Устройство и осмотр тормозов
1. Классификация тормозов подвижного состава
На подвижном составе железных дорог России применяются тормоза пяти типов: 1) ручные; 2) пневматические; 3) электропневматические: 4) электрические; 5) магнитно-рельсовые.
Ручные тормоза - служат для закрепления подвижного состава на станциях и уклонах. Применяются в основном при отсутствии сжатого воздуха на подвижном составе и приводятся в действие при помощи мускульной силы человека. Ими оборудованы все локомотивы, пассажирские вагоны и часть грузовых вагонов. При вращении штурвала ручного тормоза, вращается соединённый с ним червяк, который поворачивает зубчатый сектор и через тягу вытягивается шток из тормозного цилиндра При этом через тормозную рычажную передачу усилие передаётся на колодки, которые прижимаются к колёсам.
Пневматические тормоза - это основной тип тормоза. Им оборудован весь подвижной состав железных дорог России. Для управления и непосредственно осуществления самого процесса торможения, используется энергия сжатого воздуха давлением до 9,0 кгс/см2 на локомотивах и до 6,2кгс/см2 на вагонах.
Электропневматические тормоза - применяются на пассажирских локомотивах и вагонах, а так же элекгро- и дизель поездах. Для управления тормозами используется электрическая энергия, а непосредственно для осуществления процесса торможения - энергия сжатого воздуха
Ручные, пневматические и электропневматические тормоза относятся к группе фрикционных тормозов. Тормозная сила у них возникает в результате прижатия (трения) колодки к колесу или специальному диску, жёстко закреплённому на колёсной паре.
Электрические тормоза - работают за счёт переключения тяговых электродвигателей в режим генераторов. Возникающая в результате этого электрическая энергия возвращается обратно в контактную сеть при рекуперативном торможении, или гасится на тормозных реостатах и в виде тепловой энергии рассеивается в окружающую среду при реостатном торможении. Применяется на электровозах, тепловозах, электро и дизель поездах.
Магнитно-рельсовые тормоза применяются на скоростных поездах и трамваях, работают за счёт прижатия тормозного башмака с электромагнитами к рельсам.
Классификация пневматических тормозов.
Пневматические тормоза подразделяются: на автоматические и неавтоматические.
Автоматическими- называются тормоза, которые при разрыве поезда и снижении давления в тормозной магистрали автоматически срабатывают на торможение, а при повышении давления в тормозной магистрали происходит отпуск. Неавтоматические- тормоза, наоборот, при повышении давления в тормозной магистрали срабатывают на торможение, а при снижении давления в магистрали происходит отпуск. Так же пневматические тормоза подразделяются: на пассажирские - с быстрыми тормозными процессами и грузовые - с более медленными. Прямодействуюшие (неистощимые) - в процессе торможения утечки из тормозного цилиндра ТЦ и запасного резервуара ЗР пополняются за счёт сообщения с тормозной магистралью ТМ. Применяются в грузовых поездах. Непрямодействующие (истощимые) - в процессе торможения утечки из тормозного цилиндра ТЦ и запасного резервуара ЗР не пополняются, и величина тормозной силы (давление в ТЦ) постепенно снижается. Применяются на пассажирских поездах.
По свойствам автоматические тормоза делятся на три группы.
Мягкие с равнинным режимом отпуска - работают при различных величинах зарядного давления в тормозной магистрали ТМ. При медленном снижении давления в тормозной магистрали (до 03 - 0,5 кгс/см в 1 минуту) на торможение не срабатывают. При большем темпе снижения срабатывают на торможение. При повышении давления в магистрали на 0,1 - 0,5 кгс/см происходит полный отпуск. Ступенчатого отпуска не имеют.
Полужёсткие с горным режимом отпуска - свойства те же, что и у мягких, но для полного отпуска необходимо восстановление давления в магистрали на 0,1 - 0,2 кгс/см2 ниже зарядного. Имеют ступенчатый отпуск.
Жёсткие - работают на определённом зарядном давлении в магистрали. При снижении давления в магистрали ниже зарядного любым темпом производят торможение. При давлении в магистрали выше зарядного тормоза в действие не приходят до снижения давления ниже зарядного. Тормоза жесткого типа применяются на участках железных дорог с уклонами крутизной до 0,045.
3. Техническое обслуживание авторежима усл. №265-А1
Когда на грузовой вагон, оборудованный чугунными тормозными колодками, устанавливается авторежим, то переключатель грузовых режимов воздухораспределителя
переводится в положение груженый, а при композиционных колодках, в средний режим торможения и закрепляется.
Регулировка авторежима осуществляется на порожнем вагоне путем постановки регулировочных прокладок (или изъятием металлических прокладок, закрепляемых на опорной плите). На порожнем вагоне допускается наличие зазора «а» не более 3 мм между упором авторежима и опорной плитой, причем кольцевая проточка на вилке должна выходить из корпуса не величину не менее 2 мм. Если тара вагона до 27т.
При таре вагона более 27т. зазора не должно быть и проточка невидна.
На груженом вагоне зазор между упором авторежима и опорной плитой не допускается и кольцевая выточка на вилке должна быть полностью утоплена в корпусе демпферной части.
Регулировочных планок разрешается устанавливать не более 5шт. толщиной от 1.5 до5мм.
Зазор между шайбой и опорой балочки авторежима 3-5мм. Болт крепления балочки м20х90, 100мм.
При осмотре авторежима также необходимо проверять крепление кронштейна, пневмореле, демпферной части и крепление патрубков, проверять наличие утечек по ним.