double arrow

Тема «Профессиональное сообщество психологов»

2

План

1. Психологические общества и ассоциации.

2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.

Основные понятия: психологическое общество, научные центры, оппонентный круг, научные публикации, монография.

Конспект лекции

1. Психологические общества и ассоциации

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные организации. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов.

Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Наиболее известными в России научными центрами считаются Психологический институт Российской Академии образования (Москва), Институт психологии Российской Академии наук (Москва), факультет психологии Московского государственного университета, факультет психологии Санкт-Петербургского университета, Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург), факультет психологии Ярославского университета, институт развития личности (Москва).

Наиболее известным профессиональным сообществом психологов в России является Российское психологическое общество. РПО было создано в 1994 году. основные цели РПО. Задачи РПО (задачи, ориентированные в основном на потребности народа, страны; задачи, ориентированные в основном на потребности существования и развития сообщества психологов-профессионалов). Функции РПО.

Аналогичные профессиональные объединения психологов имеются практически во всех странах: Американская психологическая ассоциация, Британское психологическое общество и т.д. Нередко существуют ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности: объединения школьных психологов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, психодраматиков, оргконсультантов и др.

Также необходимо определить оппонентный круг профессионального психолога.

Оппонентный круг (от лат. opponens — возражающий) — круг «значимых других», полемика с которыми регулирует деятельность субъекта творчества. Выявление оппонентного круга — важное условие социально-психологического анализа динамики творчества, ее зависимости от межличностных отношений.

Понятие об оппонентном круге введено М.Г.Ярошевским с целью анализа коммуникаций ученого под углом зрения зависимости динамики его творчества от конфронтационных отношений с коллегами. Из этимологии термина "оппонент" явствует, что имеет в виду "тот, кто возражает", кто выступает в качестве оспаривающего чье-либо мнение. Речь пойдет о взаимоотношениях ученых, возражающих, опровергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы. У каждого исследователя имеется "свой" круг таких фигур. Очевидно, что оппонентный круг имеет различную конфигурацию. Его может инициировать ученый, когда бросает вызов коллегам. Но его создают и сами коллеги, не приемлющие идеи других, воспринимающие их как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своей социальной позиции в науке) и потому отстаивающие их в форме оппонирования.

Чтобы создать оппонентный круг (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский), ученый должен быть определенным образом мотивирован. Ведь участие в полемике, критический анализ теоретических воззрений, признанных неприемлемыми, защита и развитие в противовес им собственной позиции – все это требует сочетания интеллектуальной работы и порой непомерных затрат мотивационной энергии.

2. Основные средства обмена результатами научных исследований и практического опыта.

Все психологические общества и ассоциации проводят конференции, съезды, на которых психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности. Каждое общество выпускает свои регулярные издания.

Научные публикации можно разделить на два типа. Первый тип – это научные книги, которые предназначены для профессионалов – практических психологов. Они пишутся научным языком, ставят своей задачей сообщение данных по какой-либо проблеме. Студенты и широкие круги читателей-непрофессионалов могут испытывать трудности при чтении таких трудов, которые связаны с недостаточностью профессиональных знаний в области психологии.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они также пишутся научным языком, но степень сложности и доступности изложения материалов соответствует специфике аудитории, для которой предназначены учебники.

Третий тип публикаций – научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Для чтения такой литературы не нужна специальная подготовка. Специальные знания адаптированы для читателей-непрофессионалов. Задача такой литературы – популяризация научных знаний, повышение психологической культуры читателей.

Выделяют типы психологических изданий: монографии, коллективные монографии, сборник научных трудов. Монография – это книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, если книга написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, объединенных сходной тематикой. Для оперативного информирования психологов о новейших исследованиях существуют журналы.

В России специальными периодическими изданиями для психологов являются:

· журнал «Вопросы психологии», издается Российской Академией образования;

· «Психологический журнал», издается Российской Академией наук;

· «Прикладная психология»;

· «Прикладная психология и психоанализ»;

· «Журнал практического психолога»;

· газета «Школьный психолог»

· «Психологическая газета»;

· «Мир психологии»;

· «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»;

· «Иностранная психология»;

· «Психологическое обозрение»;

· «Детский практический психолог» и другие издания.

Также существуют профессиональные сайты и Интернет-ресурсы (см. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы).

Для повышения квалификации и обмена опытом помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в мероприятиях такого рода необходимо для углубления их знаний, умений, для расширения практического опыта.

Список литературы

1. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособ. / В.И.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников; Под ред И.Б.Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – С. 391-425.

2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение в профессию [Текст]: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.Н.Карандашев. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. – М.: Смысл, 2008. – С. 440-444.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: