Межличностных конфликтов

Особенности управления конфликтом во многом опре­деляются спецификой этого сложного социального явле­ния. Важным принципом управления конфликтом явля­ется принцип компетентности.

Во-первых, учитель, директор, вмешивающиеся в раз­витие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завер­шения конфликтов вообще. Эти знания дают как теорети­ческая подготовка, так и богатый жизненный опыт.

Во-вторых, необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликт­ной ситуации. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при есте­ственном развитии событий. Вмешательство в естествен-

 

3. Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ——

 

ное развитие конфликтной ситуации должно осуществ­ляться компетентными людьми.

Регулирование конфликтов требует соблюдения следу­ющего принципа — попытаться заставить оппонентов от­казаться от своих намерений, не допуская противостояния. Лучше все же создать условия школьникам и учителям для защиты своих интересов, путем сотрудничества, компро­мисса, без явной конфронтации и даже путем уступок. Же­лательно не менять радикальным образом содержание событий в школьном коллективе, а сделать так, чтобы фор­ма разрешения противоречия была конструктивной, мир­ной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стре­миться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтом — это сознательная деятель­ность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтом включает: симптомати­ку, диагностику, прогнозирование, профилактику, предуп­реждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выде­ляют и такие управляющие воздействия, как пресечение, га­шение, преодоление, устранение конфликта (А.Шипилов).

Управление конфликтами более эффективно, если осу­ществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситу­ация социального взаимодействия, тем меньшие усилия не­обходимо приложить, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоре­чий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснован­ном предположении их возможном возникновении и осо­бенностях развития. Прогнозирование основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практи­ческой деятельности по симптоматике и диагностике на­зревающих социальных противоречий. Разработка мето­дик прогнозирования конфликтов возможна при достаточ­но высоком уровне развития конфликтологии.

Во-первых, необходима разработка описательных моде­лей различных видов конфликтов. Следует также опреде­лить сущность конфликтов, дать их классификацию, вскрыть структуру, функции, описать эволюцию и динамику. Од-

 

 

Глава 5

 

нако на основе только описательных моделей конфликтов прогнозировать их возникновение и развитие вряд ли воз­можно.

Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Тогда проявятся движущие силы конфликтов, их детерминанты и причины. Объяснительные модели разрабатываются путем системно-генетического анализа конфликтов. Только после того как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет в полном объеме реализовать свою пр гностическую функцию.

Важным моментом жизнедеятельности коллективов общеобразовательных школ является профилактика кофликтов, которая заключается в организации жизнедея­тельности субъектов социального взаимодействия, исклчающей или сводящей к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые приводят к деструктивному развитию противоречий между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем, конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструк­тивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первьп взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших зат­рат сил, средств и времени и предупреждает даже те мини­мальные деструктивные последствия, которые имеет лю­бой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органов управления ими, школьные психологи. Она мо­жет вестись по четырем основным направлениям:

• создание объективных условий, препятствующих воз­никновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективах сельских школ, по-видимому, невозможно. Создать объективные условия для миними­зации их количества и разрешения неконфликтными спо­собами не только возможно, но и необходимо;

 

 

Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе —

 

4. оптимизация организационно-управленческих усло­вий работы школы — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;

5. устранение социально-психологических причин конф­ликтов;

6. блокирование личностных причин возникновения кон­фликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов в обще­образовательной школе должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.

Рассмотрим основные объективные условия, способству­ющие профилактике деструктивных конфликтов в школе.

Создание благоприятных условий для жизнедеятельно­сти учителей, учеников, руководителей школ. Это основное объективное условие предупреждения конфликтов. Очевид­но, что если у человека нет жилья, семья проживает в чужой квартире без удобств, он часто болеет и т.п., то у него боль­ше проблем, больше противоречий, больше конфликтов. Опосредованное, но существенное влияние на психическое состояние, а следовательно, и конфликтность людей оказы­вают условия их деятельности и жизни. К ним в первую очередь относятся: материальная обеспеченность семьи, условия работы жены и обучения детей; возможность само­реализации человека в служебной деятельности, условия работы; взаимоотношения с подчиненными, сослуживцами, начальниками; здоровье человека; отношения в семье; на­личие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроен­ный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обще­стве, к тому же больной человек более конфликтен при про­чих равных условиях, чем тот, у которого этих проблем нет.

Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Анализ кон­фликтов между людьми показал, что типичной объектив­ной причиной их возникновения является недостаток ма­териальных благ и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов бывает несправедливое распределе­ние поощрений, наград и премий.

Если бы материальных благ хватало на всех работни­ков, то конфликты, связанные с их распределением, види-

 

 

Глава 5

мо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сам система распределения, существующая в современном российском обществе. Однако конфликты при достатке мате реальных благ стали бы менее острыми и частыми. В нынешних условиях дефицит денег и других материальных благ создает объективную основу для конфликтов.

Помимо материального изобилия, которое в обозримо будущем нам, скорее всего, не грозит, к объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов относится справедливое и гласное распределение этих благ. Если дефицитные материальные блага распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, то число и острота конфликтов, связанных с этой проблемой, заметно сократятся.

Справедливое распределение нематериальных благ ос­новано на оценке результатов деятельности учителей и учеников. Психологические аспекты этой проблемы рассмотрены в главе 6.

Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Ана­лиз конфликтов во взаимоотношениях учеников и учителей показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктив­ное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разра­ботав нормативные процедуры, позволяющие школьнику, учителю отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом. К подобным ситуациям относятся: униже­ние директором (учителем) личного достоинства учителя (ученика); определение размеров учебной нагрузки и зара­ботной платы; назначение на вакантную должность при на­личии нескольких претендентов; перевод учителя на новую должность; увольнение учителя, директора и др.

Успокаивающая среда, окружающая человека. К мате­риальным факторам, способствующим уменьшению веро­ятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку школьных и жилых помещений, оптимальные характерис­тики воздушной среды, освещенности, электромагнитных

 

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ———

и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, на­личие комнатных растений, аквариумов, оборудование ком­нат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов и т.д.

Существует еще ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. В конечном ито­ге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следова­тельно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.

К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов в общеобразовательной школе относят орга­низационно-управленческие факторы.

Структурно-организационные условия предупрежде­ния конфликтов связаны с оптимизацией структуры шко­лы как организации и как социальной группы. Максималь­ное соответствие формальной и неформальной структур коллектива школы стоящим перед ним задачам обеспечи­вает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами школы, и уменьшает вероят­ность возникновения конфликтов между школьниками, учителями, администрацией.

Функционально-организационные условия связаны с оп­тимизацией функциональных взаимосвязей между структур­ными элементами самой общеобразовательной школы: меж­ду учащимися, учителями, руководителями. Это способствует предупреждению конфликтов в школьных коллективах, по­скольку функциональные противоречия, как правило, в кон­це концов, порождают противоречия межличностные.

Максимальное соответствие работника требованиям за­нимаемой должности создает личностно-функциональные условия предупреждения конфликтов. Назначение на дол­жность учителя, классного руководителя, директора, иного сотрудника, который не в полной мере соответствует ей по своим профессиональным, нравственным, другим психо­логическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. По­этому, если на эти должности назначают компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых учителей, завучей, директоров, то таким образом предотвращают возникно­вение многих межличностных конфликтов.

 

 

Глава 5

Ситуативно-управленческие условия связаны прежде всего с принятием оптимальных управленческих решений и грамотной оценкой результатов деятельности других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные реше­ния провоцируют возникновение конфликтов директора школы или учителя с теми, кто будет их исполнять и видит их непродуманность. Необоснованная негативная оценка результатов деятельности также способствует возникновению предконфликтной ситуации между оценивающим и оцениваемым. Эти условия рассмотрены в главах 3 и 6.

Социально-психологическое содержание конфликта во многом определяет его возникновение и развитие. Поэто­му социально-психологические условия профилактики конфликтов привлекают внимание учителей, директоров, школьных психологов.

Во-первых, социально-психологические условия легче поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими пред­посылками.

Во-вторых, эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия.

Социально-психологические условия профилактики кон­фликтов следует отличать от социально-психологических способов и приемов предупреждения столкновений людей. Первые связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономерностей социального взаимодей­ствия. Нарушение этих закономерностей приводит к воз­никновению противоречий, которые могут разрешаться путем конфликтов. Социально-психологические способы предупреждения конфликтов носят более частный харак­тер. Для предупреждения конкретных конфликтов мож­но использовать различные приемы, которых гораздо боль­ше, чем условий и способов.

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер, если оно сбалансировано. Рассмотрим пять ос­новных балансов, сознательное или неосознанное наруше­ние которых может привести к конфликтам.

• Одним из них является поддержание в ходе взаимодей­ствия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роль старшего, равного или млад-

 

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ——

 

шего по психологическому статусу. Если партнер принима­ет отводимую ему роль, то ролевого конфликта не проис­ходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер и какой роли он ожидает от вас. Если ожидаемое партнером распреде­ление ролей вас устраивает, то вы играете ту роль, кото­рую от вас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Психологи­чески наиболее комфортной ролью для человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она чаще всего не устраи­вает партнера. Он не хочет играть роль младшего. Поэто­му, взаимодействуя с окружающими, ученик, учитель, ди­ректор должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимо­действие с окружающими на основе признания равнопра­вия в психических статусах. Школьник, учитель, директор как граждане России имеют практически равные права.

Предупреждению конфликтов способствует поддержа­ние при взаимодействии людей и социальных групп балан­са взаимозависимости в решениях и действиях. Каждо­му человеку изначально присуще стремление к свободе и независимости. Каждый в идеале стремится делать то, что хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы вза­имодействуем. Поэтому, если человек считает свою зави­симость от окружающих большей, чем он может допустить, он способен пойти на конфликт. Слишком большая зави­симость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необ­ходимо чувствовать, какая зависимость партнера от вас яв­ляется для него дискомфортной, и поддерживать комфор­тный баланс взаимозависимости. Учитель не должен стре­миться контролировать каждый шаг ученика. Директору школы нецелесообразно во все вмешиваться, все решать са­мому, подвергая личной опеке каждого учителя и педаго­гический коллектив в целом.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу и личные услуги. К ним относятся: подмена дру­гого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочно-

 

го задания, доставание какой-то детали, билета, товара, другие личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что они осознанно или подсознательно фиксирую услуги, которые им оказали, и те, которые оказали они. На рушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью во взаимоотношениях и конфликтами. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги при мерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, при значительном дисбалансе — к конфликтам.

Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуют друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержа баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб он испытывает желание причинить ответный ущерб тег. людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, челове­ку свойственно чувство мести. Это в целом деструктивное чувство. Его сила и степень реализации в поведении обус­ловлены мировоззрением, воспитанием человека, соци­альными традициями и страхом наказания. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактик конфликтов является ненанесение ущерба окружающие в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба на­рушает сбалансированность межличностного или межгруп­пового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой. В про­цессе социального взаимодействия в школе люди постоян­но оценивают друг друга. Человеку свойственна непрерыв­ная самооценка своего поведения и результатов деятель­ности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «руководитель (старший) — подчиненный (млад­ший)». Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек чаще обращает внимание на положительные стороны соб­ственной личности и на то, что ему удалось сделать в ре­зультате работы. При оценке работы подчиненного руко­водитель чаще отмечает то, что не удалось сделать работ­нику соответственно нормативным требованиям. Такой подход характерен не только для руководителей, но и во­обще для оценки человеком других людей.

 

 

Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе

 

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решени­ях и действиях, в услугах, ущербе, самооценке и внешней оценке как о предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо отметить важную особенность: речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. По­тенциальной предпосылкой конфликта может быть субъек­тивно оцениваемое нарушение баланса, которое превосхо­дит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами до­пустимую величину.

Способы и приемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: