double arrow

Ф.Зелинский. Из жизни идей. Спб.,1995.

Мотив разлуки (фрагмент) С. 402-409

Ознакомьтесь с фрагментом статьи Ф.Зелинского, где сравнивается IV песнь «Энеиды» и «Послание Дидоны» Овидия. Ответьте на вопросы и выполните задание:

1. Как объясняет Ф.Зелинский различия в образах героинь у Вергилия и Овидия?

2. Почему общий замысел поэмы Вергилия требовал именно такого характера героини?

3. Как повлияла на образы героинь жанровая специфика каждого из произведений?

4. Приведите свои примеры в подтверждение или опровержение (в зависимости от вашей позиции) суждений Ф.Зелинского.

А.Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей»

Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Подумайте над следующими вопросами:

1. С чем связано обращение А.Ахматовой к образам Энея и Дидоны?

2. Как соотносит А.Ахматова ценности страсти и исторической миссии вкупе со связанной с нею славой?

3. Почему А.Ахматова выбирает для эпиграфа именно эти строки из «Энеиды»?

 

Против воли я твой, царица, берег покинул.

«Энеида», книга шестая

Не пугайся, - я еще похожей

Нас теперь изобразить могу,

Призрак ты – иль человек прохожий,

Тень твою зачем-то берегу.

 

Был недолго ты моим Энеем,

Я тогда отделалась костром,

Друг о друге мы молчать умеем,

И забыл ты мой проклятый дом.

 

Ты забыл те, в ужасе и в муке,

Сквозь огонь протянутые руки

И надежды окаянной весть.

 

Ты не знаешь, что тебе простили…

Создан Рим, плывут стада флотилий

И победу славословит лесть.

 

И.Бродский. Дидона и Эней

Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:

1. Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?

2. Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?

3. В чем смысл особого выделения последней строки?

4. Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?

 

Великий человек смотрел в окно,

а для нее весь мир кончался краем

его широкой, греческой туники,

обильем складок походившей на

остановившееся море.

 

Он же

смотрел в окно, и взгляд его сейчас

был так далек от этих мест, что губы

застыли. Точно раковина, где

таится гул, и горизонт в бокале

был неподвижен.

А ее любовь

была лишь рыбой – может, и способной

пуститься в море вслед за кораблем

и, рассекая волны гибким телом,

возможно, обогнать его… но он –

он мысленно уже ступил на сушу.

и море обернулось морем слез.

но, как известно, именно в минуту

отчаянья и начинает дуть

попутный ветер. И великий муж

покинул Карфаген.

Она стояла

перед костром, который разожгли

под городской стеной ее солдаты,

и видела, как в мареве костра,

дрожавшем между пламенем и дымом,

беззвучно распадался Карфаген

 

задолго до пророчества Катона.

 

Элиот. Что такое классика?

Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199

Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американского поэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.

Подумайте над следующими вопросами:

1. Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?

2. Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?

3. Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?

4. Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?

 

Занятие 9

Римская лирика и её жанровое своеобразие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: