Предмет конфликтологии

Введение

Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов на планете, по самой приближенной оценке, погубили в завершившемся столетии около 300 млн человеческих жизней. По итогам XX в. Россия, скорее всего, является мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным.

Начало нового столетия поставило Россию перед альтернативой: либо власть, руководители организаций, каждый россиянин научатся предупреждать и конструктивно разрешать социальные и внутриличностные конфликты, либо конфликты будут по-прежнему оказывать разрушительное влияние на жизнь страны, общества, в том числе школы, да и каждого человека в отдельности. Наше неумение пред-видеть назревающие социальные конфликты, нежелание заниматься их профилактикой только за последнюю четверть ушедшего века оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов, едва уцелевших под развалинами пусть несовершенной, но все же великой державы.

Ключевая роль в формировании у человека умения в общении с другими людьми принадлежит школе. Надо сказать, что роль общеобразовательной школы в жизни нашего общества более существенна, чем это принято считать. Проблемы производства электроэнергии, добычи нефти, выращивания зерна и т.д. регулярно освещаются

 

 

 

в средствах массовой информации. Однако, нередко забывают о так называемом человеческом факторе, т.е. о людях, которые порой эти проблемы создают, а потом пытаются с трудом разрешить. Потому подготовку нового поколения к общественно полезной деятельности можно назвать наиболее важным «производством», успешность которого и определяет в дальнейшем состояние экономики, политики, науки, культуры. Задача школы не только дать необходимые знания ученику, но и воспитать честных тружеников, порядочных граждан, инициативных и думающих. Чтобы честными тружениками и порядочными людьми становилось как можно больше учащихся, общество должно уделять школе, особенно сельской, должное внимание.

Ежегодно правительство увеличивает расходы на развитие школы. Эта позитивная тенденция оказывает положительное влияние, в том числе и на социально-психологический климат в коллективах более 65 600 общеобразовательных школ, из них 44 000 — сельских.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воз-действие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

 

 

 

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса. На конкретных примерах школьник обучается способам конструктивного разрешения проблем, неизбежно возникающих при общении с окружающими. Бесценен будет приобретенный ими личный опыт неконфликтного разрешения трудных ситуаций и в дальнейшей, уже взрослой жизни.

В течение столетий конфликты различных уровней — от межличностных до межгосударственных — регулировались в России на основе жизненного опыта и здравого смысла. История убедительно доказала, что такое управление конфликтами обычно приводит к значительным негативным последствиям, которых в принципе можно было бы избежать. Более конструктивное регулирование конфликтов может быть обеспечено за счет использования научных знаний.

Российская конфликтология находится сегодня на завершающем этапе формирования как самостоятельная научная дисциплина. Однако уже сейчас она может предложить практические рекомендации как по профилактике многих видов конфликтов, в первую очередь межличностных, так и по конструктивному их разрешению. Поэтому знакомство с основами отечественной конфликтологии будет весьма полезно учителям, руководителям школ, да и самим ученикам.

Автор надеется, что читатели станут оценивать учебно-методическое пособие по тому, что в нем есть, а не по тому, чего в нем нет. Процесс познания бесконечен, поэтому даже самая хорошая книга не может полностью вместить информацию об исследуемом предмете.

 

 

Конфликт — явление чрезвычайно сложное, многоуровневое, постоянно изменяющееся. В книге предлагаются основы конфликтологических знаний. Особое внимание уделяется проблеме диагностики и профилактики конфликтов.

Книга предназначена прежде всего для учителей, директоров общеобразовательных школ, школьных психологов, педагогов, воспитателей и других специалистов, а также работников системы управления школьным образованием. Она, как представляется, весьма полезна старшим школьникам. Методики и рекомендации, предлагаемые в пособии, с незначительными изменениями могут быть использованы как в сельской, так и в городской общеобразовательных школах, а также в средних специальных учебных заведениях.

Автор выражает искреннюю признательность докторам педагогических наук В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, И.А. Липскому за помощь и советы в подготовке работы.

 

 

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ О КОНФЛИКТАХ

 

Чаще всего поведение людей в конфликтной ситуации определяется эмоциями. Конфликтующие стороны действуют соответственно своему жизненному опыту и здравому смыслу. Научиться конструктивно вести себя в конфликтах школьник, учитель, директор может эмпирическим путем. Но опыт — «сын ошибок трудных» — либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Дабы сократить этот путь можно воспользоваться научными знаниями о конфликтах, иначе говоря, теорией и практикой науки конфликтологии.

Предмет конфликтологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: