Основы здорового образа жизни студента

1. Здоровье человека, как ценность и факторы его окружающие.

Позволим себе возможность начать эту лекцию с вопроса: «Легче ли сейчас, в современном необычайно динамичном и сложном мире, мире, где только 800 научных дисциплин комплексно и разнопланово изучают человека, причем 500 из них естественно научного цикла, заболевшему человеку стать здоровым?».

Добавим к этому, что для поддержания здоровья в нашей стране направлены средства государства на социальное страхование, подготовку 1,5 млн. врачей, открыта сеть физкультурно-спортивных клубов, узаконена бесплатная диспансеризация, осуществляемая за счет средств выделяемых по линии обязательного медицинского страхования, аптеки предлагают на выбор массу как лекарственных средств, так и биологически активных добавок (БАД). Все перечисленное, как бы свидетельствует о положительном ответе на данный вопрос. Однако не следует забывать, что объемами средств заложенных в ОМС, вы можете обеспечить медицинскую помощь лишь в минимальных объемах, все остальное медицинскими учреждениям вам будет предоставлена только за плату; цена на медицинские препараты общего назначения за последние годы подскочила в 1,5 – 2 раза. Посещение разовое, месячное или годовое физкультурно-спортивных комплексов, оснащенное современными тренажерными средствами стоит так же немалых денег. Более того, если вы имели возможность говорить с людьми, заболевшими и вынужденными быть госпитализированными в больницы, то ответ на поставленный вопрос приобретает обратное значение, т.е. весьма сложно заболевшему человеку стать здоровым.

Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. В современных условиях, в связи с перечисленным выше, оно (здоровье) еще больше возвышается в цене.

Однако в обыденной жизни часто бывает совсем наоборот. О здоровье вспоминают тогда, когда человек чувствует некоторые недомогания. Если человек здоров у него складывается парадоксальное отношение к себе, будто он живет «сам по себе», без связи со своим организмом, поскольку не ощущает его. Вспоминает о том, что в нем работает сложнейшая система органов, благодаря которой он жив и здоров только тогда, когда какое либо звено в этой сложной системе начинает давать сбои.

Это не критическое отношение к здоровью свойственно именно молодежи, студенчеству.

Действительно, каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков. Но чем в этом отношении отличается человек от животного. Животное – проживает жизнь, отведенную ему, а человек – вредными привычками, неправильным образом жизни постоянно укорачивает ее.

В связи с рассматриваемой темой здоровья уместен вопрос о видовой продолжительности жизни, сколько по расчетам должен жить человек?

Исходя из различных теоретических посылок, основываясь на результатах биологических экспериментов, называют различные цифры видовой продолжительности жизни человека, наиболее оптимистичными считают, что это 180 и более лет; более скромные называют – 100–120 лет. На чем же основываются предложенные сроки продолжительности жизни. Приведем примеры.

Англичанин Томас Пар, в 17 лет ушел в армию и служил до 35 лет. Вернулся домой, занялся сельским хозяйством. Первый раз женился в 80 лет, второй раз в 122 года. Умер в 1635 году, когда его, как уникального долгожителя перевезли в Лондон. Похоронен на Вестминстерском кладбище, где похоронены выдающиеся люди Англии. Таким образом, Т. Пар прожил 152 года. Гаррвей – знаменитый врач, не обнаружил в его органах никаких изменений.

Мислим Ширали Физали – азербайджанский крестьянин родился в 1805 году, умер в 1973 году, прожив 167 лет. Лишь за 5 лет до смерти ушел на пенсию. Число потомков Ширали превысило 200 человек.

В литературе есть данные о 190-летнем иранце Сапеде Абуталине Мусави. За свою жизнь он женился 5 раз. Последней его жене было 105 лет.

Кениец Матайо Агунко – прожил 132 года. Египетский крестьянин Занакин Мишаал прожил 130 лет. А вот еще один пример. Жан Терель вступил в армию в 16 лет, в 1802 году уже Наполеон уволил его в отставку в возрасте 118 лет, а умер Терель в 1827 году, прожив 143 года.

Эти факты относительно долгожительства можно продолжать, но нас интересует вопрос установления причин долгожительства. С этой целью в различные регионы мира направлялись научные коллективы, которые собирали и обобщали сведения способные, по мнению исследователей, выявить что-то общее для всех долгожителей. Следует сказать, что ничего единого для всех обнаружено не было. В некоторых случаях долгожительство связывалось с генофондом, в других случаях с климатическими условиями, своеобразием питания, добрыми родственными отношениями, хорошей работой, ежедневными прогулками, физическими упражнениями особенностями личной психики, необходимостью ощущения пользы людям и многое другое. Завершить этап обобщения справедливее всего значимой фразой одного долгожителя академика А.А. Михайлова, бывшего директора Пулковской обсерватории: «Я ничего не делал для этого, но и против этого тоже, я просто вел такой образ жизни, который способствует активному долголетию» Пожалуй, это самое понятное для всех отношение к себе характеризуется термином «Здоровый образ жизни» или ЗОЖ.

Рассматривая отдельные факты, определяющие долголетие, но долголетие в состоянии работоспособности, часть из них можно отнести к факторам, определяющим физическое здоровье, другие факторы относятся к социальной сфере обитания человека и наконец, психофизические факторы.

Следовательно, здоровье – это комплексное понятие, состоящее из трех: физическое, социальное, и психофизическое здоровье. Этим набором объясняются постановочные вопросы к различным научным группам, пытающемся дать обобщенное определение термину «здоровье». От каждой из них требовалось, казалось бы простое, а именно дать нормативную базу:

- что такое физическое здоровье и чем его измерить.

- что такое социальное здоровье и его норма

- что такое психофизическое здоровье и его норма.

При всей казалось бы простоте задачи, ответы на поставленные вопросы не получены.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить так: «Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

 

 

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

 

    Сфера Значение для здоровья, примерный удельный вес, %     Группы факторов риска
Образ жизни   Генетика, биология человека     Внешняя среда, природно-климатические условия     Здравоохранение, медицинская активность 49-53   18-22     17-20   8-10 Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем, лекарствами и другое.     Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням.     Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.     Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания  

 

 

Определив различный уровень факторов определяющих риск для здоровья, перейдем и к образу жизни студента, как к определенному способу его интеграции в общественной жизни, как к виду деятельности и сопровождающих эту деятельность переживаний. Все это выражается в долях времени, которые на них тратятся студентом. Одни студенты больше используют свое время для чтения и учебы, другие на занятия физическими упражнениями, третьи - на общение.

Образ жизни студентов нельзя навязать извне. Он имеет реальную возможность выбора значимых для него форм жизнедеятельности, типов поведения. В целом ряде случаев студенческая жизнь идет по пути достижения цели наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. В конце концов - это становится привычкой и приобретает некоторую свободу от степени сознательного контроля. Хорошо ли это или плохо?

Анализ фактических материалов у неупорядоченности и хаотичности ее организации, это несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, курение и т.д. и все это на протяжении пяти лет.

Результаты таковы: из 4 тыс. обследованных студентов МГУ (по данным Б. Н. Новикова) если студентов 1 курса принять за 100 %, то на 2 курсе ухудшение здоровья зарегистрировано у 8,1% студентов, на 3 курсе - 16,9%, на 4 курсе 24,2%. Приведенные данные говорят о многом, в том числе и том, что практические занятия по предмету «Физическая культура» в предусмотренных объемах не гарантирует укрепления здоровья студентов.

Изложенные сведения позволяют вновь вернуться к вопросу о здоровом образе жизни студента (ЗОЖ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: