Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция». М.,1995. С.195 – 198

Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова

«Занимательная Греция». Подумайте над вопросами:

1. Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров?

2. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта?

3. Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны содержания и формы?

4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?

 

А. Боннар. Смех Аристофана

Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара, автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы:

1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.

2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?

3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.

 

Занятие 8

Римский эпос. «Энеида» Вергилия

1. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.

2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.

3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.

4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона.

5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.

6. Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы.

7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.

 

Тексты

Публий Вергилий Марон. Энеида.

Исследования

Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1979.

Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972. С.317-329.

Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.

 

 

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Энеида». Книги IV и VI

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?

2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?

3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?

4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?

5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?

6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?

 

С.А.Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Разделяете ли вы мнение С.Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и для читателя страсть Дидоны остается «Существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»?

2. Согласны ли вы с оценкой С.Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя?

3. Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу:

Учись у меня трудам и доблести, сын мой,

Быть счастливым учись у других.

В.Топоров. Эней – человек судьбы

Подумайте над следующими вопросами:

1. Какой смысл вкладывает В.Топоров в понимание «хтонизма» героя?

2. Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В.Топоров? Согласны ли вы с их комментарием?

3. Находите ли вы удачным определение Энея как «человека судьбы»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: