Труд учителя постоянно оценивается им самим, учениками, коллегами-педагогами, руководством школы. Поскольку он гораздо сложнее учебной деятельности школьников, объективная оценка результатов работы учителя требует хороших знаний, опыта и педагогического такта. Все виды деятельности человека имеют общую психологическую структуру: мотивы, цели, способы, результаты, оценка результатов. Поэтому деятельность учителя и труд школьника помимо отличий имеют и общие черты. Это означает что некоторые из 17 рекомендаций по улучшению оценки ученика, изложенные ранее, могут — с некоторыми изменениями — использоваться и при оценке учителя. Мы не будем перечислять эти уточненные рекомендации, оставляя заинтересованному педагогу возможность проявить творчество.
В советской, а теперь в российской общеобразовательной школе сложилась определенная теоретическая концепция содержания и формы оценки деятельности педагога. Практически каждый учитель, проработавший в общеобразовательной школе какое-то время, имеет представление, по каким критериям руководство школы оценивает его труд. Потому мы не станем останавливаться на общеизвестных принципах, критериях и способах оценки работы учителя, анализировать их достоинства и недостатки. Их знают учителя и руководители органов управления школой. В гораздо меньшей степени сегодня разработаны психологические аспекты оценки труда учителя. Поэтому основное внимание обратим именно на психологические условия, способствующие повышению качества оценки деятельности учителя и профилактике конфликтов, нередко возникающих в связи с оценкой.
1. Психика человека устроена так, что ему гораздо легче держать в поле зрения ближайшие цели деятельности, а не отсроченные или перспективные. Поэтому в первой рекомендации необходимо еще раз повторить то, о чем уже говорилось в связи с оценкой учеников. Оценка учителя и его деятельности никогда не должна превращаться в са-
Глава 6
моцель, в оценку ради самой оценки. Ведь это всего лишь один из способов улучшения деятельности и совершенствования личности учителя. Никому не нужна такая «объективная» оценка открытого урока, после которой у учителя опускаются руки, а директор не может заснуть до утра. Если оценки имеют такие последствия, то лучше вообще работать без публичных оценок. Принимая решение на оценку деятельности учителя, проводя ее и особенно информируя о результатах педагога, руководителю следует помнить, для чего проводится это мероприятие. Типичной ошибкой, допускаемой директорами, завучами, работниками органов управления школой, является увлечение самим процессом оценки работы учителей, стремление выявить как можно больше недостатков и строго указать на, них проверяемому. Этой негативной тенденции следует научиться противостоять. В результате можно предотвратить вероятные конфликты с педагогами.
2. Как уже говорилось ранее бессознательное и подсознание оказывают на жизнь и деятельность человека намного большее влияние, чем принято считать. Поэтому при оценке деятельности учителя и руководителя нередко доминирует не рациональный, а эмоциональный и интуитивный подход. Важно максимально рационализировать оценку. Ведь невозможно оценить работу учителя вообще, неопределив ее критериев и других параметров. Деятельность учителя имеет немало параметров, по которым ее можно оценивать: средняя успеваемость класса; количество отличников; отзывы родителей; число учеников, поступающих в профильный для данного учителя вуз; исполнительность; знание предмета; качество планов уроков; состояние кабинета; методическое мастерство; характер общения со школьниками и т. д. Среди критериев оценки деятельности учителя есть как объективные, так и субъективные. Те и другие в совокупности позволяют глубже понять и оценить работу учителя. Обычно критериев немного — 3-5-7 (схема 10). Один из критериев оценки качества деятельности учителя — знание им преподаваемого предмета или знание предмета его учениками.
Одним из критериев деятельности оценки учителя, как сказано выше, является знание предмета учениками. Знание — это абстрактное понятие. Знание конкретного уче-
— Как оценить ученика или учителя без конфликта