Лекция 3. 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления ТС

 

Вопросы:

1. Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством.

2. Нормализация психических состояний во время стресса.

Литература: Романов А.Н. Автотранспортная психология. / А.Н. Романов – М.: Академия, 2015. – 66 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 3.2.

Психологические качества водителя предопределяют разную защищенность людей от их профессиональных способностей и поэтому очень важна работа по формированию устойчивых индивидуальных качеств водителя.

Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств, которые иначе называют сенсорными системами, или анализаторами. В сложных дорожных и погодных условиях нагрузка на них сильно возрастает, что может приводить к возникновению опасных ситуаций для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вот почему будущему водителю необходимы знания о своих органах чувств и тех психических процессах, которые они «запускают».

Основные причины совершения водителями более 90% ДТП кроются в ограниченной надежности физиологических и психологических функций человека. Поэтому для распознавания окружающей обстановки и различных условий движения в последнее время все чаще используются радиолокационные и лазерные датчики, которые измеряют расстояние до предметов на дороге, до движущихся объектов (и их скорость), до кромки проезжей части; обнаруживают предметы или объекты путем тонкоструктурного анализа доплеровского сигнала и т.п. Следует учитывать, что людям всегда будет свойственно совершать ошибки. В связи с этим рекомендуются следующие виды обучения и подготовки водителей: - повышение мастерства управления транспортным средством с использованием тренажеров и моделей, включая подготовку водителей к предупреждению и действиям в экстремальных ситуациях; - изучение Правил дорожного движения с использованием контрольных листов, руководящих и других материалов, чтобы на основании запоминаемых правил предупреждать возможное появление невнимательности (эти навыки должны вырабатываться на основе практических действий и т.п.); - повышение уровня знаний в выполнении операций по управлению автомобилем, являющихся основой предупреждения ДТП. Чтобы водитель мог отреагировать немедленно на изменение окружающей обстановки или на возникновение неожиданных ситуаций на дороге, его сенсорные и моторные органы должны все время быть в состоянии готовности. Приблизительно 90% информации об окружающей обстановке воспринимается визуально, затем она поступает в сенсорную систему и систему обработки для принятия решения и в моторный центр для формирования воздействия. Чтобы выполнить ряд воздействий, глаза и центральная нервная система находятся в постоянном напряжении. Кроме того, при обработке информации головной мозг функционирует как одноканальный процессор с весьма невысокой способностью обработки информации -- 50 бит/с. Когда поступает слишком много информации, головной мозг перегружается и возникает психическая усталость. Исследования показывают, что за 1 с мозг человека способен воспринять информацию не более чем о трех важных объектах. Для повышения безопасности движения водители не должны фиксировать взгляд на каком-либо одном предмете, хотя необходимо выделять наиболее важный объект (например, появление человека на обочине). При движении транспортного средства по правой полосе взгляд водителя должен быть направлен на обочину, при движении по левой полосе -- на осевую линию и левую обочину. Не рекомендуется смотреть на фары встречного автомобиля. При переработке информации об окружающей обстановке, характеризующейся чрезмерным количеством возбуждений, таких как образование заторов или высокоскоростное движение, головной мозг в стадии, предшествующей обработке информации, работает в защитном режиме, позволяющем избежать стресса. В зависимости от содержания информации головной мозг может отсеивать ее и перерабатывать только ту информацию, которая необходима в данный момент, он может отложить обработку информации или отказаться от ее переработки. Когда мозг перегружен в течение длительного периода времени, система кровообращения не может доставить достаточное количество кислорода к клеткам мозга и становится трудно поддерживать высокий уровень сознания. В результате этого информация как бы только просматривается или возникают ошибки при ее передаче. Это выражается в задержке ее распознавания, принятии ошибочного решения или выполнении неправильного воздействия, которые являются способствующими причинами ДТП.

Классификация методов нейтрализации стресса в зависимости от природы антистрессового воздействия:

  • физические методы (баня, закаливание, водные процедуры и т. д.);
  • биохимические методы (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, ароматерапия, использование БАД, наркотических веществ, витаминных комплексов и т. д.);
  • физиологические (массаж, акупунктура, мышечная релаксация, дыхательные техники, физические упражнения, спорт, танцы и т. д.);
  • психологические методы (аутотренинг, медитация, визуализация, развитие навыков целеполагания, совершенствование поведенческих навыков, групповая и индивидуальная психотерапия и т. д.).

Многие специалисты по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Методы психической саморегуляции направлены на изменение представленного в сознании человека психического образа жизненной ситуации с целью мобилизации процессов психосоматического взаимодействия, оптимизации психоэмоционального состояния и восстановления полноценного функционирования.

Применение методик психической саморегуляции позволяет:

  • редуцировать тревогу, страх, раздражительность, конфликтность; активизировать память и мышление;
  • нормализовать сон и вегетативные дисфункции;
  • увеличить эффективность профессиональной деятельности;
  • обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний.

Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник. Причем этот набор будет индивидуальным для каждого человека, поскольку нет на свете универсального способа снижения напряжения. Чтобы понять, подходит или не подходит нам лично тот или иной метод, следует практиковать его 1-2 недели и проанализировать силу его влияния на здоровье. Только в этом случае мы можем выбрать эффективные именно для нас способы.

Существует множество подходов к классификации методов саморегуляции.

В классификации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой выделяются психотехники, направленные на:

  • изменение содержания сознания — переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки и др.;
  • управление физическим «Я» — регуляция дыхания, темпа движений, речи, снятие напряжения в теле;
  • репродукцию ресурсных состояний или позитивных образов;
  • отражение своего социального «Я» — умение ставить цели, управлять временем, учиться комфортно чувствовать себя в любых социальных ситуациях;
  • работу с иррациональными убеждениями;
  • позитивное внушение или самовнушение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: