. Их основное достоинство - они позволяют объединить анализ множества факторов. Назначение сценарного метода - обеспечение научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности.

Структура сценария состоит из содержательной и количественной частей. Они напоминают литературные сценарии с прологом (история развития объекта), основной частью (ситуация, требующая разработки решения, цель решения, конфликт между участниками) и прологом (решения и возможные последствия). В содержательном плане сценарий представляет собой практическую реализацию принципа последовательного разрешения неопределенности. Все процедуры метода основаны на сочетании содержательного логико-эвристического анализа и формальных методов исследований.
Процесс разработки сценария реализует следующие функции: описательную, объяснительную и предсказательную. Сценарий позволяет определить возможные траектории развития системы. В нем должны четко быть описаны следующие параметры:

  • внутренние факторы (причины процесса саморазвития объекта);
  • фоновые переменные (факторы внешней среды);
  • факторы управления (факторы, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на систему и ее элементы);
  • сценарные переменные (факторы, значения которых непредсказуемы); индикаторы (критичные к предельным состояниям параметра).

Процесс разработки сценария делится на два больших этапа: подготовительный, или предсценарный, и сценарный.

Предсценарный этап - содержательное исследование и описание прогнозируемых процессов, построение моделей системы и подготовка всей необходимой информации для синтеза сценариев. Данный этап выполняет описательную и объяснительную функции прогнозных исследований.

На предсценарном этапе должна быть проведена вся подготовительная работа и получены следующие результаты:

  • сформулированы цели, задачи и условия прогноза;
  • собрана информация и составлено содержательное описание объекта прогнозирования, сформулирована рабочая гипотеза о механизме его функционирования и развития;
  • произведена декомпозиция системы (объекта);
  • разработана формальная схема функционирования;
  • сформулированы основные ограничения процессов функционирования и развития системы и определены индикаторы состояния системы;
  • выбраны средние значения фоновых переменных, сценарных параметров и альтернатив управления и построены базовые сценарии для системы в целом и ее элементов.

Сценарный этап обычно начинается с проведения расчетов по всем базовым сценариям. Цель расчетов - проверка содержательных базовых сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значений фоновых переменных и сценарных параметров, количественно- качественный анализ сценариев. Процесс построения сценариев - это выдвижение различных альтернатив развития рассматриваемой системы и последующая проверка каждой из них. Последовательное сравнение альтернатив обычно позволяет экспериментально определить основные тенденции развития и близкие к оптимальным траектории значений управляющих параметров. Разрабатываются 2-3 сценария. Преимущества данного метода: возможность заблаговременно выявить неэффективные с точки зрения последствий решения; разработать несколько прогнозных вариантов развития ситуации и спрогнозировать поведение объекта в каждой из них.

В настоящее время сценарный метод является одним из эффективных методов разработки стратегических решений. Инструмент данного метода - стратегические беседы как эффективный метод стратегической аналитики. Результатом бесед должны стать количественные сценарии бизнес-развития на определенную стратегическую перспективу. Стратегические беседы должны быть целевыми, свободными, хорошо организованными. Для этого необходимо правильно формировать соответствующие группы персонала, направлять их на результативные обсуждения.

Метод сценариев - это инструмент, позволяющий получать информацию для принятия ключевых решений по стратегии развития организации в соответствующей перспективе. Он относится к комплексным методам разработки альтернатив управленческого решения.

Литература

Светуньков С.Г. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебник для вузов. Том I. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 147 с.

Вопросы

1. Дайте обобщенную характеристику проблеме выбора метода прогнозирования.

2. Какие критерии определяют выбор метода

3. Дайте характеристику стандартных проблем выбора метода прогнозирования.

4. Дайте характеристику структурированных проблем выбора метода прогнозирования.

5. Дайте характеристику слабо структурированных проблем выбора метода прогнозирования.

6. Дайте характеристику неструктурированных проблем выбора метода прогнозирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: