Из протокола заседания эбертистского «общества друзей декларации прав человека и гражданина»

4марта 1794 г.

В е н с а н. Я указываю здесь на существование но­вой клики, которая поднимается внутри Республики с целью погубить ее. Я обвиняю Люллье, Дюфурни и не­которых других лиц, которые как будто дали клятву установить гибельную систему модерантизма1...

Э б е р....Вы содрогнетесь от ужаса, когда узнаете ад­ский замысел этой клики; у него много разветвлений, и в нем замешано большее число лиц, чем вы это думаете.

Эта клика хочет спасти сообщников Бриссо, тех 61

1 Модерантизм — умеренность (от лат. moderator — умеряющий).


роялиста, которые совершили такое же преступление, как он, и которые, следовательно, должны быть также преданы смертной казни. Почему хотят избавить их от эшафота? Потому что эти интриганы чувствуют, что они могут подвергнуться той же каре; потому что все интри­ганы хотят объединиться вокруг этих роялистов...

Пора народу показать всем этим жуликам и граби­телям, что их царство недолговечно. Люди, ютившиеся раньше по чердакам, а теперь живущие в роскошных по­мещениях, разъезжающие в пышных каретах и упиваю­щиеся народной кровью, — эти люди скоро станут добы­чей гильотины...

Самыми опасными являются не воры, а честолюбцы. Те честолюбцы, которые выдвигают вперед других лю­дей, а сами остаются па заднем плане; чем большей властью они завладевают, тем ненасытнее они становят­ся; они стремятся к единоличному господству. Но кор­дельеры не допустят этого. (Несколько голосов: «Нет, нет, нет!») Я назову вам этих людей, заткнувших рот пат­риотам в народных обществах... Я знаю их замыслы, ноя найду себе защитников. (Все присутствующие: «Да, да!»)

Когда 61 преступник и их сторонники все еще оста­ются безнаказанными и не подвергаются смертной каз­ни, то разве можно еще сомневаться в том, что суще­ствует клика, стремящаяся уничтожить права народа?— Конечно, нет. Ну, а раз она существует, раз мы ее видим, то какое у нас средство для того, чтобы освобо­диться от нее?—Восстание. Да, именно восстание. Кор­дельеры первые подадут сигнал, который должен сра­зить всех угнетателей. (Бурные аплодисменты.)

Там же, стр. 202 - 203.

ИЗ РАПОРТА ПОЛИЦЕЙСКОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ ГРИВЕЛЯ

7 февраля 1794 г.

Говорят, что Венсан предложил Обществу кордель­еров обратиться к Конвенту с петицией о том, чтобы власть, предоставленная революционным комитетам, была у них отнята и передана народным обществам... Предложение Венсана было принято большинством го­лосов. Обращение к Конвенту об упразднении револю­ционных комитетов и передаче их полномочий секцион­ным обществам утверждено, но при этом сделана оговор-


ка, что оно предварительно должно быть утверждено другими обществами...

Кордельерский клуб утверждает, что революционные комитеты... состоят большей частью из людей, лишенных каких бы то ни было талантов и заслуг и высказываю­щих ультрареволюционный патриотизм для того, чтобы скрыть свою жадность, властолюбие и желание сводить личные счеты. Он обвиняет их в том, что они несправед­ливы и жестоки; из-за них царит произвол, преследуют и арестовывают подлинных республиканцев; они сеют волнение, ужас и неуверенность в сердцах робких пат­риотов, которые уже не знают, что сделать для того, что­бы избежать судьбы своих знакомых, имущество и сво­бода коих не были пощажены.

«Новая и новейшая история», 1962, № 5, стр. 68.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: