Для формирования профессиональных компетенций студент должен

Формируемые компетенции.

ПК (профессиональные компетенции):

- ПК 4.1/7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- ПК 4.2/7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ОК (общие компетенции):

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем;

- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен

знать:

- определение понятий «биоэтика», «медицинская тайна»,

- морально – этические нормы профессионального сестринского поведения,

- понятие общения в сестринском деле, как средства сестринской помощи и социальной поддержки,

- функции общения,

- уровни общения,

- типы общения: вербальное и невербальное,

- виды общения: терапевтическое, нетерапевтическое,

- каналы общения: устная речь, письменное сообщение (написанные слова, символы), неречевое сообщение (мимика, жесты),

- элементы эффективного общения (отправитель сообщение, канал, получатель, подтверждение),

- факторы, способствующие и препятствующие эффективному общению,

- стили общения,

- средства поддержания связи с пациентами, неспособными к вербальному общению,

- критерии эффективного общения.

уметь:

- соблюдать принципы профессионального сестринского поведения,

- использовать вербальные и невербальные каналы общения,

- организовать терапевтическое общение с пациентом,

- использовать общение, как средство социальной поддержки.

 

 

СВЯЗИ ТЕМЫ

 

Внутрипредметные: ПМ 04/07 темы «Сестринский процесс», «Обучение в сестринском деле», «Потери, смерть, горе».

 

Межпредметные:

1. дисциплина «Психология». Темы: «Общение», «Природа межличностных конфликтов и пути их разрешения»;

2. дисциплина «Психология общения»;

3. дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

 

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

 

1 уровень:

М – объяснительно-иллюстративный;

Мп – работа с методическим пособием, беседа, демонстрация презентации.

 

2 уровень:

М – репродуктивный;

Мп – решение типовых задач, выполнение тестовых заданий.

3 уровень:

М – проблемный;

Мп – постановка и решение проблемы.

М – частично-поисковый;

Мп – обобщение, рецензирование.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тип занятия: комбинированное.

 

Вид занятия: семинарско-практическое.

 

Форма занятия: групповая.

 

Место проведения занятия: кабинет Сестринского дела.

 

Оснащение занятия:

 

1. учебно-методические средства – методическое пособие для студентов, методическая разработка практического занятия для преподавателя, дидактический материал (тесты, задачи, задания), презентация;

2. средства наглядности – карточки с рисунками для общения, сестринская карта, презентация урока;

3. ТСО - компьютер, мультимедийный проектор.

Количество часов: 4.

 

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

 

  Название этапа Краткое описание деятельности     Цель   мин.
…преподавателя …студентов
С Е М И Н А Р
  Организацион-ный момент. Приветствует студентов. Обращает внимание на готовность студентов и аудитории к занятию. Отмечает отсутствующих.   Приветствуют преподавателя. Бригадир называют отсутствующих.   Мобилизация внимания студентов. Установка на создание рабочей обстановки. ОК 2.  
  Мотивация учебной деятельности. Сообщает тему, план занятия. Предлагает студентам сформулировать цели занятия, определить значимость темы в их будущей профессиональной деятельности.   Ставят перед собой цели занятия, объясняют значимость темы. Записывают дату, тему, цели занятия.   Раскрытие значимости темы. Формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Определение конечных результатов работы на занятии. ОК 1.  
  Контроль исходного уровня знаний -фронтальный устный опрос. (приложение №1)   Задаёт вопросы. Оценивает ответы.   Отвечают на вопросы, дополняют, исправляют отвечающего.     Проверка подготовки студентов к занятию. Выявление пробелов в знаниях с целью дальнейшего их устранения. ПК 4.1, 4.2/7.1, 7.2, ОК 2. 15-20
  Консультация преподавателя по наиболее трудным вопросам семинара/ проверка ВСР Спрашивает, о возникших вопросах по теме в ходе самоподготовки к занятию. Отвечает на вопросы. Объясняет непонятное или просит ответить студентов, которые справились с домашним заданием.   Задают вопросы по теме, слушают разъяснения, записывают, отвечают на вопросы сокурсников, участвуют в обсуждении.   Разъяснение неясных моментов темы занятия. Оптимизация деятельности студентов на семинаре.   ОК 2.  
  Проведение семинарской части занятия. (приложение №2)   Объявляет вопросы семинара. Определяет уровень подготовки к занятию с учётом индивидуальных особенностей студентов. Выступают по выбранным вопросам семинара, дополняют отвечающих, дискутируют, рецензируют доклады. Выявление и закрепление знаний студентов по теме занятия. ПК 4.1/7.1.,4.2/7.2; ОК 5. 40-50
  Подведение итогов семинарской части занятия. Резюмирует содержание семинара, используя упрощённые формулы запоминания. Даёт оценку работы группы, отмечает успешных и недостаточно подготовленных студентов, указывает пути устранения пробелов в знаниях. Участвуют в обсуждении результатов работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира.   Анализ результатов подготовки студентов к занятию.   ОК 2.  
П Р А К Т И К А
  Вводный инструктаж к самостоятель- ной работе студентов (приложение №3). Ставит цели и задачи предстоящей самостоятельной работы студентов. Знакомит с порядком выполнения работы, критериями оценки. Слушают, осмысливают, задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают. Получают задание.   Стимулирование познавательного интереса к предстоящей самостоятельной работе. Побуждение к рациональной и целенаправленной деятельности. ОК 2.  
    Самостоятель ная работа студентов (приложение №4,6,7,8).   Проводит инструктаж. Наблюдает за ходом выполнения самостоятельной работы. Оказывает помощь в случае затруднения. Оценивает выполненную работу.   Выполняют задания. Демонстрируют выполненные задания. Участвуют в оценке выполненной работы (само- и взамооценка) Развитие умения применять теоретические знания в практической деятельности. Закрепление и углубление знаний. Развитие навыков общения, устной и письменной речи. ПК 4.1/7.1.,4.2/7.2; ОК 1.,2.,5.,6.  
  Контроль конечного уровня зна-ний (закреп-ление, систе-матизация) -тест-контроль (приложение №5).   Раздает задания тестового контроля. Следит за дисциплиной во время выполнения задания. Проводит проверку (или организует взаимопроверку) ответов.   Выполняют задания тест-контроля.     Закрепление полученных знаний. Определение степени усвоения учебного материала.     ПК 4.1/7.1.,4.2/7.2;    
  Задание на дом Сообщает домашнее задание на следующее занятие: называет тему, перечисляет вопросы, указывает литературу, страницы учебника, даёт методические указания по выполнению домашнего задания.   Записывают домашнее задание, уточняют, задают вопросы.   Организация управления самоподготовкой.     ОК 2.  
  Подведение итогов занятия.     Определяет степень достижения целей занятия. Отмечает, все ли студенты в равной степени справились с заданиями. Обращает внимание на положительные и отрицательные стороны деятельности учащихся. Отмечает вопросы, которые необходимо доработать. Объявляет и выставляет оценки в журнал. Участвуют в обсуждении анализа работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира.   Анализ реализации поставленных учебных и др. целей занятия.     ОК 2.  
               

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература:

1. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. 2-е изд.,испр. и доп. - М.: ГЭОТАР- 2008.

2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум: учебное пособие / Т.П. Обуховец. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2003.

 

Дополнительная литература:

1. Вебер, В.Р. Основы сестринского дела: учебное пособие для учащихся медицинских училищ и колледжей / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - М.: Медицина, 2001.

2. Двойников, С.И. Теория сестринского дела: учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования / С.И. Двойников, Л.А. Карасева, ЛА. Пономарева. - Самара: Перспектива, 2002.

3. Иванюшкин, А.Я. История и этика сестринского дела: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, А.К. Хетагурова. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003.

4. Сестринское дело: учебник для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов, студентов медицинских колледжей и училищ страны. В 2-х т. Т.1. Гуманитарный, психолого- педагогический, административно- управленческий блоки / под ред. А.Ф. Краснова. - Самара: Перспектива, 2002.

5. Сборник ситуационных задач по сестринскому делу (с эталонами ответов) / А.Р. Вайсберг [и др.]; ред. Т.В. Поздеева. - Н.Новгород: НижГМА, 2010.

6. Хетогурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1, 2008.

 

Интернет - ресурсы

1. http://sestrinskoedelo.ru/obschenie_v_sestrinskom_dele/

2. http://www.library.ru/help/docs/n58511/sesdelo.pdf

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Вопросы фронтального опроса:

 

Вопрос Ответ
1. Определение биоэтики Биоэтика-наука, изучающая этические аспекты проблемных ситуаций и защита прав человека в современной медицине.  
2. Основополагающие принципы биоэтики · принцип гуманности, уважения человеческого достоинства личности · принцип уважения моральной автономии личности · принцип благодеяния · принцип справедливости
3. Определение общения в сестринском деле Общение в сестринском деле - это обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.  
4. Функции общения информационная, экспрессивная, регулятивная  
5. Уровни общения внутриличностное, межличностное, общественное  
6. Элементы эффективного общения отправитель, сообщение, канал, подтверждение, получатель  
7. Типы общения вербальный, невербальный  
8. Средства вербального общения устная речь, письменная речь  
9. Средства терапевтического общения · пристальное внимание к пациенту · терапевтическое прикосновение · контакт глаз  
10. Главная цель терапевтического общения помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью
11. Зоны комфорта сверхинтимная, интимная, личная, социальная, общественная  
12.Паралингвистические эффекты тон, звучность, тембр голоса, дикция, скорость речи, возгласы, восклицания, паузы, интонации  
13. Стили поведения в общении давление, сотрудничество, избегание, уступка, компромисс  
14. Критерии эффективности общения деловой; межличностный  
15. Средства не терапевтического общения · избирательное или невнимательное выслушивание, · констатированное заключение, · безличное отношение, · неоправданное доверие, · стойкое и испуганное молчание, · фальшивое успокаивание, · морализирование, · критика, насмешка, угроза.

Приложение 2.

Тема семинара:

«Наиболее эффективные способы общения в сестринском деле. Соблюдение принципов профессиональной этики в общении»

Форма семинара: доклады с обсуждением

Вопросы семинара:

1. Морально-этические нормы профессионального сестринского поведения при общении с пациентом и его родственниками.

§ Права пациента и ответственность медицинского работника.

§ Этический принцип «Не вреди».

§ Понятие «Медицинская тайна».

 

2. Эффективность вербального общения.

§ Эффективность устного общения.

§ Эффективность письменного общения.

§ Эффективность общения по телефону.

 

3. Способы невербального общения с пациентом.

§ Общение с пациентом, потерявшим речь.

§ Общение с плохо слышащим пациентом.

 

Приложение 3.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: