Отрасли конфликтологии | Тип конфликта | |||||||||
Зооконф-ликты | Конфликты с участием человека | |||||||||
Внутри-личностные | Межличностные | Личность— группа | Социальные конфликты | |||||||
Между социальными группами | Международные | |||||||||
малыми | средними | большими | отдельные | коали- | ||||||
государства | ции | |||||||||
Военные науки | нет | нет | нет | нет | нет | нет/да | да | да | да | |
Искусствоведе- | нет | да | Да | да | да | да | да | да | да | |
ние | ||||||||||
История | нет | нет | нет | нет | нет | нет/да | да | да | да | |
Математика | Матек | этически | е модели могут быть использованы при изучении различных конфликтов | |||||||
Педагогика | нет | нет | да | да | да | да | да | да | да | |
Политология | нет | нет | нет | нет | нет | да | да | да | да | |
Правоведение | нет | нет | да | да | да | да | да | да | да | |
Психология | да | да | да | да | да | да | да | да | да | |
Социобиология | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет | |
Социология | нет | нет | да | да | да | да | Да | да | да | |
Философия | Изучает общие закономерности развития всех видов конфликта |
|
|
Примечание. Утверждение (да) или отрицание (нет) означает,что данные науки изучают или не изучают этот вид конфликтов
— Российская конфликтология о конфликтах
родные конфликты между отдельными государствами и их коалициями (табл. 1).
Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, имеет цель вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутри личностными. Следовательно, понять мотивы социальных конфликтов значительно легче, изучив те процессы, которые происходят в психике человека и предшествуют его конфликтному поведению.
Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать науку на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате Собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.
|
|
Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также управлении ими.
Предмет конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов. Двадцать лет назад эта схема чала четыре основные категориальные группы. В настоящее время понятийная схема описания конфликтов состоит одиннадцати основных категориальных групп (табл. 1).
Только за последние три года свой предмет в явлении «конфликт» нашли медики, экономисты, географы, инженеры.
вначение конфликтологии для совершенствования жизнедеятельности общеобразовательной школы трудно пере-оценить.
Во-первых, знание закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов поможет учителям и школьникам более грамотно вести себя при возникновении проблем во взаимодействии с окружающими. Конф-
Глава 1
ликты оказывают заметное негативное воздействие на здоровье и результативность работы конфликтующих, значительно усложняют их взаимоотношения. Они также ухудшают совместную работу класса или учительского коллектива, отрицательно влияют на общее состояние социально-психологического климата. Знание конфликтологии дает возможность уменьшить деструктивные последствия межличностных конфликтов.
Во-вторых, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий, естественно возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Как уже отмечалось ранее, бесценен будет приобретенный школьниками опыт конструктивного разрешения предконфликтных и конфликтных ситуаций. Этот опыт пригодится выпускникам школы в течение последующей жизни. Научные конфликтологические знания позволят совершенствовать процесс социализации сельских школьников, что положительно скажется на качестве воспитательного процесса в школе.
В-третьих, на основе разработанных в отечественной конфликтологии методов и методик в школе может быть создана система профилактики и конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Такая работа окажет прямое и косвенное положительное воздействие на все процессы жизнедеятельности школы, сделает более эффективной деятельность учителей по руководству классными коллективами, а директоров — по управлению школой.
В-четвертых, знакомство учеников, учителей, директоров с основами конфликтологии повысит их общую педагогическую культуру, расширит кругозор.
Конфликтология — наука, с которой большинству россиян крайне желательно ознакомиться в самое ближайшее время. В XX в. конфликты были основным источником бедствий как для России в целом, так и для каждого ее гражданина. Регулировались эти конфликты на основе жизненного опыта, здравого смысла и нередко с надеждой на русское «авось пронесет». Если непредвзято посмотреть сейчас на карту страны и оглядеться вокруг, то станет очевидно, что не пронесло. Поэтому, если мы будем и в XXI в. относиться к конфликтам так же, как наши деды и отцы в XX в., ничего хорошего это нам не принесет.
Российская конфликтология о конфликтах ————
Краткая история