История развития естествознания

 

Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.

Альберт Эйнштейн

Слово "наука" в русском языке имеет очень широкое значение. Наукой является физика, литературоведение, учение о сварке (недаром есть институты сварки), наукой является и искусство плетения лаптей (оборот "он постиг науку плетения", по-русски вполне допустим, а института по последней науке нет только потому, что это сейчас не актуально).

Европейской родиной науки можно считать Древнюю Грецию, именно там в V в. до н.э. возникла наука как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления.

«Учеными» древнегреческих мыслителей в современном значении этого слова сделал их интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию.

Античная наука дала нам доныне непревзойденный образец законченной системы теоретического знания геометрию Евклида. Кроме математической теории античная наука создала космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук – физики, биологии и т.д.

Наука – это особая сфера целенаправленной деятельности человека как на получение новых знаний (главная цель), так и на разработку новых методов их получения; которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. [Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. М.: 1994].

 

Главной определяющей целью научной деятельности является получение знаний о реальности, т.е. научных знаний, открытие законов, действующиих в той области, которой занимается эта наука.

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII веках. Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной революции – радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, выдвижении новых принципов по- знания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Наука понадобилась в качестве производительной силы общества.

Энгельс совершенно четко пишет по этому поводу: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством». (Энгельс ф. Диалектика природы. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 493.)

Если древнегреческая наука была умозрительным исследованием (в переводе с греческого «теория» означает умозрение), мало связанным с практическими задачами, то только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа, обеспечивающего господство человека над природой. Рене Декарт писал:

«Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем чтобы мы добыли познания о силе... Затем... реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждения о методе. Избр. про- изв. М., 1950, с.305).

Науку с ее особой рациональностью следует рассматривать как феномен западной культуры XVII в.: наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Особенности научного знания (характерные черты):

систематизированность, присутствие теорий, доказательность, открытость для рациональной критики и общедоступность.

Формами научного знания выступают: научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира.

Основными элементами научного знания признаются: установленные факты, закономерности, теории, научная картина мира. Теории – считаются специфическим элементом, присущим только научному знанию.

Результатами науки являются не только научные знания, отличающиеся объективностью, систематизацией, логической обоснованностью, открытостью, практической применимостью; это также и научный метод рациональности, который вышел за пределы науки и проникает во все сферы бытия людей;

технические и методические новации, которые могут применяться вне науки, прежде всего в производстве;

нравственные ценности – образцы честности, объективности, добросовестности, реализуемые в профессиональной деятельности.

Главные критерии научного знания – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность.

 

Основанием любой науки является факт - количественно измеренное и задокументированное явление реальной действительности. Совокупность фактов в научном познании образуют основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Для того чтобы сравнивать факты между собой ученым необходимо договориться о методиках измерения и документации, т.е. о правилах измерения, сбора и документирования явлений, а также о приборах и инструментах, с помощью которых исследуется реальная действительность.

Установление причинно-следственных связей между фактами, их непротиворечивое объяснение, обобщение фактов в единую систему знания и определение направления научного поиска в перспективе осуществляется с помощью методологии.

Совокупность методологий, методов, методик и известных фактов часто называют парадигмой (исследовательской программой) науки

(от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна «Структура научных революций» 1962.

Без парадигмы наука как общественное явление не может существовать. Поэтому знание называется научным, если ему соответствуют все вышеперечисленные требования.

Историю развития человеческой мысли можно условно разделить на четыре основных этапа: мифологический, натурфилософский, религиозный и научный. Причина смены одного этапа другимопределяется сменой взглядов на окружающий мир.

Определим отличие науки, как особой сферы человеческой деятельности от предшественников научного знания: мифологии, философии (натурфилософии) и религии.

На первом, мифологическом этапе (III тыс. до н.э. – VI в. до н.э.), решающую роль в принятии решений играла мифология или обожествление естественных сил и тел природы (этап веры). На данном этапе человечество осуществляло первичный набор фактов об окружающей действительности. На втором этапе (VI в. до н.э. – V в. н.э.) главенствующую роль стала играть натурфилософия как способ рационального поведения и вознесения человеческого разума в центр мироздания. К этому периоду относятся первые попытки обобщения накопленных знаний об окружающей действительности и их объяснение. Третий этап (V – XVI вв.) вновь характеризуется, с одной стороны, консерватизмом по отношению к теоретической науке, господством религиозных представлений, с другой стороны, развитием и совершенствованием прикладных методов. Наконец, четвертый этап (XVI – XXI вв.) выводит на первый план науку и ученого как творцов нового мира (этап разума и техники).

 

Соответственно, в развитии базиса естествознания также присутствуют несколько этапов. На этапе мифологии происходит накопление прикладной информации о природе и способах использования ее сил и тел. На этапе натурфилософии к практике преобразования природы добавляется теоретическое осмысление причин, способов и особенностей трансформации природы, появляются первые концепции рационального объяснения явлений природы. В течение религиозного этапа естествознание вновь сосредотачивается на накоплении фактов, поскольку в качестве единственной причины изменения природы религия выводит Бога. В течение четвертого этапа факты, методики и теории объединяются в естествознание как целостную науку о природе, происходит череда научных революций, радикально меняющих практику общественного развития.

 

Таким образом, человечество в настоящее время имеет, по крайней мере, четыре системы организации знаний об окружающей среде:

мифологическую, философскую, религиозную и научную картины мира.

Рассмотрим особенности каждой из представленных картин мира.

В мифологической картине мира объекты окружающей среды и человек связываются друг с другом совершенно случайным образом, но объясняют весьма важные явления. Мифологический подход к объяснению окружающей среды до сих пор сохраняется в общественном мировосприятии не только первобытных племен Африки и Океании, но и вполне просвещенных народов. Все непонятное, но требующее каких-либо объяснений, прежде всего, мифологизируется, т.е. недостаток информации компенсируется умозрительными выводами. В дальнейшем умозаключение становится правдоподобным благодаря включению в миф реальных объектов окружающего мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: