double arrow

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Элементы и структура научного познания

Основными элементами научного познания являются:

1. Эмпирические факты, твердо установленные и подтвержденные в ходе наблюдений, экспериментов и проверок, зафиксированные принятыми в науке способами, в дальнейшем превращаются в научные факты. Они составляют эмпирический базис науки, здесь исследователь имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами, применяются методы наблюдения, описания, измерения, эксперимента.

2. Эмпирические закономерности, обобщающие группы фактов – существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений.

3. Теории, представляющие собой системы закономерностей и описывающие некий фрагмент реальности; в теории происходит перестройка эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. На теоретическом уровне объектом исследования являются идеализированные объекты (теоретические абстракции, математические модели и т. д.).

Теория рассматривается как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях и отношениях объективной реальности.

Таким образом, процесс научного познания может быть представлен следующим образом:

эмпирический факт;

научный факт;

наблюдение;

реальный эксперимент;

модельный эксперимент;

мысленный эксперимент;

фиксация результатов эмпирического уровня исследования;

эмпирическое обобщение;

использование имеющегося теоретического знания;

образ;

формирование гипотезы;

проверка гипотезы на опыте;

формирование новых понятий;

определение новых терминов и знаков;

выведение закона;

создание теории;

проверка теории на практике;

принятие дополнительных гипотез в случае необходимости.

 

Понятие «Научная картина мира» (НКМ) используется в естествознании с конца XIX в. Активно понятие «картина мира» вводил в обиход Л. Витгенштейн, ученик Б. Рассела.

Естественные и гуманитарные науки

К настоящему времени в области науки выделяются системы знаний о природе – естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества – гуманитарные науки. Таким образом, система научных знаний представляет две разновидности культуры: естественнонаучную и гуманитарную.

Английский писатель Ч. Сноу «вынужден» был сформулировать альтернативу «двух культур» - научно- технический и художественно-гуманитарной, - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга.

Естественные и гуманитарные науки различаются, прежде всего, объектами исследования.

Известное в 60-е гг. XX в. противопоставление "физиков" и "лириков" отражало существование двух дополнительных равноправных способов освоения фактов реального мира - рационалистического, выражающегося в системе наук, и эмоционального, выражающегося в системе искусств.

Но главный же корень их противоречия и проблем в том, что все относящееся к естественным наукам – считается «точно», т.е. характеризуется числом, а все относящееся к гуманитарным наукам – считается «неточно».

В тоже время можно провести несколько расширенную классификацию многочисленные дисциплины на комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных и антропологических.

Естествознание – это система знаний и деятельности, объектом которых является природа часть бытия существующего по законам, созданным активностью людей.

Общественные – система наук об обществе – части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей, объектом научного познания выступает общество, которое имеет свои особые законы, которое должно быть определенным образом упорядочено.

Технические науки - изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых в различных сферах жизнедеятельности.

Гуманитарные науки – системы знаний, предметом которых выступают ценности общества (общественные идеалы, нормы и правила мышления, общения и поведения).

Антропологические науки – совокупность наук о человеке, о единстве и различии его при родных и общественных свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: