Формируемые компетенции.
ПК (профессиональные компетенции):
- ПК 4.1/7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
- ПК 4.2/7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ОК (общие компетенции):
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем;
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен
знать:
- определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна»,
- морально – этические нормы профессионального сестринского поведения,
- понятие общения в сестринском деле, как средства сестринской помощи и социальной поддержки,
- функции общения,
- уровни общения,
- типы общения: вербальное и невербальное,
- виды общения: терапевтическое, нетерапевтическое,
- каналы общения: устная речь, письменное сообщение (написанные слова, символы), неречевое сообщение (мимика, жесты),
- элементы эффективного общения (отправитель сообщение, канал, получатель, подтверждение),
- факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению,
- стили общения,
- средства поддержания связи с пациентами, неспособными к вербальному общению,
- критерии эффективного общения.
уметь:
- соблюдать принципы профессионального сестринского поведения,
- использовать вербальные и невербальные каналы общения,
- организовать терапевтическое общение с пациентом,
- использовать общение, как средство социальной поддержки.
СВЯЗИ ТЕМЫ
Внутрипредметные: ПМ 04/07 темы «Сестринский процесс», «Обучение в сестринском деле», «Потери, смерть, горе».
Межпредметные:
1. дисциплина «Психология». Темы: «Общение», «Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения»;
2. дисциплина «Психология общения»;
3. дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
1 уровень:
М – объяснительно-иллюстративный;
Мп – работа с методическим пособием, беседа, демонстрация презентации.
2 уровень:
М – репродуктивный;
Мп – решение типовых задач, выполнение тестовых заданий.
3 уровень:
М – проблемный;
Мп – постановка и решение проблемы.
М – частично-поисковый;
Мп – обобщение, рецензирование.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: семинарско-практическое.
Форма занятия: групповая.
Место проведения занятия: кабинет Сестринского дела.
Оснащение занятия:
1. учебно-методические средства – методическое пособие для студентов, методическая разработка практического занятия для преподавателя, дидактический материал (тесты, задачи, задания), презентация;
2. средства наглядности – карточки с рисунками для общения, сестринская карта, презентация урока;
3. ТСО - компьютер, мультимедийный проектор.
Количество часов: 4.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
№ | Название этапа | Краткое описание деятельности | Цель | мин. | |||
…преподавателя | …студентов | ||||||
С Е М И Н А Р | |||||||
Организацион-ный момент. | Приветствует студентов. Обращает внимание на готовность студентов и аудитории к занятию. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя. Бригадир называют отсутствующих. | Мобилизация внимания студентов. Установка на создание рабочей обстановки. ОК 2. | ||||
Мотивация учебной деятельности. | Сообщает тему, план занятия. Предлагает студентам сформулировать цели занятия, определить значимость темы в их будущей профессиональной деятельности. | Ставят перед собой цели занятия, объясняют значимость темы. Записывают дату, тему, цели занятия. | Раскрытие значимости темы. Формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Определение конечных результатов работы на занятии. ОК 1. | ||||
Контроль исходного уровня знаний -фронтальный устный опрос. (приложение №1) | Задаёт вопросы. Оценивает ответы. | Отвечают на вопросы, дополняют, исправляют отвечающего. | Проверка подготовки студентов к занятию. Выявление пробелов в знаниях с целью дальнейшего их устранения. ПК 4.1, 4.2/7.1, 7.2, ОК 2. | 15-20 | |||
Консультация преподавателя по наиболее трудным вопросам семинара/ проверка ВСР | Спрашивает, о возникших вопросах по теме в ходе самоподготовки к занятию. Отвечает на вопросы. Объясняет непонятное или просит ответить студентов, которые справились с домашним заданием. | Задают вопросы по теме, слушают разъяснения, записывают, отвечают на вопросы сокурсников, участвуют в обсуждении. | Разъяснение неясных моментов темы занятия. Оптимизация деятельности студентов на семинаре. ОК 2. | ||||
Проведение семинарской части занятия. (приложение №2) | Объявляет вопросы семинара. Определяет уровень подготовки к занятию с учётом индивидуальных особенностей студентов. | Выступают по выбранным вопросам семинара, дополняют отвечающих, дискутируют, рецензируют доклады. | Выявление и закрепление знаний студентов по теме занятия. ПК 4.1/7.1.,4.2/7.2; ОК 5. | 40-50 | |||
Подведение итогов семинарской части занятия. | Резюмирует содержание семинара, используя упрощённые формулы запоминания. Даёт оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных студентов, указывает пути устранения пробелов в знаниях. | Участвуют в обсуждении результатов работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира. | Анализ результатов подготовки студентов к занятию. ОК 2. | ||||
П Р А К Т И К А | |||||||
Вводный инструктаж к самостоятель- ной работе студентов (приложение №3). | Ставит цели и задачи предстоящей самостоятельной работы студентов. Знакомит с порядком выполнения работы, критериями оценки. | Слушают, осмысливают, задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают. Получают задание. | Стимулирование познавательного интереса к предстоящей самостоятельной работе. Побуждение к рациональной и целенаправленной деятельности. ОК 2. | ||||
