Первая научная революция (VI – IV вв. до н.э.) – означает появление на свет самой науки, точнее древней науки или натурфилософии – общей науки о мире, учения, объединяющим знания человека об объективном мире и о самом себе. Исторический смысл этой революции заключается в том, что науку стали отличать от других форм познания и освоения мира, в создании определенных норм и образцов построения научного знания. Наиболее ясно наука была осознана в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля, он создал формальную логику или учение о доказательстве, утвердил так называемый канон организации научного исследования, отделил науки о природе от метафизики (философии) и математики. Заданные Аристотелем нормы научности знания, пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет.
Основу вещей, по Аристотелю, составляют следующие четыре причины:
- материя (лежащий в их основе физический субстрат);
- форма (их природа, облик или замысел – то, что отличает статую от куска мрамора, из которого ее изваяли);
- действие, или начало движения (то, что вы- звало их появление – или наше понимание понятия «причина»);
- цель (замысел, намерение) [8, с. 22].
Так называемая античная научная картина мира представляла собой геоцентрическое учение о мировых сферах, собственно утверждение геоцентризма (геоцентрической системы мира или идеальных равномерно вращающихся небесных сфер с принципиально различной физикой земных и небесных тел) было составной частью первой научной революции. И хотя идея геоцентрической системы мира неверна, но это не значит – что ненаучна.
|
|
Вторая глобальная научная революция (XVI – XVII вв.) – связана с переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, т. е. сменой научной картины мира и становлением классического естествознания. Классиками естествознания признаны: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Принципиальные отличия созданной науки от античной были в следующем: естествознание заговорило языком математики; наука нашла опору в методах экспериментального исследования явлений, античные представления о космосе сменились концепцией бесконечной вечно существующей Вселенной; механика становится доминантой всего науки и как следствие, создается механическая картина мира; сформировался идеал научного знания – абсолютно истинная картина природы на базе экспериментально – математического естествознания.
Третья научная революция (на рубеже XIX – XX вв.) – в этот период последовала серия открытий в физике: электрона, радиоактивности, строения атома и т.д. Новой парадигмой научного знания становится теория относительности как новая теория пространства, времени и тяготения и квантовая механика с вероятностным характером законов микромира и корпускулярно-волновым дуализмом в фундаменте материи. Эйнштейновский переворот означал отказ от всякого рода центризма вообще: все системы отсчета равноправны. Стало ясно, что единственно верную и абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из научных картин мира может обладать лишь относительной истинностью.
|
|
Позднее, но в рамках так называемой неклассической картины мира произошли миниреволюции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др.
Таким образом, три глобальные революции предопределили три стадии развития науки.
Между первой и второй лежит исторический период почти в 2000 лет, между второй и третьей чуть больше 200 лет. Четвертая научная революция, по мнению многих ученых, стоит «на пороге» человеческой цивилизации.
Можно заметить, что научные революции, в отличие от социально-политических, «не противоречат», говоря научных языком, сформулированному
Н. Бором принципу соответствия: всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, но при этом обе теории (и старая, и новая) могут мирно сосуществовать, т.е. мирно сосуществовать «старые» и «новые» ученые.
Современная картина мира, построение и организация научного знания основаны на следующих принципах:
1. Системности;
3. Самоорганизации и саморазвития материи;
4. Историзма.
Принцип системности. Мир,в котором мы живем,состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям.
Под системой обычно понимают некоторое множество взаимосвязанных элементов, т.е. система – это тело или группа тел, находящихся во взаимодействии и мысленно или реально отделенных от окружающей среды.
Наиболее крупная из известных нам систем – Вселенная состоит из огромного множества подсистем разного уровня сложности и упорядоченности. Например:
- Вселенная, Галактики, звездные системы, планеты (объекты мегамира);
- ассоциации атомов и молекул, кристаллы, минералы, горные породы, геосферы, организмы (объекты макромира);
- молекулы, атомы, элементарные частицы, клетки, вирусы (объекты микромира).
Для системной организации мира характерны принципы иерархии и эмерджентности.
Принцип иерархии (расположение ступенчатым рядом) заключается в следующем:
каждая система в иерархическом ряду представляет собой совокупность систем более низкого уровня и одновременно сама является частью системы более высокого уровня, т.е. наблюдается последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней.
Принцип эмерджентности – постулирует появление у целостной системы новых свойств в результате взаимодействия ее составных частей. Каждая система обладает совокупностью свойств, характерных для систем более низкого уровня и в то же время имеет качественно новые свойства.
Например, свойства молекул воды определяются свойствами водорода и кислорода, но одновременно и отличны от них - при стандартных условиях водород и кислород – газы, вода – жидкость, водород – горит, кислород поддерживает горение, вода – гасит огонь.
Системный способ объединения частей выражает их принципиальное единство - благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связанным со всеми элементами всех возможных систем. Например, человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика - система Галактик - Вселенная. Именно такой единый характер демонстрирует наш окружающий мир.
|
|
Принцип глобального эволюционизма - это утверждение о том,что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития.
Это принципиально новый взгляд на вещи, хотя идея эволюции зародилась в XIX в. - учение Дарвина о происхождении вида. Но в то время классические или фундаментальные науки оставались в стороне от эволюционного учения.
Вселенная, в целом, представлялась равновесной и неизменной. А поскольку время ее существования бесконечно, то вполне вероятно появление в результате случайных локальных возмущений наблюдаемых неравновесных образований с заметной организацией структуры (галактик, планетных систем и др).
Таким образом, современное естествознание вправе сформулировать лозунг: «Все существующее есть результат эволюции». Эволюционирующий характер Вселенной свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого «Большим взрывом».
Саморазвитие и самоорганизация материи – это способность материик самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции.
Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней. Идеи саморазвития и самоорганизации материи развивались в новых междисциплинарных направлениях: синергетике (греч. synergos — совместно действующий) и «неравновесной термодинамике», исследующих механизмы эволюции, становления реальности, самоорганизации и управления «хаосом». Эти дисциплины изучают неустойчивое состояние, неравновесные системы, механизм возникновения нового, рождение и перестройку структур, акцентируя внимание на процессах самоорганизации.
Основоположниками указанных направлений являются Г.Хакен («Си-нергетика, М., Мир, 1980 г.) и И.Пригожин («От существующего к возникаю-щему», М., Мир, 1984 г.).
Принцип историчности – признание незавершенности настоящей и любой другой научной картины мира. Вселенная и общество постоянно развиваются, что делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной картины мира практически неосуществимой.
|
|
Что любая фундаментальная теория, завершающая цикл усилий нескольких поколений ученых, автоматически расставляет вехи дальнейшего развития науки, намечает новые проблемы. Об этом хорошо сказано в теореме К.Гёделя:
«Если нормальная теория непротиворечива, то она не полна».
(из en_kartina_mira1.DOC)