Советы от профессионалов

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ БЕЗ БАРЬЕРОВ [10]

Ø Не извиняйтесь за то, что вы обращаетесь к собеседнику с просьбой, чтобы избежать уступчиво-унизительную форму общения. Когда вы начинаете фразу с извинения, то тем самым сообщаете собеседнику, что в вашей просьбе есть что-то неудобное или невыгодное для него. То есть извинение с самого начала несет в себе ожидание негативной реакции со стороны оппонента. И есть большая вероятность получить ее в ответ на свое предложение.

Ø Берите на себя ответственность, не сваливайте вину на других или обстоятельства, в противном случае, собеседник начнет сомневаться в вашей способности реально оценивать события.

Ø Осуществляйте самоконтроль, когда начинаете чувствовать раздражение или нетерпеливость. Как только вы начинаете проявлять признаки раздражения, собеседник начинает ожидать от вас отрицательной защитной реакции.

Ø Избегайте грубости, нетактичности, высокомерия, менторского тона. Не забывайте о чувстве собственного достоинства вашего собеседника.

Ø Стремитесь создавать атмосферу открытости и объективности. Не вводите собеседника в заблуждение.

Ø Не нужно недооценивать интеллект собеседника и считать себя умнее, иначе вы никогда до конца не сможете скрыть покровительственную снисходительность к нему. Она будет передаваться невербальными признаками вашего поведения.

Ø Не загоняете собеседника в угол. Давая ему маневр, позволяя ему отступить, сохраняя свое лицо и чувство собственного достоинства, вы ничего не теряете, а только приобретаете или укрепляете психологический контакт, доверие к себе.

Ø Уходите от открытой конфронтации. Воздерживайтесь от преждевременного оказания психологического воздействия на собеседника, вступления с ним в ситуацию спора.

Ø Не используйте знания о человеческих слабостях собеседника.

Ø Не напоминайте постоянно о его старых грехах.

Ø Не предпринимайте попытки уйти от неприятной темы, прерывая диалог, удаляясь из комнаты, игнорируя обращенные к вам слова, сбивая с толку собеседника или давая показательный обет молчания. Обычно это оскорбляет людей и вызывает раздражение, неприязнь.

Ø Непрерывное ворчание вызывает только досаду и протест.

Ø Негативные ярлыки (ничтожный, ленивый и пр.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование. Постоянные упоминания о недостатках человека лишают его веры в себя. Кроме того, регулярное упоминание действительной или мнимой черты характера может привести к ее появлению или усилению.

Ø Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же. Помните: никто и ничто не может заставить вас почувствовать вину, обиду, гнев – вы и только вы ответственны за ваши собственные чувства.

Ø Позиция «Я прав, а вы – нет» препятствует стремлению достигнуть компромисса. Помните, что ваше понимание ситуации – не единственно возможное.

Ø Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывают протест. Никогда не стоит угрожать или намекать на возможные страшные меры, пытаясь вынудить человека к сотрудничеству.

Ø Правильно воспринимайте критику. Критика вызывает обиду, и люди с уважением относятся к тем, кто принимает критику спокойно и умеет учиться с ее помощью. Особенное внимание следует уделить тем замечаниям, которые часто повторяются в критических отзывах людей. Получая очередную порцию критики, удостоверьтесь, что вы правильно поняли смысл замечания. Будьте открыты, внимательно слушайте и не бойтесь задавать вопросы. Если оппонент высказывает неаргументированные утверждения, просите привести примеры ваших действий, которые вызвали эти замечания.

Ø Критика может быть резкой и обидной по форме, но наше правило – обращать внимания в первую очередь на ее содержание. Критикуемый имеет право на защиту своих положений и позиций, но нельзя искажать объективно существующие факты для защиты своей позиции. Впрочем, не всякая критика полезна. Постарайтесь непредвзято проанализировать мотивы тех, кто вас критикует.

 

 

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

 

Итак, вы еще раз убедились, что неправильно сказанное слово может быть – и является! – если еще не барьером общения, то уж «кирпичиком» для выстраивания этой стены наверняка. Поэтому очередная проверка себя «на грамотность» не будет лишней. [11]

Задание 1.

1.Прокомментируйте ошибки в выражениях:

· криминальное преступление,

· свободная вакансия,

· прейскурант цен,

· памятный сувенир,

· будущие перспективы,

· смелый риск,

· первая премьера,

· моя автобиография,

· первое боевое крещение,

· хронометраж времени.

 

Задание 2.

2. Устраните многословие в выражениях:

· каждая минута времени,

· отступать назад,

· в мае месяце,

· впервые познакомиться,

· завещать в наследство,

· в летний период времени,

· ошибочное заблуждение.

 

Задание 3.

Объясните значения паронимов и придумайте обороты со словами:

· сравнять и сравнить;

· надевать и одевать;

· эффектный и эффективный;

· экономный и экономичный;

· невежа и невежда;

· ванна и ванная;

· одинарный и ординарный;

· апробировать и опробовать;

· представить и предоставить;

· акционерный и акционерский;

· планировка и планирование;

· абонент и абонемент;

· хозяйничать и хозяйствовать;

· адресат и адресант;

· парламентер и парламентарий.

 

Задание 4.

Объясните значение слов:

адекватный, блокбастер, гендерный, гламурный, демагог, дивиденд, импортировать, инвектив, катавасия, кёрлинг, консенсус, конфиденциально, легитимность, логистика, менталитет, моветон, плебисцит, приоритет, пролонгация, реноме.

 

Задание 5.

Проработайте возможные орфоэпические ошибки в словах:

безудержный, бряцать, бытие, валовой доход, воры, вы правы, давнишний, дебаты, диспансер, загнутый, звонит, каталог, квартал, кладовая, красивее, мельком, намерение, начать, нефтепровод, нормировать, обеспечение, одновременный, опошлить, оптовые цены, осведомиться, претендент, претензия, прибывший, прибытие, созыв сессии, средства, тенденция, углубить, украинец, упрочение, феномен;, формировать, хаос, ходатай, ходатайствовать, хозяева, эксперт, языковая колбаса, языковая ошибка.

 

Задание 6.

Проспрягайте глаголы понять, начать, принять в прошедшем временем, а глагол хотеть – в настоящем времени. Сверьтесь со словарем.

 

Задание 7.

Произнесите и запишите правильно:

· беспре цед ентный или беспре ценд ентный?

· ком пет ентный или ком пент ентный?

· кон стат ировать или кон стант ировать?

· юрис консульт или юрист консульт?

· эск орт или экс корт?

· эфе мерный или эвф емерный?

Сверьтесь с орфоэпическим словарем.

Задание 8.

Отредактируйте фразы, объясните ошибку в построении предложения.

1.Встреча прошла с большим интересом.

2.Я заметил характерную ему ошибку.

3.Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание нашей фирме.

4.Адвокат попытался предостеречь неверный шаг подсудимого.

5.На встрече присутствовал и представитель с судебного департамента.

6.Обработав эти данные, выяснилась полная картина состояния дел.

7.Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

8.Прочитав рекомендованную преподавателем литературу, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

9.На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10.Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11.Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12.Я понял, какой намек мне дали.

13.У нас самая дешевая стоимость товаров.

14.Я не хочу нагнетать обстановку.

15. Впервые мы познакомились на конференции два года назад.

16. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

17. Мне удалось купить книги более дешевле, чем я ожидал.

18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать инструкцию.

19.Все это сказывается на работу.

20. Старушки любят посидеть на лавочке и поговорить про жизнь.

 

Задание 9.

Назовите вежливые формы обращения с просьбой:

прошу вас, будьте так любезны и т.п.,

затем вежливые формы отказа:

к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.

Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле да, но….

Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении:

· с другом,

· с родителями,

· с соседской старушкой,

· с однокурсником,

· с деканом,

· с работодателем.

Задание 10.

Эвфемизмы – мягкие эквиваленты резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т. п.

Придумайте не менее 10 слов, неприятных для вашего собеседника, и подберите к ним эвфемизмы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: