double arrow

Закон Конструктивной деятельности

Он называется также Законом Тетрады. Этот закон раскрывает нам, как происходят процессы, чтобы в результате возникло состояние порядка или связности /когерентности/. Мы находим, что существуют различные факторы, дающие процессу направленность, которые обеспечивают его средствами - мы называем их мотивационными и инструментальными источниками деятельности. Всегда существует некий тип Идеала или Цели, а также исходный момент, или Основное Состояние; линия, соединяющая их, есть направление процесса. Существует также некий тип внутреннего механизма, а также внешней движущей силы, которые можно сравнить с мотором и горючим, приводящим его в движение. Эти "инструментальные" члены могут быть чрезвычайно разнообразны. В работе нашего ума они могут принять форму мысли (внутренний механизм) и эмоции (движущая энергия).

Дело в том, что без соответствующей структуры и взаимного приспособления четырех факторов процесс либо дробится на куски, либо стопорится. Можно проиллюстрировать это на примере процесса трансформации, описанного в главе первой. Существует четыре источника, из которых выливаются влияния, чтобы поддержать ход процесса. Два из них дают направление: первый - знание навей настоящей ситуации и её возможностей, а второй - источник помощи, являющийся также Идеалом или целью, к которой мы стремимся дойти. У нас в распоряжении различные средства: это борьба и жертва, и комбинации /сочетания/, в которые обе они вовлекаются. Эта четверка должна соотносить Направления и Средства. Средства не должны становиться конечной целью: мы не должны бороться ради самой борьбы, мы также не должны просто отбрасывать то, что нам дорого, как если бы выбрасывание вещей являлось самоцелью. Подобным же образом мы должны осознавать, что знание само по себе не изменяет нас: оно только сообщает нам, что трансформация возможна и в каком направлении она должна идти.

При планировании любого предприятия нужно искать и определять четыре источника или члена тетрады. Нужно довольствоваться тем, что от каждого из четырех источников пойдет эффективный поток и что они надлежащим образом приспособятся один к другому.

Закон Риска

Каждому известно из собственного опыта больших и малых дел, что все они без исключения рискованны. Большие начинания могут пойти по ошибочному пути из-за множества непредсказуемых факторов. Малые начинания могут быть унесены потоком больших дел: но они подвержены риску за пределами контроля за ними - это мы называем большими силами. Если в нашем опыте мы находим, что риск присутствует всегда, то мы должны ожидать, что он универсален и за пределами нашего опыта. Другими словами, мы должны быть готовы принять, что должен существовать Закон Риска, действующий повсеместно. Если мы посмотрим на жизнь объективно, то увидим, что риск делает её интересной и стоящей того, чтобы прожить её. Если бы всё управлялось строгим законом причины и следствия, и всегда было бы возможно предсказать исход действия, мы являлись бы сборищем вполне механических игрушек, осужденных ходить и говорить, и не знающим, что им делать и чего не делать.

Для моей основной книги я выбрал название "Драматическая Вселенная", чтобы подчеркнуть тот факт, что вселенная интересна как раз вследствие риска и, следовательно, на любой своей шкале открыта драма успеха и неудачи.

Закон Риска говорит нам о том, что любой процесс, направляющийся к определенной цели, обязательно будет отклоняться вследствие своих реагирований, и если эти отклонения не будут компенсированы, процесс либо остановится, либо изменит свое направление полностью, став "собственной противоположностью". Закон Риска говорит и о том, как может быть достигнута компенсация - в основном за счет объединения независимых процессов. Иногда кажется, что два процесса противоположны или даже конфликтуют, и все-таки, если они движутся в определенном направлении, то это происходит только за счет их взаимодействия.

Знакомый пример - это пример "роста". С момента зачатия новое человеческое существо зависит от своих родителей. Без них оно не могло бы родиться, без родителей оно также не может продолжать жить и развиваться - или, в случае утраты родителей, без участия приемных родителей. Действие родителей направлено в сторону развития взрослого человеческого существа, и все же сам факт зависимости, которой требует процесс, может создать "маменькина сынка" или незрелого взрослого, если только процесс не будет скомпенсирован побуждением к независимости, развивающимся из контакта ребенка с обществом. Существует конфликт между домом и миром, и все же правильное взросление возможно только благодаря этим двум противоположным процессам.

Следует заметить, что фактор времени имеет критическое значение. Влияния внешнего мира не должны приходить слишком рано или слишком поздно и не должны быть слишком слабыми или слишком сильными. Правильно приуроченное воздействие - это то, что Гурджиев называл "шоком", и он сформулировал Закон Риска в терминах музыкальной октавы, восходящей тонами и полутонами от "до" до "до". Полутона у ми-фа и си-до соответствуют моментам, в которых другие процессы должны проявить свое влияние.

Гурджиев пошел дальше, назвав это "первым изначальным космическим законом", и хотя он не пользовался выражением "Закон Риска", даваемое им описание (в книге "Всё и Вся", глава 39) означает именно это. Действительно, его объяснение настолько затемнено и косвенно, что мне фактически пришлось самому вновь открыть закон, прежде чем я начал понимать его.

Я уверен, что всем нам очень важно понять и по возможности проверить Закон Риска. Он помогает понять, почему так часто благие намерения во имя человечества терпят неудачу и даже приходят к своей противоположности. Гитлер, без сомнения, начал с наилучших намерений поднять моральный дух германского народа и дать ему новую осмысленную цель, и известно, чем он закончил. Причина такого конца не так очевидна. Вероятно, она обусловлена тем фактом, что' мировая апатия семи роковых лет 1932-39 годов помешала развиться сильному контрпроцессу.

О Законе Риска можно говорить очень много, но я хочу избежать, насколько это возможно, "теоретизирования". Четыре примера Знания, которые я взял: тело, ум, душа и универсальные законы - не содержат в себе того, что нам необходимо знать. Я выбрал их, поскольку ими пренебрегают в нашей системе образования и поскольку они дают материал, который разумный читатель может проверить для себя и последовать ему.

Я хотел бы закончить эту главу, проведя различие между знанием, полезным для воздействия на окружавший нас мир, и знанием, полезным для воздействия на самих себя. Знания первого вида очень много, но не так легко найти второе. Знание второго вида направлено в основном на достижение трансформации. Но даже для тех, кто не чувствует побуждения вступить на трудный и опасный путь поиска приобретения души, все равно полезно узнать о человеке и о том, как можно улучшить работу его тела и ума.


"Через все трудные дисциплины школьного обучения проходит одна общая нить: пренебрежение конкретными значениями и поощрение способности жонглировать словами. Это очень усиливается оценкой результатов посредством письменных и устных экзаменов, которые никто не пытается соотнести с каким-либо внутренним пониманием. Одним из трагических последствий подобного процесса /обучения/ является существование в мире миллионов людей, абсолютно беззащитных против словесного внушения".

("Для чего мы живем")

 

Глава 3

 

КОММУНИКАЦИЯ

Мы живем нормальной человеческой жизнью, лишь разделяя свой опыт с другими. Чем больше мы можем поделиться, тем богаче и полней наш собственный опыт. Трансформация в направлении большего совершенства означает также более совершенное "деление". Знаком совершенного человека является его способность делиться радостями и страданиями, общечеловеческой глупостью и мудростью. Следовательно, можно считать, что способность делиться - а, значит, коммуницировать - развивается как неотъемлемая /интегральная/ часть процесса трансформации. В этой главе я прослежу некоторые стадии, благодаря которым в нас может развиться способность коммуникации.

 

ИСКУССТВО СЛУШАНИЯ

 

Пронаблюдаем и отметим, насколько много и как хорошо мы вслушиваемся в то, что говорят другие люди; слушаем ли мы ради самой коммуникации или ради критики и самоутверждения? Хотим ли мы понять не только то, что говорится, но и намерения говорящего?

Мы должны регулярно упражняться в искусстве слушания. Можно делать специальные упражнения, прислушиваясь к людям, которые не привлекает нашего внимания, и говорят вещи, которые нас не интересуют.

Слушание ведет нас к первому требованию коммуникации: восприимчивости. Мы должны научиться отличать пассивную восприимчивость, которая близка к внушаемости, и неразличающее восприятие всего, что мы слышим, от динамической восприимчивости, которая помогает нам "абсорбировать" всё, что нам говорятся, и соотносить это с тем, что мы уже знаем и понимаем на эту тему. Динамическая восприимчивость требует положительного акта воли. Мы должны научиться распознавать этот акт и прибегать к нему всегда, когда хотим слушать динамически.

Мы можем распространить понятие динамического слушания на все ситуации, в которые мы ставим себя, чтобы понять намерения того, что сообщается нам. Это применимо к чтению так же, как и к слушанию. Не многие люди знают, как читать в состоянии динамической восприимчивости. Это очень сильно отличается как от пассивного некритического проглатывания того, что говорит автор, так и от агрессивного критического отношение, направленного только на опровержение.

Поскольку мы заняты только возможной трансформацией, следует быть готовым к тренировке с самого начала, чтобы поместить себя - в любом случае, когда это необходимо - в состояние динамической восприимчивости. Эта способность всегда полезна, она повышает наши шансы на возможности, которые мы иначе бы не заметили. В трансформации это более чем полезно: если мы не научимся слушать и замечать, что сообщается нам, рано или поздно мы натолкнемся на препятствие, которое может сделать дальнейший прогресс невозможным. Это может случиться, когда станет необходимым постигать и распознавать то, что хочет нам сообщить какой-нибудь мудрый человек, - мы можем не сделать этого из-за недостатка опыта или чувствительности к пониманию.

Слушание в своем самом широчайшем смысле включает в себя все виды динамического восприятия. Нам следует натренировать себя лучше видеть. Каждый специалист замечает вещи, связанные с его собственной специальностью, которые нетренированный человек упустит. Тренированный глаз не менее необходим для коммуникации, чем тренированное ухо. Мы должны научиться замечать выражение лиц, жесты, осанки или позы людей, с которыми мы разговариваем.

Упражнения на развитие способностей более полного использования наших органов чувств и восприятия ценны и за пределами коммуникации, обладая тем преимуществом, что дают ощутимые результаты, которые каждый может проверить. Следовательно, они полезны для начинающих, у которых мало опыта в том, на что можно положиться. Эти упражнения в действительности не элементарны, поскольку их можно углубить намного больше обычной восприимчивости. Существуетвнутреннее вслушивание, которое вбирает обычно не замечаемые вибрации звука, и этим открывается форма коммуникации, находящаяся за пределами речи.

Некоторые люди восприимчивее других к едва уловимым звукам и движениям, но у них есть тенденция замечать только то, что они способны чувствовать сами, и упускать именно то, что сообщается этими "неуловимостями". От природы нечувствительным людям трудно поверить, что они не могут вобрать в себя то, что они видят и слышат. В обоих случаях необходимы упражнения. Способность слушать очень редко является врожденной в человеке. Большинству из нас необходимо долго и упорно работать для приобретения динамического контакта с тем, что мы видим и слышим.

Истинное умение слушать музыку и восхищаться живописью определенно является средством улучшения нашей восприимчивости. Художник должен коммуницировать, или же его работа гибнет. Художник должен быть заинтересован в том, чтобы вызвать динамический отзыв. Может, поэтому, создаться впечатление, что требование, которое мы ищем, может быть найдено в искусстве. Это верно только отчасти. Можно искренне восхищаться искусством и музыкой и хорошо понимать замысел художника и все же оставаться нечувствительным и 'безответным к людям во плоти. Художник может обладать очень большим потенциалом к трансформации, но утратить его, если не сможет соединить это с персональной коммуникацией.

Короче говоря, нам всем необходимо постоянно упражнять себя в искусстве слушания и видения.

 

2. ЯЗЫК

 

Потребность поделиться опытом очевидно присуща маленькому ребенку еще до того, как он произнес свое первое слово; но его учат говорить о предметах и действиях, а не о его собственных чувствах и состояниях. Это порождает разрыв между тем, что мы хотим сказать, и тем, что мы можем сказать, - и это преследует нас всю жизнь.

Пока мы удовлетворены коммуникациями о вещах, которые мы можем видеть и касаться, и действиях, которые мы можем демонстрировать, наш язык может быть очень эффективным инструментом. Когда же мы хотим говорить о неощутимых вещах, мы можем надеяться только на то, что наш слушатель поймет используемые нами слова в том же самом смысле, который они имеют для нас.

К сожалению, многие слова и фразы, относящиеся к нашему личному опыту, очень трудно верифицировать. Другие слова и фразы используются с полнейшим пренебрежением к их возможному значению. Среди таких слов есть несколько, относящихся к опытам и процессам, жизненно важным для нашей трансформации. Мы должны быть способны коммуницировать наши внутренние проблемы, а очень часто находим, что никакое слово не может выразить того, что мы хотим сказать. Мы хотим совета и помощи в понимании самих себя, и нуждаемся в точных инструкциях о том, что мы должны делать перед лицом наших внутренних проблем.

Когда мы сталкиваемся с проблемой языка, может показаться, что потребуются сотни слов, чтобы выразить бурлящую сложность нашего личного опыта. При более пристальном рассмотрении мы находим, что для понимания необходимо очень небольшое число слов, подразумеваемое значение которых разделено с другими, для условного коммуницирования о "внутренних мировых проблемах". Каждому необходимо составить свой собственный "лист" важнейших слов и взяться за прояснение их значения для самого себя. Приводимый ниже перечень предлагает возможное начало; но я хочу подчеркнуть, что ценность упражнения заключается в рассмотрении своих собственных проблем и в попытке выразить их словами, которые другой человек обязательно поймет так, как мы намеревались.

Выбранные мною 2.1 слово разбиты на три группы по принципу того, кто мы есть, с чем мы экспериментируем, а также каков способ работы нашего внутреннего мира. Я назову их "кто"-слова, "что"-слова и "как"-слова. Эта три группы, возможно, не подойдут каждому, и, конечно, я не ожидаю, что любой человек создаст подобный же "лист".

К этим типовым словам внутренней жизни я добавил бы неклассифицируемое слово СВОБОДА - ключ всей ключей и самое труднейшее слово для понимания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: