Е7: Вегетативная энергия

Наша ментальная деятельность все время поддерживается физиологической деятельностью и особенно, конечно, деятельностью нервной системы и химической жизнью крови. Наш организм имеет свой собственный регулирующий механизм, который помогает и, при необходимости, восстанавливает баланс или равновесие его чрезвычайно сложных функций. Мы лишь смутно осознаем ненормальное функционирование этого регулятора, даже когда он не дает болезненных или других ощутимых симптомов. Вероятно, мы осведомлены лишь о том, что чувствует внутренний регулятор в состоянии активного нормального здоровья. Следовательно, будет правильным включить вегетативную энергию организма в число тех, которые связаны с умом.

Вероятно, вся деятельность в области между автоматической и вегетативной энергиями относится к "подсознательному" уму. Он определенно оказывает влияние на ту часть ума, которую мы обычно называем сознательной.

Все это чрезвычайно важно для тех, кто интересуется обучением или преподаванием, для улучшения их ментальных способностей или для трансформации к высшим уровням, помогая им ознакомиться с понятием пяти энергий и пяти соответствующих им уровней функции. Отчасти это можно сделать наблюдением и экспериментом, а отчасти - изучением различных деятельностей человека: от работы гениев искусства или науки до самой обычной рутины каждодневной жизни, а также путем установления комбинаций энергий и функций, необходимых для подобных достижений. Такие упражнения таят в себе открытия, дающие немалое вознаграждение. Их следует делать сознательно, поскольку тогда можно установить, что очень многое в человеческой жизни проясняется нам именно при подобном "делания".

Мы установили, что целый диапазон научных, человеческих и духовных явлений, которые можно наблюдать или описать, могут быть описаны и даже объяснены в терминах 12 уровней энергии, начиная от тепловой, самой низшей и наименее организованной формы энергия, до предполагаемой высшей энергии, управлявшей всем процессом Вселенной. Существуют различные виды, или качества, в пределах каждого уровня. Например, существуют чувство-энергия, эмоция-энергия, мысль-энергия - и все они находятся на уровне чувствительной энергии Е5. Комбинация и смешивание различных энергий могут давать особые результаты. Вероятно также, что высшие энергии могут органиэовываться в стабильную форму. Я убежден, что существуют "мысле-формы", которые могут продуцироваться определенными ментальными упражнениями, и что они могут оказывать влияние на более грубые энергии и организовывать их. Выражение "ум над материей" определенно обозначает нечто, что существует и является важным.

Принцип прост: каждая высшая энергия обладает способностью организовывать низшие. Чувствительность может направлять работу нашего автоматизма. Когда я говорю: "я сейчас сяду и стану писать", - это именно чувствительная энергия организует требуемую последовательность движений. Сознание может организовать чувствительность - например, когда мы принимаем решение бороться с каким-нибудь дефектом или концентрировать внимание на конкретной теме. Решение принимается волей, но выполняется оно с помощью сознательной энергии, имеющей власть над нашими мыслями и чувствами. Однако этот пример показывает, что существует предел, налагаемый количеством сознательной энергии, имеющийся в данный момент. Мы можем легко это проверить наблюдением того, как мы поддерживаем активный критический интерес к книге, которую мы читаем, или к теме, над которой мы размышляем в течение некоторого времени. Неожиданно наше внимание угасает, подобно лампе, в которой кончилось масло. Что было легким минуту назад, стало невозможным. Мы несколько минут отдохнем, или лучше сделаем несколько физических упражнений, и обнаружим, что "заправились топливом". Мы можем проверить, что это "топливо" не того типа, которое помогает нам читать или думать (поскольку эти процессы могут продолжаться и баз критического внимания), но принадлежит к сознанию, которое стоит за чтением или думанием. Можно предположить, что еще более высокая и мощная Творческая энергия может организовать само сознание. Пониманию этого помогает наблюдение многих художников и мыслителей о том, что в моменты вдохновения они скорее находят, или обнаруживают, чем конструируют интуитивный скачок еще до того, как началось творчество. В некоторых обстоятельствах творческая энергия оказывает влияние на нескольких людей одновременно, и этим объясняется, что важнейшие открытия часто делаются людьми независимо друг от друга.

 

3. УМ И ДУША

 

Наиболее правдоподобным возражением взгляду на то, что человек имеет душу, является довод, что мы не можем обнаружить ничего похожего на душу, когда мы рассматриваем свой ум и его работу. Не можем мы также видеть и того, что какая-то часть нашего поведения предположительно объясняется нематериальным духовным принципом, отдельным от ума.

