Элементы и структура научного познания
Основными элементами научного познания являются:
1. Эмпирические факты, твердо установленные и подтвержденные в ходе наблюдений, экспериментов и проверок, зафиксированные принятыми в науке способами, в дальнейшем превращаются в научные факты. Они составляют эмпирический базис науки, здесь исследователь имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами, применяются методы наблюдения, описания, измерения, эксперимента.
2. Эмпирические закономерности, обобщающие группы фактов – существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений.
3. Теории, представляющие собой системы закономерностей и описывающие некий фрагмент реальности; в теории происходит перестройка эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов. На теоретическом уровне объектом исследования являются идеализированные объекты (теоретические абстракции, математические модели и т. д.).
Теория рассматривается как высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях и отношениях объективной реальности.
Таким образом, процесс научного познания может быть представлен следующим образом:
– эмпирический факт;
– научный факт;
– наблюдение;
– реальный эксперимент;
– модельный эксперимент;
– мысленный эксперимент;
– фиксация результатов эмпирического уровня исследования;
– эмпирическое обобщение;
– использование имеющегося теоретического знания;
– образ;
– формирование гипотезы;
– проверка гипотезы на опыте;
– формирование новых понятий;
– определение новых терминов и знаков;
– выведение закона;
– создание теории;
– проверка теории на практике;
– принятие дополнительных гипотез в случае необходимости.
Понятие «Научная картина мира» (НКМ) используется в естествознании с конца XIX в. Активно понятие «картина мира» вводил в обиход Л. Витгенштейн, ученик Б. Рассела.
Естественные и гуманитарные науки
К настоящему времени в области науки выделяются системы знаний о природе – естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества – гуманитарные науки. Таким образом, система научных знаний представляет две разновидности культуры: естественнонаучную и гуманитарную.
Английский писатель Ч. Сноу «вынужден» был сформулировать альтернативу «двух культур» - научно- технический и художественно-гуманитарной, - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга.
Естественные и гуманитарные науки различаются, прежде всего, объектами исследования.
Известное в 60-е гг. XX в. противопоставление "физиков" и "лириков" отражало существование двух дополнительных равноправных способов освоения фактов реального мира - рационалистического, выражающегося в системе наук, и эмоционального, выражающегося в системе искусств.
Но главный же корень их противоречия и проблем в том, что все относящееся к естественным наукам – считается «точно», т.е. характеризуется числом, а все относящееся к гуманитарным наукам – считается «неточно».
В тоже время можно провести несколько расширенную классификацию многочисленные дисциплины на комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных и антропологических.
Естествознание – это система знаний и деятельности, объектом которых является природа часть бытия существующего по законам, созданным активностью людей.
Общественные – система наук об обществе – части бытия, постоянно воссоздающегося в деятельности людей, объектом научного познания выступает общество, которое имеет свои особые законы, которое должно быть определенным образом упорядочено.
Технические науки - изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических устройств, используемых в различных сферах жизнедеятельности.
Гуманитарные науки – системы знаний, предметом которых выступают ценности общества (общественные идеалы, нормы и правила мышления, общения и поведения).
Антропологические науки – совокупность наук о человеке, о единстве и различии его при родных и общественных свойств.