Оценки деятельности учителя

 

Труд учителя постоянно оценивается им самим, учени­ками, коллегами-педагогами, руководством школы. По­скольку он гораздо сложнее учебной деятельности школь­ников, объективная оценка результатов работы учителя тре­бует хороших знаний, опыта и педагогического такта. Все виды деятельности человека имеют общую психологичес­кую структуру: мотивы, цели, способы, результаты, оценка результатов. Поэтому деятельность учителя и труд школь­ника помимо отличий имеют и общие черты. Это означает что некоторые из 17 рекомендаций по улучшению оценки ученика, изложенные ранее, могут — с некоторыми изме­нениями — использоваться и при оценке учителя. Мы не будем перечислять эти уточненные рекомендации, остав­ляя заинтересованному педагогу возможность проявить творчество.

В советской, а теперь в российской общеобразователь­ной школе сложилась определенная теоретическая концеп­ция содержания и формы оценки деятельности педагога. Практически каждый учитель, проработавший в общеоб­разовательной школе какое-то время, имеет представле­ние, по каким критериям руководство школы оценивает его труд. Потому мы не станем останавливаться на обще­известных принципах, критериях и способах оценки рабо­ты учителя, анализировать их достоинства и недостатки. Их знают учителя и руководители органов управления школой. В гораздо меньшей степени сегодня разработаны психологические аспекты оценки труда учителя. Поэтому основное внимание обратим именно на психологические ус­ловия, способствующие повышению качества оценки дея­тельности учителя и профилактике конфликтов, нередко возникающих в связи с оценкой.

1. Психика человека устроена так, что ему гораздо лег­че держать в поле зрения ближайшие цели деятельности, а не отсроченные или перспективные. Поэтому в первой ре­комендации необходимо еще раз повторить то, о чем уже говорилось в связи с оценкой учеников. Оценка учителя и его деятельности никогда не должна превращаться в са-

 

 

Глава 6

моцель, в оценку ради самой оценки. Ведь это всего лишь один из способов улучшения деятельности и совершенство­вания личности учителя. Никому не нужна такая «объек­тивная» оценка открытого урока, после которой у учителя опускаются руки, а директор не может заснуть до утра. Если оценки имеют такие последствия, то лучше вообще работать без публичных оценок. Принимая решение на оценку деятельности учителя, проводя ее и особенно ин­формируя о результатах педагога, руководителю следует помнить, для чего проводится это мероприятие. Типичной ошибкой, допускаемой директорами, завучами, работни­ками органов управления школой, является увлечение са­мим процессом оценки работы учителей, стремление вы­явить как можно больше недостатков и строго указать на, них проверяемому. Этой негативной тенденции следует на­учиться противостоять. В результате можно предотвра­тить вероятные конфликты с педагогами.

2. Как уже говорилось ранее бессознательное и подсоз­нание оказывают на жизнь и деятельность человека намно­го большее влияние, чем принято считать. Поэтому при оценке деятельности учителя и руководителя нередко до­минирует не рациональный, а эмоциональный и интуитивный подход. Важно максимально рационализировать оцен­ку. Ведь невозможно оценить работу учителя вообще, неопределив ее критериев и других параметров. Деятельность учителя имеет немало параметров, по которым ее можно оценивать: средняя успеваемость класса; количество отлич­ников; отзывы родителей; число учеников, поступающих в профильный для данного учителя вуз; исполнительность; знание предмета; качество планов уроков; состояние каби­нета; методическое мастерство; характер общения со школь­никами и т. д. Среди критериев оценки деятельности учи­теля есть как объективные, так и субъективные. Те и дру­гие в совокупности позволяют глубже понять и оценить работу учителя. Обычно критериев немного — 3-5-7 (схе­ма 10). Один из критериев оценки качества деятельности учителя — знание им преподаваемого предмета или знание предмета его учениками.

Одним из критериев деятельности оценки учителя, как сказано выше, является знание предмета учениками. Зна­ние — это абстрактное понятие. Знание конкретного уче-

 

— Как оценить ученика или учителя без конфликта

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: