Объективно-предметное поле конфликтологии

  Отрасли конфликтологии Тип конфликта
      Зооконф-ликты Конфликты с участием человека
          Внутри-личностные Межличностные Личность— группа Социальные конфликты
                      Между социальными группами Международные
                      малыми средними большими отдельные коали-
                  государства ции
  Военные науки нет нет нет нет нет нет/да да да да
  Искусствоведе- нет да Да да да да да да да
  ние                  
  История нет нет нет нет нет нет/да да да да
    Математика Матек этически е модели могут быть использованы при изучении различных конфликтов
  Педагогика нет нет да да да да да да да
  Политология нет нет нет нет нет да да да да
  Правоведение нет нет да да да да да да да
  Психология да да да да да да да да да
  Социобиология да нет нет нет нет нет нет нет нет
  Социология нет нет да да да да Да да да
  Философия   Изучает общие закономерности развития всех видов конфликта  

 

Примечание. Утверждение (да) или отрицание (нет) означает,что данные науки изучают или не изучают этот вид конфликтов

— Российская конфликтология о конфликтах

родные конфликты между отдельными государствами и их коалициями (табл. 1).

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, имеет цель вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутри личностными. Следовательно, понять мотивы социальных конфликтов значительно легче, изучив те процессы, которые происходят в психике человека и предшествуют его конфликтному поведению.

Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать науку на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате Собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также управлении ими.

Предмет конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов. Двадцать лет назад эта схема чала четыре основные категориальные группы. В настоящее время понятийная схема описания конфликтов состоит одиннадцати основных категориальных групп (табл. 1).

Только за последние три года свой предмет в явлении «конфликт» нашли медики, экономисты, географы, инженеры.

вначение конфликтологии для совершенствования жизнедеятельности общеобразовательной школы трудно пере-оценить.

Во-первых, знание закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов поможет учителям и школьникам более грамотно вести себя при возникновении проблем во взаимодействии с окружающими. Конф-

 

 

 

Глава 1

ликты оказывают заметное негативное воздействие на здоровье и результативность работы конфликтующих, значительно усложняют их взаимоотношения. Они также ухудшают совместную работу класса или учительского коллектива, отрицательно влияют на общее состояние социально-психологического климата. Знание конфликтологии дает возможность уменьшить деструктивные последствия межличностных конфликтов.

Во-вторых, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий, естественно возникающих в процессе межличностного взаимодействия. Как уже отмечалось ранее, бесценен будет приобретенный школьниками опыт конструктивного разрешения предконфликтных и конфликтных ситуаций. Этот опыт пригодится выпускникам школы в течение последующей жизни. Научные конфликтологические знания позволят совершенствовать процесс социализации сельских школьников, что положительно скажется на качестве воспитательного процесса в школе.

В-третьих, на основе разработанных в отечественной конфликтологии методов и методик в школе может быть создана система профилактики и конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Такая работа окажет прямое и косвенное положительное воздействие на все процессы жизнедеятельности школы, сделает более эффективной деятельность учителей по руководству классными коллективами, а директоров — по управлению школой.

В-четвертых, знакомство учеников, учителей, директоров с основами конфликтологии повысит их общую педагогическую культуру, расширит кругозор.

Конфликтология — наука, с которой большинству россиян крайне желательно ознакомиться в самое ближайшее время. В XX в. конфликты были основным источником бедствий как для России в целом, так и для каждого ее гражданина. Регулировались эти конфликты на основе жизненного опыта, здравого смысла и нередко с надеждой на русское «авось пронесет». Если непредвзято посмотреть сейчас на карту страны и оглядеться вокруг, то станет очевидно, что не пронесло. Поэтому, если мы будем и в XXI в. относиться к конфликтам так же, как наши деды и отцы в XX в., ничего хорошего это нам не принесет.

 

 

Российская конфликтология о конфликтах ————

Краткая история


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: