Д) роли - бессознательные и сознательные

В пределах четырех самостей, общих всем человеческим существам, каждый из нас обладает некоторым набором паттернов поведения, которые Гурджиев называл ролями. Наши роли в пределах очень узких границ определяют тот способ, которым мы реагируем и действуем во всех винах обстоятельств. Ни один человек не способен преднамеренно, только путем направления ума, вывести себя за пределы своих обычных ролей. В первом приближении это можно проверить, отметив, как часто мы репетируем в своих умах новый паттерн поведения, но фактическая ситуация отбрасывает нас назад к нашей обычной роли.

Мы говорим и действуем не так, как мы намереваемся, а так. как мы "заведены" к действию.

Этот момент настолько серьезен, что мы должны убедить себя в нем превыше всяких сомнений. Единственный путь к достижению этого - поставить себе задачу исполнять роль, совершенно чужеродную себе. Я проиллюстрирую это на примере, оставшимся для меня живым воспоминанием по прошествии почти 30 лет.

В начале войны, в 1940 году, когда путешествия были уже затруднены, мне пришлось поехать в Глазго для посещения сталелитейных заводов, изготовлявших печи для бомбоубежищ по нашему проекту. В.Р.Гордон, директор Совета по использованию угля, хороший мой друг, попросил меня посетить его оффис в Глазго, чтобы объяснить некоторые изменения, которые он желал бы внести. Я решил воспользоваться этим как возможностью "сыграть незнакомую роль", смоделировав его поведение в его учреждении по его образцу, как я часто наблюдал это. Он был простой, честный человек, обладавший большим энтузиазмом и щедростью, но склонный к громогласному высокомерию со своим штатом. Я, напротив, склонен мучаться внутренними угрызениями совести, и во всех своих делах занимаю примиряющую позицию и избегаю всяких сцен. Поднимаясь в лифте, я придал своему лицу, как мне казалось, яростное выражение, сердито прошествовал в помещение и начал задавать неуместные вопросы. Через 30 секунп я почувствовал, что почти умираю. Но я вынудил себя продолжать - и через десять минут мне пришлось отказаться от этого. Я принес извинения по телефону и прервал разговор, после чего вернулся к своему обычному паттерну поведения. В течение следующих недель я пытался несколько раз повторить эксперимент, но мне ни разу не удалось выполнить его надлежащим образом. Я был действительно потрясен этой демонстрацией собственной неспособности.

Я много раз рассказывал эту историю людям, желавшим понять проблему ролей. Но я не заметил, чтобы хотя бы один из них понял, почему я долею из этого такую "тяжелую погоду", и это послужило мне наукой в той же мере, как и собственный опыт. Мы не только не способны играть какие-либо роли, кроме приобретенных в детстве, но не можем даже видеть, что связаны по рукам и ногам нашими собственными привычками и паттернами поведения.

Психологи описывают по-разному наши обычные роли, большая часть которых формируется при наших взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами, и паттернами воли нашего собственного характера. На эту тему уже так много написано Фрейдом, Сигом и их последователями, что мне вовсе нет необходимости предлагать еще одну схему.

Живым и выразительным способом различения ролей будет сравнение их с животными. В силу некоторых причин, мы приписываем человеческие черты различным породам животных и уподобляем людей кошкам, лисицам, тиграм, козлам, крокодилам или гадюкам. Такое уподобление применимо к ролям не в полном смысле, но приложнмо к доминирующей черте личности. Интересное и полезное упражнение - научиться распознавать в себе и в других людях различных животных. Все упражнения этого рода учат нас, как трудно знать самих себя, и как настойчиво мы закрываем глаза на свои недостатки и противоречия.

Гурджиев объяснял это довольно просто, и его объяснение согласуется с выводами аналитической психологии, но намного более образно.

Он сказал, что видеть свои противоречия нам мешают "буферы", формирующиеся в уме во время подготовительного возраста - до 18 или 20 лет - и являющиеся результатом инстинктивного импульса избегать болезненных и неприятных переживаний. Эти буферы являются барьерами для вещества души. препятствуя коммуникации между различными частями личности, которая в силу этого становится не единой, но множественной. Вместо вполне определенных самостей, работающих каждая на собственном уровне, мы имеем ряд отдельных личностей. В крайних случаях буферы могут быть настолько непроницаемы, что личности изолируются одна от другой, в результате чего возникает явление, известное как шизофрения.

Часто говорят, что одной из конкретных целей терапевтической психологии является создание интегрированных личностей. Однако редко случается, чтобы аналитические методы приводили к достижению постоянно интегрированного семейства самостей, и причина кроется в том, что буферы обычно слишком "тверды", чтобы быть растворенными с помощью анализа. Интенсивные методы, при которых личность подвергается лечению шоком, могут разрушить буферы, но если отсутствует трансформация Семейства самостей, то в высшей степени невероятно, чтобы из разрозненных фрагментов образовалась интегрированная личность.

Умеренное буферирование различных центральных областей личности создает стабильные паттерна поведения и то, что мы называем "нормальными" людьми. Они действительно нормальны в пределах социального окружения, создавшего конкретный "комплекс буферов", но они быстро утрачивают свою силу, будучи перенесенными в другую среду.

Поскольку буферы представляют собой такую большую важность, приведу несколько иллюстраций. Буферы являются реакцией вещества души человека на табу общества, в котором развивается личность. В нашем современном обществе много табу на поведение. Социально не принято неправильно вести себя и совершать ошибки - это табу, за исключением случаев, когда это совершается по принуждению. Социально неприемлемо, чтобы было видно, как мы нарушаем правила клана или касты, к которой принадлежим. Следовательно, существует табу: "тебе не следует быть обнаруженным".

Табу воздействует на каждого ребенка в социальном окружении, заставляя скрывать свои дефекты и ошибки; в случае же "обнаруженноcти" принято оправдываться и объясняться. Поскольку в действительности мы все знаем, что совершаем ошибки и не всегда хотим првдерживаться правил, мы оказываемся в состоянии самопротиворечивости, которую было бы трудно переносить, если бы мы всегда сознавали её. Поэтому мы начинаем прятать правду от самих себя - и даже более упорно, чем скрываем её от других. Это делается бессознательно - и начинается это в раннем детстве, - и очень напоминает мозоль, образующийся для защиты поврежденной ткани.

Буферы, облегчающие жизнь и помогающие нам переносить маленький дискомфорт противоречий Реагирующей самости, являются пропятст'вием к пробуждению Истинной самости. Исключать буферы следует с большим благоразумием. В течение ряда лет я наблюдал результаты различного рода шоковой обработки, и у меня сложилось впечатление, что все они слишком рискованны. Можно не только нанести серьезный вред личности, но буферы, разрушенные под влиянием мощного силового воздействия, обычно вскоре замещаются другими буферами, которые могут быть менее полезны социально, а также становятся помехой в психологическом развитии.

Буфер фарисейства: "Слава Богу, я не такой, как другие", - имеет много разновидностей. Он может появиться и у тех, кто находится на пути трансформации и закрывает глаза на собственные дефекты. Другим буфером является "лойяльность" - человек может гордиться своей терпимостью и широтой ума и все же в некоторых обстоятельствах вести себя с узким фанатизмом. Когда ему бросят вызов, он будет отрицать собственную нетерпимость и утверждать, что гордится своей лойяльностью, которая вынуждает его давать отпор врагам дела, которому он предан. Этот вид буфера может развиться очень быстро и почти до патологической степени в людях, подвергшихся шоковой обработке.

Полезным упражнением будет наблюдать буферы в людях, которых мы знаем, как я сделал это выше. После этого нам следует обратиться к тому, чтобы объективно наблюдать свое собственное поведение и попытаться распознать по меньшей мере один такой буфер в самих себе. В такой момент мы должны спросить самих себя, хотим мы или нет искренне освободиться от этого буфера. Одна часть нашей личности без колебаний скажет: "Да, я хочу встать лицом к лицу с этим противоречием и научиться жить с ним", - но другая часть даже не будет знать, что было произведено наблодение. Следовательно, мы должны найти способ призвать все свое внимание к "буферной части". Это можно сделать, написав название буфера на листке бумаги и постараться, чтобы он попадался на глаза в разных ситуациях. Например, если мы видим, что у нас есть буфер "лойяльности", нужно устроить так, чтобы нам напоминали об этом в моменты, когда мы "вьполняем свой долг".

Иногда нас неприятно поражает абсурдность незамеченных противоречий. С неожиданным шоком мы вдруг видим, что поступаем таким образом, который нам самим совершенно нетерпим и не подходит к нашему хорошему мнению о самих себе. Сила, порождаемая такими непроизвольными шоками, должна быть обращена на хорошую оценку или мнение. Мы даже можем попросить кого-нибудь из близких: жену, мужа, родителей, брата, сестру или близкого - напоминать нам, когда они будут видеть, что мы ведем себя в соответствии с "буферированным" паттерном. Мы можем обещать им не реагировать на это с неприязнью - тем не менее мы будем делать так, но обещание помажет дать нашему другу уверенность в том, что мы знаем, о чем просим; и нам следует напоминать самим себе, что нашей целью является достижение свободы.

Свобода несравнимо более ценная вещь, чем хорошее мнение других или наше собственное высокое самоуважение. Только великое стремление и томление по внутренней свободе поможет нам вынести страдания, неизбежные при удалении буферов.

"Когда в человека входит малейшая крупица истины, он не может больше делать ничего другого, как только повиноваться".

("Драматическая Вселенная", том Третий)


Об авторе

 

Джон Годолфин Беннетт - математик, длительно работавший в качестве директора отдела промышленных исследований; диапазон его опубликованных научных работ простирается от математической физики до переработки и использования угля. В первый период своей жизни он сочетал свою научную карьеру с исследованием языков и религий Азии и провел обширные путешествия по азиатским странам, встречаясь и изучая духовных лидеров. Позднее он отказался от чисто научной работы, став директором Института Сравнительного Изучения Истории, Философии и Науки, где в течение многих лет руководил оригинальными исследованиями и курсами изучения, направленных на объединение основных дисциплин науки (естественной), истории, философии и религии. Последние годы жизни он потратил на учреждение международного Академии Непрерывного Обучения в Шерборн-Хаус, округ Шерборн, графство Глусестершир, главой которой он оставался до самой своей смерти, последовавшей в декабре 1974 года.

Дж.Г.Беннетт - один из основных учителей гурджиевско-успенской традиции. "Трансформация" - книга, в которой он хотел запечатлеть опыт своих 50-летних исканий того, что есть истинного в этом меняющемся мире.

Сам Беннетт был невысокого мнения о своей книге, но целостность и подвижничество её автора светят с каждой страницы книги, в которой описаны различные ловушки и инсайты, связанные с поиском. В этом аспекте "Трансформация" бесценна для людей, подвинутых или встающих на путь духовной дисциплины.

Не многие из нас станут великими учителями, но все те, кто попытается изучить дисциплину трансформации, столкнутся с трудностями, и тогда для нас может зазвучать голос учителя, прошедшего по этому пути. Беннетт знал, что работу над "Трансформацией" ему не суждено закончить, что многие из техник невозможно отдать в печать, - но он использовал все свое неоспоримое мастерство в качестве коммуникатора того, что может описано в живой практической манере. Он заявлял, что ему не удалось нарисовать целостную картину - и в этом мера его смирения и силы. Он писал: "...Могу только сказать, что много раз в жизни я был бы очень благодарен, если бы смог иметь такую книгу".


[1] См. автобиографию Дж.Беннетта "Свидетель", 1974, с.78.

[2] "Причины" или "источники". - в терминологии, принятой в Третьем томе "Драматической Вселенной"

[3] Существует шутка на эту тему, как однажды некто принялся эа чтение Руми, будучи знаком с баснями Эзопа, и первым возгаасом его было: "Что думает о себе этот Руми - что он Эзоп, что ли?"

[4] "Духовные техники Суфизма" - жур."Систематика", том77 №3 декабрь 1969, с.244.

[5] Дж.Беннетт. Семиступенчатый Путь. 1975, с.76.

[6] Дж.Г.Б. - Джон Годолфинон Беннетт

Ш.Б. - Шивапури Баба

[7] См. Беннетт Дж. "О Субуде. " 1958.

[8] "Драматическая Вселенная", Том Второй, глава 32, "Энергии".

[9] Гурджиев Г. И. Вестник Грядущего Блага, стр. 12.

[10] "Драматическая Вселенная", Том Третий, с.29, 138.

[11] Мы можем назвать умом тотальное содержание потока опыта, частично замечаемого, а частично не замечаемого "мною".

[12] Например: "Как мы поступаем" и "Творческое мышление".

[13] См. "Энергии".

[14] Это сравнение встречается в книге П.Д.Успенского "В поисках чудесного", стр. 43; оно приписывается Гурджиеву.

[15] В своей "Встрече с замечательными людьми", стр.240, Гурджиеви определяет понимание как эссенцию, "полученную из информации, которую намеренно изучил, и изо всех видов опыта, которые лично пережил".

[16] Беннетт Дж. Есть ли жизнь на Земле. 1973, стр.100.

[17] "Драматическая Вселенная", том Третий, гл.41.

[18] "Драматическая Вселенная", том Третий, стр.236.

[19] Беннетт Дж. "Секс". 1975.

[20] О Субуде, глава 7.

[21] "Драматическая Вселенная", том Третий, глава 40.

[22] "Драматическая Вселенная", том Четвертый. с.327.

[23] "Драматическая Вселенная", том Второй.

[24] Эта глава не была никогда написана. Отсылаем читателя к "Драматической Вселенной", том Третий, стр.202.

[25] См. "О творческом думании" Дж.Беннетта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: