Схема 10
ника в целом оценить трудно. Они могут оцениваться по степени соответствия ответа ученика материалу, изложенному на уроке и содержавшемуся в учебнике. Их можно оценить по текущим и четвертным оценкам. Диплом, полученный на районной олимпиаде, или результаты тестирования также позволяют получить представление о знаниях конкретного ученика. Ответы, оценки, дипломы, результаты конкретного тестирования являются индикаторами знаний. Индикатор — это тот признак, который мы непосредственно фиксируем, оценивая явление по определенному критерию.^В нашем случае это знания. Чтобы действительно объективно оценить работу учителя, директор школы или вышестоящий руководитель должны сформулировать следующие положения.
Критерии оценки учителя. Их может быть пять-семь. Они позволяют установить то, что является самым главным в работе учителя.
Показатели оценки учителя. Их может быть до. десяти. Они дают возможность оценивать дополнительные характеристики качества работы педагога. Эти характеристики являются необходимыми, но не ключевыми.
|
|
Глава 6
• Индикаторы, с помощью которых реально оцениваются каждый критерий и показатель. Индикаторов может быть много. Однако целесообразно определить не более десяти основных индикаторов по каждому критерию или показателю.
Разработанные критерии, показатели, индикаторы обсуждаются на педагогическом совете школы. Затем они вывешиваются на отдельном планшете в учительской. Таким образом, учителю четко задаются цели и задачи его деятельности. Это повысит объективность оценки и качество деятельности педагогов. В еще большей степени такой подход будет способствовать профилактике конфликтов. Ведь проработка и гласность в определении содержания и процедуры оценки способствуют формированию общего представления о главном и второстепенном в его работе учительского коллектива.
3.Нужно ли директору, оценивая учителя, говорить не только о его деятельности, но и личности? На этот вопрос может быть три варианта ответа: «Не нужно», «Можно, если очень хочется», «Оценивать личность учителя необходимо».
Рассматривая проблему оценки ученика, мы уже говорили, что оценивать необходимо результаты учебы, а не личность школьника. Однако подразумевалось, что нельзя смешивать оценку деятельности и оценку личности и переносить одну оценку на другую, а тем более — подменять одно другим. Можно порекомендовать в интересах профилактики конфликтов не оценивать личность ученика и учителя. Но ведь в реальной жизни мы всегда оцениваем окружающих, и не только по производственной деятельности, но и по личностным качествам: темпераменту, характеру, способностям. Обратившись к своему жизненному опыту, читатель может вспомнить много примеров, когда личностные качества (честность, готовность помочь, патриотизм и др.) человека оказывались для него гораздо важнее профессиональных.
|
|
Кроме того, центральной задачей школы помимо учебной является формирование его личности. Мало того — личностные качества выпускников школы порой важнее уровня знаний. Если выпускник не честен, старается жить за счет других, безволен, презирает страну, где родился и вырос, то перевоспитать его исключительно трудно. «Знание — орудие, а не цель», — писал А.Н. Толстой.
—Как оценить ученика или учителя без конфликта
Насколько общеобразовательной школе удается реализовать воспитательную функцию, решающим образом зависит от личностных качеств педагогов. Личность учителя оказывает мощное влияние на формирующуюся личность школьника. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому требования к личностным качествам учителя должны быть гораздо выше, чем к представителям других профессий. Ведь обычно люди на работе взаимодействуют с такими же, как они, уже сформировавшимися людьми — коллегами по труду. В школе — все иначе. Поэтому директорам, другим руководителям школы необходимо оценивать не только деятельность, но и личность учителя (схема 11). Положительные личностные качества учителя являются такими же профессионально важными, как знание им учебных предметов и методическое мастерство.
Схема 11