Самостоятель ная работа студентов (приложение №4,6,7,8). | Проводит инструктаж. Наблюдает за ходом выполнения самостоятельной работы. Оказывает помощь в случае затруднения. Оценивает выполненную работу. | Выполняют задания. Демонстрируют выполненные задания. Участвуют в оценке выполненной работы (само- и взамооценка) | Развитие умения применять теоретические знания в практической деятельности. Закрепление и углубление знаний. Развитие навыков общения, устной и письменной речи. ПК 4.1/7.1.,4.2/7.2; ОК 1.,2.,5.,6. | ||||
Контроль конечного уровня зна-ний (закреп-ление, систе-матизация) -тест-контроль (приложение №5). | Раздает задания тестового контроля. Следит за дисциплиной во время выполнения задания. Проводит проверку (или организует взаимопроверку) ответов. | Выполняют задания тест-контроля. | Закрепление полученных знаний. Определение степени усвоения учебного материала. ПК 4.1/7.1.,4.2/7.2; | ||||
Задание на дом | Сообщает домашнее задание на следующее занятие: называет тему, перечисляет вопросы, указывает литературу, страницы учебника, даёт методические указания по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание, уточняют, задают вопросы. | Организация управления самоподготовкой. ОК 2. | ||||
Подведение итогов занятия. | Определяет степень достижения целей занятия. Отмечает, все ли студенты в равной степени справились с заданиями. Обращает внимание на положительные и отрицательные стороны деятельности учащихся. Отмечает вопросы, которые необходимо доработать. Объявляет и выставляет оценки в журнал. | Участвуют в обсуждении анализа работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира. | Анализ реализации поставленных учебных и др. целей занятия. ОК 2. | ||||
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. 2-е изд.,испр. и доп. - М.: ГЭОТАР- 2008.
2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум: учебное пособие / Т.П. Обуховец. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература:
1. Вебер, В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для учащихся медицинских училищ и колледжей / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - М.: Медицина, 2001.
2. Двойников, С.И. Теория сестринского дела: учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования / С.И. Двойников, Л.А. Карасева, ЛА. Пономарева. - Самара: Перспектива, 2002.
3. Иванюшкин, А.Я. История и этика сестринского дела: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, А.К. Хетагурова. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003.
4. Сестринское дело: учебник для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов, студентов медицинских колледжей и училищ страны. В 2-х т. Т.1. Гуманитарный, психолого- педагогический, административно- управленческий блоки / под ред. А.Ф. Краснова. - Самара: Перспектива, 2002.
5. Сборник ситуационных задач по сестринскому делу (с эталонами ответов) / А.Р. Вайсберг [и др.]; ред. Т.В. Поздеева. - Н.Новгород: НижГМА, 2010.
6. Хетогурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1, 2008.
Интернет - ресурсы
1. http://sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_dele/
2. http://www.library.ru/help/docs/n58511/sesdelo.pdf
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Вопросы фронтального опроса:
Вопрос | Ответ |
1. Определение биоэтики | Биоэтика-наука, изучающая этические аспекты проблемных ситуаций и защита прав человека в современной медицине. |
2. Основополагающие принципы биоэтики | · принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности · принцип уважения моральной автономии личности · принцип благодеяния · принцип справедливости |
3. Определение общения в сестринском деле | Общение в сестринском деле - это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними. |
4. Функции общения | информационная, экспрессивная, регулятивная |
5. Уровни общения | внутриличностное, межличностное, общественное |
6. Элементы эффективного общения | отправитель, сообщение, канал, подтверждение, получатель |
7. Типы общения | вербальный, невербальный |
8. Средства вербального общения | устная речь, письменная речь |
9. Средства терапевтического общения | · пристальное внимание к пациенту · терапевтическое прикосновение · контакт глаз |
10. Главная цель терапевтического общения | помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью |
11. Зоны комфорта | сверхинтимная, интимная, личная, социальная, общественная |
12.Паралингвистические эффекты | тон, звучность, тембр голоса, дикция, скорость речи, возгласы, восклицания, паузы, интонации |
13. Стили поведения в общении | давление, сотрудничество, избегание, уступка, компромисс |
14. Критерии эффективности общения | деловой; межличностный |
15. Средства не терапевтического общения | · избирательное или невнимательное выслушивание, · констатированное заключение, · безличное отношение, · неоправданное доверие, · стойкое и испуганное молчание, · фальшивое успокаивание, · морализирование, · критика, насмешка, угроза. |
Приложение 2.
Тема семинара:
«Наиболее эффективные способы общения в сестринском деле. Соблюдение принципов профессиональной этики в общении»
Форма семинара: доклады с обсуждением
Вопросы семинара:
1. Морально-этические нормы профессионального сестринского поведения при общении с пациентом и его родственниками.
§ Права пациента и ответственность медицинского работника.
§ Этический принцип «Не вреди».
§ Понятие «Медицинская тайна».
2. Эффективность вербального общения.
§ Эффективность устного общения.
§ Эффективность письменного общения.
§ Эффективность общения по телефону.
3. Способы невербального общения с пациентом.
§ Общение с пациентом, потерявшим речь.
§ Общение с плохо слышащим пациентом.
Приложение 3.