Интеллектуальный центр

Мы осуществляем думание главным образом посредством "внутреннего разговора", используя обычный язык, как если бы мы разговаривали сами с собой. Этот вид думания обязательно ограничен инструментом - словами. Мы не можем думать "словами", которые нельзя высказать "словами". По своей природе интеллектуальный центр не зависит от слов. Он может воспользоваться любым образом или символом; но он не может работать без некоей формы репрезентации - это одновременно его сила и слабость. Это сила, поскольку она позволяет представлять не только то, что происходит здесь и теперь, в этот настоящий момент, но также то, что случилось, случится или происходят где-то в другом месте. Это удивительная операция, и вероятно именно она отличает человека от животных. Посредством мысли мы можем выйти за пределы нашего настоящего момента не только в рамках времени и пространства, но также в безвременные измерения логики и формы. Большая часть типичной человеческой деятельности зависит от нашей способности проецировать наши мысли за пределы настоящего момента. Без сомнения, животные обладают памятью, но нет никаких свидетельств, что они произвольно могут конструировать из своей памяти образы прошлых событий или ожидание будущих событий. У них почти определенно: с глаз долой - из сердца вон. В случае человека это только относительно так.

Мы недостаточно объективно изучаем процессы нашего мышления, а это изумительный инструмент для использования: мы проводим много лет, тренируя его, но очень мало изучаем, как он работает. Существуют различные техники, которыми можно воспользоваться для развития в думающем центре способности мыслить без слов или визуальных обраэов.

Интеллектуальный центр, подобно другим, имеет множество функций и может работать на различных уровнях. Необходимо изучить и знать одну комбинацию: ассоциативный механизм, с помощью которого мы производим когерентную /связную/ последовательность идей и слов. Гурджиев называя этот механизм формирующим аппаратом, поскольку он может производить когерентные формы мысли и речи, но не может сформулировать или выразить новые и оригинальные понятия. Поскольку этот аппарат тесно связан с мозгом, он постоянно стимулируется каждым видом впечатлений, получаемых извне, и реагирует в основном с помощью обычной последовательности слов, сказанных вслух или непроизнесенных.

Мы имеем тенденцию ошибочно принимать работу этого механизма за истинную мысль - частично оттого, что он активен все время, а частично - по той причине, что он может производить уместные ответы на "мысле-вопросы". Это "формирующее думание" очень обманчиво. Оно легко натренировывается в том, чтобы говорить "нужную вещь в нужное время". В настоящее время стали подозревать об обусловленности такого мышления, имеющего тенденцию создавать людей, постоянно говорящих "да" и делающих именно то, что от них ожидается.

Такое мышление создает людей, почти беззащитных против средств массовой пропаганды. Громадное количество печатных слов создает постоянное автоматическое взаимодействие между визуальной ударной силой слов и ассоциативным механизмом формирующего аппарата.

Говоря о других недостатках, надо подчеркнуть, что затрудняется приведение в действие более сознательного и творческого аспектов интеллектуального центра. В силу своего механического функционирования, формирующий аппарат обладает малой, или почти никакой способностью к инициативе, и он приводится в движение в основном за счет импульсов, идущих от сексуального, эмоционального и сенсорно-моторного центров.

Я не пытался дать исчерпывающее описание центров и их работы. Важно изучить их самому. Они формируются и развиваются по-разному у разных людей, и каждому из нас необходимо знать свои собственные особенности. Для надлежащего изучения формирующего аппарата необходимы специальные упражнения.

Уровни функции. Поскольку этот предмет рассматривался в нескольких книгах и статьях[12], я ограничусь здесь краткой сводкой. Основные идеи заимствованы у Гурджиева, но их так трудно понять в его изложении, что в Институте Сравнительного Изучения мы заново приступили к этому предмету и после нескольких лет экспериментов и наблюдений выработали схему, представлявшую, по моему мнению, громадную ценность для образования и обучения в повседневной жизни, а также для тех, кто встал на путь трансформации для достижения высшего уровня бытия.

Первое, что необходимо понять, это факт, что все, происходящее в материальных, жизненных, ментальных и даже духовных процессах, связанных с трансформацией энергии. Это очевидно для живых и неживых тел, исследуемых биологами и физиками. Следвательно, не требует больших допущений предположить, что то же самое справедливо для процессов, происходящих в нашмх умах. Какдая мысль, каждое ощущение, каждая эмоция производятся за счет энергетического обмена, но энергии различны или, по меньшей мере, находятся в различных состояниях, отличающихся от состояний, которые производят телесные движения или химические изменения.

Существует 12 уровней энергии: четыре в материальном мире, четыре - мире живых существ, и четыре - в духовном мире[13]. Только пять из них непосредственно относятся к человеческому уму, и поэтому я буду описывать только эти пять видов, начиная с высшей и наиболее могущественной. Они пронумерованы: El, E2 и так далее - от высшей и до самой низшей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: