Особенности профилактики

Конфликтов в школе

Полностью изжить конфликты между подростками в сред­ней школе практически невозможно. В зависимости от того, насколько успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, меняется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом детерминиру­ет деятельность и поведение людей.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумно­го подчинения порядку.

 

 

Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе

Большое влияние на конфликтное поведение школьни­ков оказывает личность учителя. Ее воздействие доволь­но разнообразно.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства подобных отноше­ний со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя ока­зывают заметное влияние на формирование межличност­ных отношений учащихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько). Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают менее конфлик­тные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тех тактик («диктат» или «опека»), которые усили­вают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характерно для тех клас­сов, где учитель использует авторитарный стиль общения, особенно среди учеников старшего школьного возраста.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты между учениками, регулировать их. В зависимости от си­туации возможно административное вмешательство, а по­рой — просто добрый совет. Положительное влияние ока­зывает вовлечение конфликтующих в совместную деятель­ность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Для профилактики конфликтов между учителями ди­ректору школы следует организовать оптимальное управ­ление всеми школьными коллективами, в первую очередь педагогическим. Как считают А.С. Гусева, А.А. Васильев, В.В. Козлов, Б.В. Хомяков, этому могут способствовать следующие факторы.

Во-первых, нельзя допускать, чтобы учитель (ученик) получал противоречивые указания от многочисленных ру­ководителей и старших.

Во-вторых, необходимо четко определить функциональ­ные обязанности и меру ответственности всех учителей и обслуживающего персонала школы.

В-третьих, следует равномерно и грамотно распреде­лить учебную нагрузку педагогов в течение дня и недели,

 

Глава 5

а также спланировать деятельность всех школьных коллективов в течение учебного года, так как нестабильность рабочего графика и его неравномерность в течение учебного периода порождает стресс и излишнюю психическую! напряженность.

В-четвертых, необходимо учитывать, что значительная часть педагогов не находит в своей деятельности элементов творчества и тяготится низкой социальной значимос­тью своей профессии.

Значительное количество конфликтов в образователь­ных учреждениях возникает вследствие психологической несовместимости (по данным исследования — 12%). Если учесть, что чаще всего конфликтная ситуация возникает между руководителем и подчиненным (по данным опроса, 36% от общего количества конфликтов в учреждении), то руководитель должен учитывать фактор психологической несовместимости в общении с подчиненными. Важно отметить, что конфликты, вызванные психологической не­совместимостью, могут иметь много причин, поэтому раз­решать их очень сложно. К основным причинам возникно­вения данного рода конфликтов относятся:

взаимное непонимание, когда любое деловое замечание руководителя воспринимается как ущемление прав и по­сягательство на личное достоинство;

психическое насыщение, когда однообразие лиц и ус­ловий работы вызывает отрицательные эмоции;

негативные черты характера;

несоблюдение общепринятых норм поведения;

несовместимость ролевых функций;

психологическая деформация личности.

Какие же факторы препятствуют возникновению конфлик­тов между учителями и в звене «учитель—администрация»?

По мнению ряда авторов, в первую очередь необходимо назвать выверенную кадровую политику. Правильный под­бор и расстановка кадров с учетом не только квалификаци­онных показателей, но и психологических качеств школь­ных педагогов существенно уменьшают вероятность воз­никновения конфликтов.

Важным фактором предотвращения конфликта являет­ся высокий авторитет руководителя образовательного уч­реждения, который формируется на основе его личностно-

 

 

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ———

профессиональных и нравственных качеств и является за­логом стабильности отношений в школьных коллективах.

Как правило, конфликты возникают редко там, где гос­подствуют порядок и дисциплина. Организованный кол­лектив отличается высокой устойчивостью. Неполная заг­руженность работников, отсутствие деловой основы в кол­лективе — вот те причины, которые могут вызывать конфликтные ситуации. Хорошим стабилизирующим фак­тором, препятствующим возникновению конфликтов в коллективе, является наличие в нем положительных тра­диций, которые могут стать дополнительной составляю­щей социальной регуляции поведения.

Сильное влияние на частоту возникновения конфликтов в педагогическом и ученическом коллективах школы ока­зывает стиль руководства администрации школы, прежде всего ее директора. Заметно изменившиеся условия суще­ствования и работы общеобразовательной школы требуют перемен и в стиле руководства. В условиях стабильности и государственной опеки школы административный стиль управления в чем-то оправдывал себя и не наносил замет­ного вреда. Сегодня, когда в течение многих предшествую­щих лет общеобразовательная школа была фактически брошена на произвол судьбы, требуется иной, более береж­ный стиль руководства. «Израненная» школа не выдержи­вает административного прессинга, который легко перено­сила «здоровая» школа. Оптимизация стиля руководства общеобразовательной школой может в какой-то степени компенсировать негативные последствия плохо продуман­ных реформ, проходивших последние пятнадцать лет.

 

Таблица 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: