double arrow

Б) Реагирующая Самость


По мере того, как в маленьком ребенке начинает организовываться вещество души; оно имеет тенденцию воздействовать с помощью чувствительной энергии Е5, искони являющейся дуалистичной или полярной по характеру. Нравится - не нравится, удовольствие - боль, желание и отвращение - и все другие "пары противоположностей" начинают воздействовать на юный ум и вызывать второй паттерн поведения. В течение нескольких лет - обычно между 4 и 7 годами жизни - это формирует Реагирующую Самость. Реагирующая Самость связана с инстинктивным и эмоциональным центрами и, следовательно, на неё оказываем влияние наследственность. Может наблюдаться чрезмерная чувствительность к стимуляциям удовольствия и боли, и это приведет к доминанте Реагирующей Самости. Если будет наблюдаться недостаток чувствительности, Реагирующая Самость будет слабой.

Паттерн реакций будет зависеть от влияний, оказываемых на маленького ребенка. Этот паттерн тесно связан с личностью. Легко распознать мужчину или женщину с доминантой Реагирующей Самости. Они обычно подвержены настроениям, видят всё в "белом" и "черном" свете, слишком чувствитальны к похвале или порицанию. Они легко зажигаются энтузиазмом и так же легко впадают в депрессию. Когда энтузиазм достигает своего высшего предела, появляется огромная движущая сила, но если Материальная Самость слаба, такие люди будут нереалистичными и непрактичными.




Реагирующая Самость может быть невнимательной и даже жестокой к другим, слишком чувствительной к своим собственным чувствам и не способной почувствовать эти чувства в других, кого это может ранить или оскорбить. Она склонна к яростным и беспричинным предрассудкам.

Этот вид эгоистичной способности реагирования является нежелательным аспектом Реагирующей Самости. Её хорошие качества: восприимчивость, любовь к прекрасному, способность к привязанностям и щедрость. В интеллектуальной сфере реагирующие самости логичны, упорядочены в своих ментальных операциях, ясны и проницательны в выражениях.

Главная ценность Реагирующей Самости кроется в её способности генерировать силу в действие. Если мы научимся контролировать её механические реакции, можно направлять возникающую при этом энергию для поддержания любой требующейся физической или ментальной деятельности. Когда воля захвачена Реагирующей самостью, над нами доминируют наши "нравится - не нравится", причиняя досаду как нам самим, так и другим. Ум вовлечен в паттерн реакций, и можно наблюдать, как такие люди проявляют огромную изобретательность в оправдывании собственных предрассудков и реакций. Если же воля отстраняется от Реагирующей самости, мы все равно способны наслаждаться живыми переживаниями чувств и ума, но не потеряться в них и не идентифицироваться с ними. Как и в случае с Материальной Самостью, Реагирующая самость также является плохим "хозяином", но может быть хорошим слугой.



Мы должны знать свою Реагирующую самость. Это означает, что мы должны наблюдать и помнить свои "нравится-не нравится", свои предрассудки и мнения. Это - нелегкая задача, и её невозможно выполнить одним только ментальным усилием. Существенно то, что должна быть задействована наша воля, и в силу этого мы должны настроиться на борьбу с "нравится – не нравится", если мы хотим узнать их объективно.

Одним из наиболее ценных упражнений - П.Д.Успенский рассматривал его как одно из фундаментальных оснований работе над собой - является не-выражение отрицательных эмоций. Реагирующая самость постоянно сетует по поводу тривиальных недомоганий и неудач, она завистлива, склонна к обладанию, нервозна и неуверена в себе самой - и всё это она выражает в бесполезных и вовсе не нужных словах и жестах. Упражнение на непоказывание любой из таких реакций в нашем внешнем поведении помогает нам наблюдать и, в конце концов, контролировать их.

Другим очень ценным, но часто ошибочно понимаемым упражнением является неопрандывание. Реагирующая самость ненавидит быть неправой: она всегда стремится проецировать причины своих отрицательных реакций вне себя. При этом ум отвращается от полезной деятельности необходимостью объяснять, оправдывать и представлять свою личность в выгодном свете. Как только станет очевидной абсурдность и беспомощность подобного состояния дел, искатель может приняться за задачу не объяснять и не оправдывать свои действия. Это направляет инициативу в сторону от Реаигирующей самости и заставляет её занять подчиненное место в Семействе самостей. Здесь необходимо избежать ловушки, заключающейся в том, что человек начинает гордиться, что он "не оправдывает себя" и "не подвержен мнениям других". Я видел, как таким путем люди развивают в себе нетерпимость и чувство превосходства, только потому, что они натренировали себя никогда не оправдывать и не объяснять то, что они делают. Это - результат переноса инициативы от Реагирующей к Разделенной самости (которую мы рассмотрим в следующем разделе) без понимания ограничений Разделенной самости.



Когда Реагирующая самость хорошо развита и натренирована, она формирует очень привлекательную личность с широким диапазоном интересов, человека открытого и восприимчивого, способного к упорной ментальной или физической работе, и с хорошим умом. Однако даже в лучших случаях наблюдается тенденция недостаточного различения и способности к самокритике. У нормальных людей Реагирующая самость призывается к деятельности только в случае, когда необходимы её качества.

 







Сейчас читают про: