Центральные органы управления

Государственный строй в централизованном русском государстве в период сословно-представительной монархии претерпел существенные изменения. В ходе реализации этих реформ проводилась усиление власти монарха с одновременным ограничением влияния боярской знати и духовенства.

Безраздельная верховная власть принадлежала царю, единовластие которого ограничивалось Боярской Думой, где большим влиянием пользовались бояре.

Боярская Дума включала в себя:

* введенных бояр;

* окольничьих;

* думных дворян - думных дьяков

* других придворных чинов дворцово-вотчинной системы управления.

В 1549 году была учреждена "Избранная рада" ("Ближняя Дума") из особо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функции Боярской Думы.

Учитывая значимость в осуществлении внутренней политики и последствия ее деятельности для всего государства следует отметить опричнину, 7-летняя деятельность которой безусловно сыграла большую роль в централизации.

Социальной опорой этого органа было мелкое служилое дворянство.

Значительную роль в управлении государством сыграли Земские Соборы, созываемые с середины XVI века до I половины XVII века. Этот сословно-представительный орган одновременно укреплял власть царя и ограничивал возможности и значение боярской знати. Собор созывался грамотой царя в составе:

- Боярской Думы;

- Освещенного Собора;

- Представителей от всех чинов.

Следует отметить большой потенциал дворянства в Земских соборах, что позволяло царю успешно бороться с влиянием боярства в осуществлении управления государством.

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие направления.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

2. Военное устройство в период сословно-представительной монархии

К середине XVI в. вооруженные силы Русского государства состояли из дворянских полков и народного ополчения. К концу столетия военно-поместная система пришла в упадок и дворянские полки заменились постоянным войском.

Предположительно в 1545 г. Иваном IV было создано стрелецкое пехотное войско, в качестве личной охраны. Стрельцами называли потому, что они были вооружены пищалями. Постоянный пехотный отряд стрельцов из 3000 чел. был расположен в Воробьевской слободе.

От дворянского ополчения стрельцы отличались тем, что жили в специальных слободах вместе со своими семьями, получали постоянное денежное жалование, хлебный запас и одежду, комплектовались не из дворян, а из народа. Стрельцы наряду с военной службой занимались торговлей и промыслом. Вербовали в стрельцы людей "добрых", "прожиточных", "физически здоровых и женатых", имеющих поручительство со стороны старых стрельцов или односельчан.

Стрельцы разделялись на московских и городовых. Московские получали более высокое жалование. К началу XVII в. стрелецкое войско насчитывало 20 тыс., а к середине XVII в. - 40 тыс. чел. Организационно стрелецкое войско делилось на приказы (полки) численностью 1000-500 чел., во главе со стрелецкой головой (полковником или подполковником), сотен - во главе с сотником, полусотни - во главе с пятидесятником, десяток - во главе с десятником.

Войны с Польшей и Швецией в XVII в. показали недостаточную боеспособность дворянского ополчения и стрелецких войск.

В 30-х годах XVII в. стали формироваться полки "Нового строя", которые были постоянным войском в общепринятом смысле. Это была не поместная система, а вооруженные силы, находившиеся на на полном обеспечении государства. "Нового строя" полки имели постоянное устройство, отличались более высокой дисциплиной, постоянным обучением, находились все время "под ружьем". Они состояли из солдатских, рейторских (полки дворянской тяжелой кавалерии, вооруженных карабином, 2 пистолетами, саблями) и драгунских (полки легкой кавалерии, действовавших в бою в пешем порядке) полков.

Согласно царской грамоте 1630 года полки "нового строя" комплектовались добровольцами из "детей боярских", объединявших дворян, казаков и "вольных охочих людей". Во II половине XVII в. набирали "даточных людей" (1 чел. от 20-25 крестьянских дворов в мирное, с 5-10 дворов - в военное время), в рейтраские - мелкопоместных, беспоместных дворян и "детей боярских" - призываемых также по принуждению. Офицерский состав полков "нового строя" комплектовался из дворян.

Иван IV стал привлекать на государственную службу казаков. Служимые казаки размещались в пограничных городах и назывались городовыми казаками.

Городские казаки составляли постоянное войско и участвовали в походах. За пограничную службу они получали кроме жалования земельные участки.

Народное ополчение собиралось в исключительных случаях и было исключительно пешим войском. Так, народное ополчение составило передовой и большие полки в войске Дмитрия Донского, выступило решающей силой против польско-шведской интервенции в начале XVII века.

В составе вооруженных сил России были и национальные отряды дворянско-поместное войско из местных феодалов и слуг. Это были отряды татарской конницы, башкир, мордвы, мари, чувашей и других народов.

Таким образом, в период становления и развития русского централизованного государства вооруженные силы России состояли из поместной конницы, стрелецких полков, городовых казаков, полков "нового строя", народного ополчения и национальных отрядов. В войске были части 2-х различных типов: дворянско-поместное войско и стрелецкие полки и полки "нового строя" как постоянное войско.

Управление войском претерпело также определенные изменения. Во главе войска стоял царь. Органами центрального управления были приказы: Разрядный, Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Оружейный, Бронный, Пушечный, Рейтарский. Высшим органом вооруженных сил был разрядный приказ, возникший в 1535 году.

Местное управление осуществлял воевода, который был подчинен Разрядному приказу. Ему подчинялись военачальники и войска, расположенные на управляемой им территории. Воевода занимался укреплением городов и их обороной, командовал постоянным войском и дворянским ополчением уезда, следил за обучением военному делу, собирал даточных людей, комплектовал отряды для походов, выдавал жалованья, осуществлял судебные функции.

С появлением постоянных войск потребовались и уставы. В числе первых был "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (около 1621 г.). В 1647 году появился устав "Учение и хитрость ратного строя пехотных людей". Основное требование устава - постоянное обучение ратному делу, как залог успеха в сражении.

Только ратное учение позволяет войску "легкими ирудами себе великую прибыль, а недругу большую поруху починить".

Большое внимание уделялось дисциплине.

Закон 1678 года строго карает за уклонение от службы: "...Которые с Государевой службы учнут бегать... за то их вина, быть в жестоком наказании в торговой казни, а поместье их вотчина и всякие пожитки взяты будут и розданы беспоместным",- гласит закон.

Таким образом, крепнущая центральная власть для более успешного решения внутренних и внешних задач создает постоянное войско в виде "стрелецкого войска (сер. XVII в.), а затем - полков "нового строя" явились более высокой формой организации, им предшествующие виды вооруженных формирований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: