Прочтите статью «Комедия судит трагедию» из книги М. Гаспарова
«Занимательная Греция». Подумайте над вопросами:
1. Почему комедия «судит» трагедию, а не наоборот? Как это связано со спецификой жанров?
2. Каков критерий оценки драматургии Эсхила и Еврипида, с которым соглашаются оба поэта?
3. Как оценивается драматургия Эсхила и Еврипида со стороны содержания и формы?
4. Какова эстетическая позиция самого автора? Каким образом она выражена в комедии?
А. Боннар. Смех Аристофана
Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара, автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы:
1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.
2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?
3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.
Занятие 8
Римский эпос. «Энеида» Вергилия
1. Мифологическая основа поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.
2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.
3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.
4. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона.
5. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.
6. Италийский период деятельности героя. Эней как человек судьбы.
7. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.
Тексты
Публий Вергилий Марон. Энеида.
Исследования
Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1979.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972. С.317-329.
Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Энеида». Книги IV и VI
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?
2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?
3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?
4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?
5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?
6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?
С.А.Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Разделяете ли вы мнение С.Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и для читателя страсть Дидоны остается «Существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»?
2. Согласны ли вы с оценкой С.Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя?
3. Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу:
Учись у меня трудам и доблести, сын мой,
Быть счастливым учись у других.
В.Топоров. Эней – человек судьбы
Подумайте над следующими вопросами:
1. Какой смысл вкладывает В.Топоров в понимание «хтонизма» героя?
2. Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В.Топоров? Согласны ли вы с их комментарием?
3. Находите ли вы удачным определение Энея как «человека судьбы»?