№ п/п | Фамилия | Отношение группы к человеку | Отношение человека кгруппе | Качество учебы | Нравственные качества | Итоговая средняя оценка | Статус в группе | ||||
Средняя оценка | Ранг по модулю | Средняя оценка | Ранг по модулю | Средняя оценка | Ранг по модулю | Средняя оценка | Ранг по модулю | ||||
Попова | 7,9 | 7,4 | 6,8 | 8,4 | 7,6 | ||||||
Ивашова | 6,2 | 7,0 | 7,4 | 7Д | 7,0 | ||||||
Деревко | 7,9 | 7,3 | 7,2 | 7,9 | 7,6 | ||||||
Котова | 8,6 | 7,9 | 8,8 | 7,8 | 8,3 | ||||||
Ананьев | 6,7 | 7,6 | 7,3 | 6,7 | 7,1 | ||||||
Хозьев | 3,9 | 5,0 | 6,7 | 4,1 | 4,9 | ||||||
Лапина | 7,6 | 7,7 | 7,6 | 7,4 | 7,6 | ||||||
Долгова | 5,2 | 5,9 | 6,3 | 6,0 | 5,9 | ||||||
Томашов | 7,0 | 7,1 | 7,3 | 7,4 | 7,2 | ||||||
Малинин | 7,9 | 8,0 | 8,1 | 7,7 | 7,9 |
Сравнительный анализ общего статуса каждого ученика и его ранга по отдельным модулям позволяет выявить основные сферы, в реализации которых он добился максимальных для себя успехов, а также сферы школьной деятельности, в которых он проявился недостаточно и которые снижают его общий статус в классе.
|
|
Обладая подобной информацией, директор, классный руководитель, психолог и социальный педагог в индивидуальной работе с учащимися могут оказывать влияние на
Глава 4
проблемные сферы каждого ученика, создавая мотивацию к совершенствованию. Целесообразно также опираться и поддерживать деятельность школьника в тех сферах, в которых он добился видимых успехов. Статус конкретного школьника, таким образом, зависит от его положения в каждой из рассматриваемых сфер.
Модульный социотест позволяет выявить учащихся, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений. Для этого вычисляются индивидуальный и персонифицированный индексы конфликтности. Для большей наглядности индексы конфликтности вычисляются до пере-хода к десятибалльной шкале.
Если индекс конфликтности определять по результатам заполнения всех бланков, то получится персонифицированный индекс конфликтности, который можно вычислить по формуле:
где:
Ипрс — персонифицированный индекс конфликтности;
МОi — отрицательные оценки, выставленные i-му ученику по модулю «Мое отношение» всеми опрашиваемыми школьниками;
ОМi —отрицательные оценки, выставленные i-му ученику по модулю «Отношение ко мне»;
п — число опрашиваемых учеников по списку.
Если же оценить все негативные оценки, выставленные учеником на одном бланке опроса, то получим индивидуальный индекс конфликтности.
|
|
Если оцениваемый ученик принимал участие в опросе, то его индивидуальный индекс вычисляется по формуле:
Если же оцениваемый ученик не принимал участия в оп-росе, его индивидуальный индекс вычисляется по следую-щей формуле:
Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотесга
где:
Иинд — индивидуальный индекс конфликтности;
МОi—отрицательные оценки, выставленные j-м учеником на бланке оценок по модулю «Мое отношение»;
ОМi — отрицательные оценки, выставленные учеником на бланке оценок по модулю «Отношение ко мне»;
т — число опрошенных учеников по списку.
Так, если в группе, состоящей из десяти человек, кто-либо из школьников поставил на своем бланке три отрицательные оценки своим одноклассникам по модулю «Мое отношение» и две отрицательные оценки по модулю «Отношение ко мне», его персонифицированный индекс конфликтности будет таким:
Таким же образом рассчитываются персонифицированные индексы. В этом случае подсчитываются и отрицательные оценки, выставленные конкретному школьнику его одноклассниками.
ГЛАВА 5. ПРОФИЛАКТИКА
И КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОФЛИКТОВ В ШКОЛЕ
Предвидение возможных вариантов развития событий позволяет результативно управлять ими. Прогнозирование конфликтов создает возможность применять эффективные меры по их предупреждению. Прогнозирование, профилактика и конструктивное разрешение конфликтов — основные направления управленческой деятельности по регулированию межличностных противоречий, возникающих в общеобразовательной школе.
Условия профилактики