Итак, "вопрос души" очевидно, важен. Большинство людей в настоящее время полагают, что душа навсегда отвергнута наукой психологии (что буквально означает "наука о душе", хотя наука горда тем, что отказалась от этой гипотезы) и что ум - всего лишь деятельность мозга. Поскольку в этой главе рассматривается "знание", мы должны ответить, можно ли примирить механистический или материалистический взгляд с верой в то, что в человеке есть нечто, не являющееся собственно материей в движении. Мы предпримем такую попытку, хотя бы потому, что трудно поверить, что наше "Я" - испытывающее радость или страдание, стремящее понять и узнать всю жизнь вокруг нас – не что иное, как химические или электрические явления или какой-то другой механический продукт.

Недостаточно сказать: "Я не откажусь и не могу отказаться от веры в то, что я имею душу". Были времена, когда люди говорили, что они не могут и не откажутся от веры, что Земля есть центр Вселенной, многие и сейчас полагают, что человек - вершина творения, и что вся существующая Вселенная была создана для блага человека. Я встречал интеллигентных мусульман, не сомневавшихся в этом, как и в том, что все происходящее в мире непосредственно регулируется Богом, без вмешательства естественных законов. Как можно быть уверенным в том, что даже если бы отсутствие души не было решительно установлено, оно не будет вскоре продемонстрировано каким-нибудь решительным научным экспериментом. Читателю, не знакомому с ранними буддистскими писаниями, будет интересно узнать, что Будда, как считается, демонстрировал - более двух с половиной тысячелетий назад - в простых научных экспериментах, что человек не имеет души. Это так называемая Аватта, или доктрина отсутствия души в буддийской психологии.

Всё это меня поражало до тех пор, пока я не услышал простое объяснение Гурджиева: "Человек не имеет души, если только и до тех пор, пока она не сформировалась в нем. Человек имеет возможность души и располагает материалами, из которых может быть сделана душа, но пока он не станет делать душу, эти материалы не имеют постоянной структуры и после смерти человека они распылятся и вернутся в место или состояние, из которого они пришли".

Я нахожу эту теорию довольно убедительной, и она совпадает с моей личной убежденностью в том, что "необусловленная бессмертность души", которой меня обучали в школе, не может быть верной. Это приводит к доктрине о вечном спасении иди проклятии, всегда казавшейся мне чудовищной. Независимо от того, что могли бы сказать психологи, две вещи кажутся для маня вполне определенными. Во-первых, я не могу найти в себе ничего такого, что было бы постоянным и независимым от моего физического тела. Во-вторых, я не есть мое тело или мой ум, я имев потенциал стать чем-то большим, чем случайный жилец разрушающегося дома, назову ли я этот дом телом или умом или тем и другим вместе.

В течение длительного времени меня удовлетворяло сравнение вещества души с "тигельными металлическими порошками", не имевшими постоянного состава и формы, но которые под влиянием нагревания могут быть превращены в сплав в форме слитка со стабильной композицией и свойствами. Я принимаю, что "жар", требуемый для расплавления порошков, вызывается "борьбой да и нет"[14].

Прошло 20 или 30 лет, в течение которых я предпринимал искренние попытки поддерживать в себе эту борьбу - иногда очень интенсивно, иногда отвлекаясь на очень активную внешнюю жизнь, - но сплавления не происходило, и я оставался таким хе непостоянным и нестабильным в мои 50 дет, каким был в двадцать. Я начал спрашивать себя, может быть, я "лаю не на то дерево?" Затем начали случаться различные вещи, и я обнаружил для себя, что необходим не только "жар", но и "флюс" /плавень/. (Флюс соответствует помощи, о которой я писал в последнем разделе главы 1). Я понял также, что борьба только сама по себе есть почти невозможный путь генерирования требуемой теплоты и что посредством жертвы можно совершенно изменить процесс. Исходя из моего опыта в течение последних 20 лет (то есть после моего 50-летия) я убедился в том, что формирование души возможно и настолько ужасающе трудно, как это казалось. Я приобрел уверенность в том, что имев душу, когда узнал, что она сформировалась из части моего ума и что она фактически способна существовать отдельно от моего физического тела и в состоянии контролировать и организовывать энергии тела и ума.

Я убежден, что "душа" творится из тек же самых энергий, что и "ум", в ходе процесса организации и консолидации. Душа есть ум, ставший стабильным и независимым от тела.

Последний момент очень важен. Материал, из которого строится душа ("вещество души", по-видимому, лучшее для него определение), зависит сначала от поддержки тела - подобно тому, как металлические порошки в гурджиевском примере не удерживаются вместе без поддержки тигля. Когда вещество души организуется и стабилизируется, оно становится подобным слитку, который можно вынуть из тигля. Часто тигель приходится разбивать, чтобы извлечь из него слиток. Подобным же образом физическое тело человека обычно должно умереть, чтобы освободить душу.

Читатель, конечно, отметит, что мое собственное убеждение родилось из эмоционального восприятия, затем развилось в интеллектуальное согласие, впоследствии - в убежденность, и из этого перешло в уверенность непосредственного опыта. Возможен вопрос, утверждаю ли я, что "знание о душе" приобретается только 50-ью годами экспериментирования методом проб и ошибок.

Это настолько важный вопрос, что я должен ответить на него как можно лучше. Я полагаю, что можно убедить себя в том, что теория о душе, которая не рождается законченной и бессмертной, но постепенно формируется в течение жизни, является правдоподобной. Она хорошо объясняет факты нашего опыта и согласуется с опытом тех, кто приобрел душу. Эта теория противоречит обычной интерпретации христианской догмы - интерпретации, являвшейся скорее греческой, чем христианской, - в соответствии с которой душа входит в человеческое тело полностью сформированной и покидает его так же, как и пришла, за исключением аккумулированных последовательностей жизни, которая только что закончилась; и что она будет продолжать существовать дальше в таком же виде во веки веков. Я думаю, что такая интерпретация ошибочна и смешивает "Я", то есть Волю или Дух человека, с проводником, то есть с сосудом или телом души. Замечательная притча о брачном одеянии (Ев. от Матф.,22) и высказывания Иисуса, записанные в евангелиах, полностью совпадают с верой я то, что душу можно "приобрести" или "потерять". ("Какая польза для человека, если он приобретет целый мир, но теряет собственную душу?") Обсуждение такого тонкого вопроса, как теология души, выходит за рамки данной книги, поэтому я перехожу ко второй ступени.

Можно ли проделать какие-нибудь эксперименты и наблюдения, которые подтвердили бы теорию о трансформации души? В последующих главах я буду неоднократно возвращаться к этому вопросу. Но пока я сделаю следующее утверждение. Если вы согласны с тем, что ваше "Я" не есть ваш ум и не часть его, но что-то (или кто-то), который живет в уме, не будучи зафиксирован ни в каком определенном месте, - тогда вы можете пойти дальше и спросить себя: как это происходит, что ваш ум иногда подчиняется вашему "Я", а в другие времена - нет? Я говорил, что это связано с присутствием энергии сознания. Теперь мы можем предположить, что сознательная энергия делает это, снабжая "Я" рычагом для воздействия на чувствительные энергии мысли и чувства. Существует сродство между "Я", или Волей, и сознательной энергией, помогающей им объединиться и воздействовать на другие энергии. Я назвал бы это "временной душой". В каждый момент времени, когда создан такой союз, он оставляет "организованную сознательную энергию" - и таким путем постепенно образуется душа.

Дело в том, что мы можем знать, как это выгладит; иметь душу - даже до того, как мы приобретем реальную, "истинную" душу. Это значит, иметь хозяина внутри самого себя, которому подчиняются ум и тело. Тогда наступает чувство внутренней свободы и непривязанности к внешним вещам, а также чувство освобожденности от ума и тела.

Мощь и связность "оболочки" сознательной энергии, окружающей "Я", может изменяться в невероятно широких пределах. Она может быть не более чем достаточной, чтобы вызвать состояние наблюдения без способности действовать. Каждому знакомо состояние, в котором "видят и слышат", как глупо и безрассудно поступают - в полном противоречии с желанием собственного "Я", выступающего здесь лишь в роли беспомощного наблюдателя.

Противоположное положение - когда концентрация сознательной энергии настолько велика и так хорошо сплавлена воедино с чувствительностью, что человек становится полным хозяином самого себя. Я вспоминаю, как это впервые случилось со мной в 1919 году, когда я работал в тесном контакте с Гурджиевым. После ночи борьбы и жертвования я нашел, что я полностью освободился от самого себя и стал способен быть и делать, что бы я ни выбрал. Я мог удивляться, любить, бояться, контролировать свой ум; более того, я знал, что всё это - следствие того, что во мне присутствует нечто, обладающее всеми характеристиками "души", которую я искал.

Итак, я говорю, что мы можем делать очень многое для проверки теории души, а также научиться процессу формирования души, а это и есть, в конце концов, важнейшая часть той трансформации, которая является главной темой этой книги.

 

4. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

 

Хотя самопознание должно произойти первым, мы должны также знать, как действует и может действовать мир и ми сами как часть его. Я не имею здесь в виду научное познание: оно скорее сообщает нам, какие вещи происходят, а не как они происходят. Наука открывает, какие явления происходят предсказуемым путем, и подобные знания используются для более успешной человеческой деятельности, а также как путь к дальнейшим открытиям. Например, наука, знает невероятно много о том, что "электричество" делает, но почти ничего о том, как оно делает это. Обычно это не имеет значения, поскольку ученых и технологов интересуют результаты, а результаты это просто "что происходит и когда".

В поле ментальных процессов вовлечен непредсказуемый элемент: это флуктуация сознания, которое спонтанно и неконтролируемо, что может стать несомненным при проверке. Следовательно, мы никогда не можем предсказать, что случится в данный момент в данном мозгу (я говорю в единственном числе, поскольку существует статистически предсказуемое среднее поведение, и оно является основным предметом экспериментальной психологии). Мы должны найти другой принцип, не опирающийся на причину, влияние и максимальную вероятность. Здесь мы не можем удостоверяться повторами, поскольку сознательные действия не повторяются. Это не должно удивлять, если правилен мой вывод о том, что "высшие" энергии сознания, творчества и любви универсальны и не могут быть изолированы и положены в "испытательную трубку". Они могут воздействовать на "нас", а "ми" на них - не можем. Любая попытка изучить их "научно" будет подобна тому, как если бы морская свинка "эксперименитровала" над физиологом, поместившим её в клетку.

Отсюда не следует, что мы абсолютно лишены возможности хоть сколько-нибудь понять широкие принципы "как" работают вещи. Существуют универсальные законы, которые могут быть изучены и применены для решения практических проблем. Эти законы распознавались и изучались в прошлом под различными формами и обозначениями. Я выбрал общий термин Систематика для изучения законов, управляющих миром. Эти законы управляют также тем, что делает мир, но в косвенном виде; так что наука фактически учитывает их, не осознавая этого. Так же поступают преуспевающие практические люди. Я опишу здесь только три закона, представляющиеся мне наиболее важными для понимания скрытых процессов нашей трансформации.

Закон динамизма

Его называют также законом трехступенчатости или законом триады. Фактически он утверждает, что причина и эффект, или действие /ответная реакция/ не объясняют, как вещи происходят на самом деле. Это возможно только если взять в расчет Третью Силу. Эта третья сила воистину таинственна, поскольку мы не можем обнаружить ее теми способами, которыми мы обычно обнаруживаем действия и ответные реакции. Это не означает, что она "не научна". Напротив, в каждой области науки выявляется некая таинственная третья сила. Например, в электричестве мы привыкли к идее о том, что одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются. Далее, атомы состоят из частиц с положительными зарядами (протоны) и отрицательными зарядами (электроны), и мы ожидаем, что они должны либо разлететься в разные стороны, либо уничтожиться, в зависимости от того, одноименные они или разноименные. Возникла необходимость предположить, что существует третий тип силы (сила обмена и связывания, или энергия мезона), действующая таким образом, что противоречие между положительным и отрицательным как бы примиряется. Никто не претендует на то, чтобы знать, что это за сила, или как она срабатывает, но все согласны в том, что она работает. Современная физика полна примеров замечательных результатов, полученных наблюдением того, что случается, с допущением полного неведения наблюдателей относительно того, как это случается и даже с чем это случается. И все же, если взглянуть на все удивительные достижения современной физики - включая астрофизику, преподавшую нам невероятные вещи о физической вселенной, - мы всегда можем видеть проявление трех независимых факторов. Я назвал их Утверждающим, Воспринимающим и Согласующим Импульсами. Закон динамизма говорит о том, что "как" любого типа события зависит от способа комбинации этих трех импульсов. Я не буду более останавливаться на этом, поскольку гораздо легче понять это на фактических примерах, которые мы можем сами для себя тестировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: