Общая морфо – функциональная характеристика организма человека и его развитие. Возрастная периодизация

Введение.

Анатомия и физиология – важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Человек как представитель животного мира подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. В то же время человек отличается от животных не только своим строением, но и развитым мышлением, интеллектом, наличием членораздельной речи, социальными условиями жизни и общественными взаимоотношениями. Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменили их.

Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, поскольку при непредвиденных обстоятельствах может возникнуть необходимость оказания помощи пострадавшему: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание. Знание анатомии и физиологии даёт возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту и на производстве для сохранения здоровья человека.

Анатомия человека – это наука о формах, строении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия изучает внешние формы тела человека, его органы, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода и до старческого возраста, изучает человека в условиях влияния внешней среды.

Физиология изучает функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.

Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту – периоду быстрого роста и развития человеческого организма, а также пожилому и старческому возрасту, когда появляются инволюционные процессы, нередко способствующие возникновению различных заболеваний.

Знание основ анатомии и физиологии позволяет не только понять самого себя. Детально изучение этих предметов формирует у специалистов биологическое и медицинское мышление, даёт возможность понять механизм процессов, происходящих в организме, изучить взаимосвязи человека с внешней средой, происхождение вариантов телосложения, аномалий и пороков развития.

Нормальным можно считать такое строение тела человека, его органов, когда функции их не нарушены. Однако имеется понятие об индивидуальной изменчивости, когда масса тела, рост, телосложение, интенсивность обмена веществ отклоняются в ту или иную сторону от наиболее часто встречающихся показателей. Сильно выраженные отклонения от нормального строения называются аномалиями.

Анатомия и физиология постоянно пополняются новыми научными фактами, выявляют новые закономерности. Прогресс этих наук связан с совершенствованием методов исследования, широким использованием электронного микроскопа, научными достижениями в области молекулярной биологии, биофизики, генетики, биохимии.


Общая морфо – функциональная характеристика организма человека и его развитие. Возрастная периодизация.

В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают своё развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость выделения определённых этапов и периодов развития. Основными этапами развития является внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента рождения.

Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает всё детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями физического развития, значительными качественными перестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребёнка. В жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

· Новорождённости – 1-10 дней.

· Грудной возраст – 10 дней-1 год.

· Раннее детство – 1-3 года.

· Первое детство – 4 года-7 лет.

· Второе детство – 8-11 лет девочки, 8-12 лет мальчики.

· Подростковый возраст – 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки.

· Юношеский период – 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.

Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к последующему обозначается как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

Период новорождённости. В это время ребёнок только начинает приспосабливаться к окружающему миру. Доношенным считается ребёнок, родившийся после 39 недель беременности. Его вес 3.500 +- 450 грамм (для мальчиков) и 3.300 +- 460 грамм (для девочек), рост 48-52 см. на вес и рост ребёнка влияют многие факторы: состояние здоровья, режим и питание матери во время беременности, возраст и физическое развитие родителей, характер их труда и т.д. после рождения в организме ребёнка происходит ряд важных изменений: с первым криком расправляются лёгкие и он начинает самостоятельно дышать, изменяются кровообращение, обмен веществ, прекращается поступление питательных веществ и кислорода через плаценту из организма матери.

Кожа новорождённых нежная, розовая, эластичная и легко повреждается. Г олова новорождённых покрыта волосами длиной до 2 см, ресницы и брови почти незаметны, ногти плотные. Подкожный жировой слой развит хорошо, особенно на щеках, туловище. Кости новорождённых содержат мало солей, поэтому они мягкие и эластичные, легко искривляются при неправильном уходе. Кости черепа также мягкие, не сращены друг с другом, в соединениях 3-х или 4-х костей остаются мягкие участки – так называемые роднички. У доношенного новорождённого окружность головы на 1-2 см больше окружности груди, туловище длиннее, чем ноги, руки длиннее ног, длина головы составляет ¼ длины тела.

Мышечная система сформирована, но двигательные навыки вследствие незрелости нервной системы отсутствуют. Движения бессознательны, преобладает сокращение мышц – руки согнуты в локтях, ноги притянуты к животу. мускулатура развита слабо, голову новорождённые не держат. Носовые ходы узкие, покрывающая их слизистая оболочка нежная, содержит большое количество кровеносных сосудов, поэтому при насморке она становится отёчной, выделяется много слизи, что может нарушить носовое дыхание. Рёбра у новорождённых расположены горизонтально, грудная клетка бочкообразной формы, дыхательные мышцы развиты слабо, вследствие этого дыхание у них поверхностное и осуществляется при помощи грудобрюшной перегородки – диафрагмы. дыхание у новорождённых начинается сразу после рождения, число дыханий 40-60 в минуту, учащается даже при незначительном возбуждении.

Сердечнососудистая система полностью сформирована, но развитие её не завершено. Частота пульса до 120-140 ударов в минуту.

Пищеварительная система в функциональном отношении незрелая и в связи с повышенным обменом веществ несёт большую нагрузку. Полость рта приспособлена для сосания: язык относительно большой, на дёснах слизистая оболочка образует складку, что обеспечивает герметичность полости рта. Слюны в первое время выделяется мало. Мускулатура пищевода развита слабо, он широко сообщается с желудком, расположенным почти горизонтально. Ёмкость желудка вначале небольшая – 30-35 мл, к концу 2-го месяца увеличивается до 100 мл. Железы в желудке и кишечнике, вырабатывающие вещества, необходимые для переваривания пищи, недостаточно развиты. Мышцы кишечника, его перистальтика развиты также недостаточно.

Почки и мочевыводящие пути сформированы и развиты достаточно хорошо, но в первые несколько дней функция их снижена. Мочевой пузырь новорождённых имеет небольшой объём, а стенки его ещё недостаточно растяжимы. Половые органы сформированы.

Нервная система развита недостаточно. У детей этого возраста развиты только врождённые рефлексы: хватательный, глотательный, мигательный и др., которые могут быть заметны. Хорошо развиты вкусовые ощущения, а обоняние, зрение, слух – хуже, но на резкие слуховые, световые раздражения новорождённый реагирует беспокойством и криком. Движения хаотичны и некоординированны. К 7-10 дню после рождения начинают образовываться условные рефлексы, в основном связанные с приёмом пищи.

Грудной возраст. Это период бурного роста и развития ребёнка. Он продолжается до 1-го года. За год длина тела ребёнка увеличивается в среднем на 25 см, к 4-му месяцу вес удваивается, а к году утраивается и достигает в среднем 10-11 кг. Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы: вначале ребёнок начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, говорит первые слова. Как и у новорождённых, у детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 месяца функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию и при смене температуры ребёнок может легко перегреваться или переохлаждаться. В первое полугодие быстро нарастает, особенно на лице, подкожный жировой слой. В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твёрдыми. В области хрящей появляются точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3-4 месяцу постепенно уплотняются швы между костями черепа. К 6-8 месяцу начинают прорезываться зубы. Годовалый ребёнок должен иметь 8 зубов.

Мышечная система развита ещё недостаточно, но мере того как ребёнок начинает сидеть, стоять, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестаёт быть преобладающим к 3-4 месяцам, в связи с этим характерная поза новорождённого с согнутыми руками и ногами постепенно меняется.

По сравнению с новорождёнными у детей в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается ёмкость лёгких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно снижается и к году достигает 30-35 в минуту. Лёгкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная и при плохом уходе легко возникают заболевания органов дыхания.

Развивается и совершенствуется сердечнососудистая система, нарастает вес сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.

Продолжают развиваться органы пищеварения. К 4-6 месяцу увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. Нагрузка органов пищеварения больше, чем у взрослых. При неправильном вскармливании легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Продолжает также развиваться мочеполовая система. Увеличивается объём мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Развитие нервной системы происходит очень быстро. К концу первого года вес мозга увеличивается в 2,5 раза. Совершенствуются органы чувств, движения ребёнка становятся всё более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Появляются и развиваются новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребёнка.

Раннее детство. В этот период жизни отмечается уменьшение скорости роста ребёнка. Средний прирост массы тела составляет примерно 2,5 кг, а увеличение роста на 12 см. У ребёнка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребёнка в возрасте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы увеличивается в первый год на 12 см, на втором году жизни увеличивается лишь на 2 см. Если к концу года объём головного мозга достигает приблизительно 2/3 от размера мозга взрослого человека, то к концу 2 года он составляет уже 4/5. На втором году жизни от неуклюжего вертикального положения, в котором ребёнок мог ходить с поддержкой, он обычно может самостоятельно ходить, а в 18 месяцев неумело бегать.

Дошкольный возраст. Период развития ребёнка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребёнка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно – вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7 году жизни ускоряется до 7-10 см в год. Прибавка в весе также неравномерна. За 4-й год ребёнок прибавляет около 1,5 кг, за 5-2кг, за 6-2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическим воздействиям. К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нём ещё много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет.

С 5-6 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы.

В конце этого периода заканчивается формирование органов дыхания. Рёбра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань лёгких. Дыхание становится всё более глубоким и редким – к 7 годам частота дыханий – 23-25 в минуту.

Сердечнососудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же как у взрослых.

Адаптационные возможности органов дыхания и сердечнососудистой системы намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируются в соответствии с их возрастом. Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальное поведение. Словарный запас постепенно увеличивается до 2 тыс. слов и более.

Подростковый возраст. Период жизни с 12-13 до 17-18 лет. В это время происходи половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Принято считать, что подростковый возраст заканчивается с прекращением бурного роста. Условно в подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст и юношеский. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребёнка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. половое созревание начинается с появлением так называемых вторичных половых признаков. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее.

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3-5 кг в год. Определённому росту должен соответствовать и определённый показатель массы. У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем около 5 лет. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. В подростковом возрасте происходи усиленный рост лёгких, довольно быстро нарастает и общий их объём. К 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объёмом лёгких у новорождённых. Тип дыхания у мальчиков с 10 лет – брюшной, а у девочек – грудной и брюшной. В подростковом возрасте могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Психология подросткового возраста – один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Перестройка, происходящая в ЦНС подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлечённым проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В психике подростков отчётливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной степени связывается с хорошо известным явлением акселерации. При этом дело не только в ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физическим и социальным созреванием подростка. В результате подростки, зрелые в физическом и половом отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психологической инфантильности. Эта диспропорция нередко способствует нарушению поведения у подростков, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: