о. Гавр\илъ: Афонскимъ монахамъ и православному населен\ю Грец\и извёстны три способа получен\я натуральной хлёбной закваски. Всё они имёютъ церковный характеръ, несутъ па себё печать благодати Бож\ей и связаны съ конкретными литургическими дёйств\ями.
Первый способъ получен\я закваски связанъ съ Пасхой, а точнее съ утренней службой Великой Субботы, когда подъ конецъ утрени читается Апостолъ, въ которомъ говорится о Христё какъ о закваскё новой жизни. Вотъ эти апостольск\е слова: Братья, развё вы не знаете, что малая закваска кваситъ все тёсто? Итакъ, очистите старую закваску, чтобы быть вамъ новымъ тёстомъ, такъ какъ вы безквасны, ибо Пасха наша, Христосъ, закланъ за насъ. Посему станемъ праздновать не со старою закваскою, не съ закваскою порока и лукавства, но съ опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5: 6-8).
Маркъ: Какъ выглядитъ на практикё процессъ изготовлен\я новой закваски?
о. Гавр\илъ: Въ соотвётствующемъ сосудё приготавливается небольшое количество муки, которая вносится въ храмъ (на Афонё - въ алтарь) передъ началомъ утрени Великой Субботы. Подъ конецъ утрени, послё пён\я "Великаго Славослов\я", какъ только зазвучитъ прокименъ Апостола, слёдуетъ немедленно приступить къ вымёшиван\ю муки, добавивъ немного обычной воды. Нёкоторые добавляютъ еще немпого святой воды, друг\е совершаютъ крестное знамен\е рукой или крестомъ надъ этой необычной закваской. Кромё этого, для совершен\я этихъ дёйств\й выбираются люди глубоко вёрующ\е, безпорочпые и набожные, которые передъ и во время этихъ дёйств\й мысленно читаютъ извёстные имъ молитвы, чаще всего молитву Iисусову: "Господи, Iисусе Христе, Сыне Бож\й, помилуй насъ, грёшныхъ!" Сосудъ можно прикрыть (напримёръ, полотенцемъ) и оставить въ церкви до окончан\я Святой Литург\и. По окончан\и службы Великой Субботы вёрные разносятъ "пасхальную" закваску по своимъ домамъ. На Афонё, имъ практическихъ соображен\й, остается она въ алтарё также и въ первые три дня Пасхи. На слёдующ\й день, то есть по окончан\и Пасхальной службы, поверхность закваски должна сдёлаться ноздреватой. Это означаетъ, что "закваска принялась". На трет\й день по Пасхё нужно добавить небольшое количество муки и воды и снова замёшать. Нёсколько часовъ спустя можно подёлить закваску на части. Одну сохранить изключительно для просфоръ, другую порц\ю - для выпечки хлёба, помёстивъ ее въ стеклянную или пластмассовую емкость подъ крышкой. Оставшуюся закваску можно раздать нуждающимся. Хранить ее нужно въ холодномъ мёстё или въ холодильникё. Каждый разъ, замёшивая тёсто, прибавляемъ необходимое количество муки и воды къ полученной закваскё (не прибавляя закваски). Послё замёшиван\я просфоръ или хлёба каждый разъ оставляемъ небольшое количество полученнаго тёста въ качествё закваски для выпечки слёдующей порц\и и такъ поступаемъ каждый разъ весь годъ, до слёдующей Пасхи.
|
|