double arrow

Лабораторная работа № 1

Регистрационный номер ________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ»

(для студентов очного и заочного обучения ФГБОУ ВО Якутская ГСХА)

Якутск -2017 г.


 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки 35.03.06 «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»

Разработчики программы доцент кафедры ТС АПК Александров Николай Петрович, старший преподаватель кафедры ТС АПК Климов Сергей Михайлович

Цели методических указаний - закрепление и развитие знаний об устройстве базовых моделей тракторов и автомобилей эксплуатируемых в АПК республики, приобретение практических навыков поиска необходимой информации об особенностях конструкции той или иной марки и модели, приобретение навыков составления и заполнения технической документации.

Содержание работ: изучение устройства, классификационных признаков различных марок и моделей тракторов и автомобилей, их агрегатов, систем и механизмов

 

Зав. кафедрой разработчика программы ________/_ Александров Н.П. ______/

подпись фамилия, имя, отчество

 

Протокол заседания кафедры № _____ от «____»__________ 2017 г.

 

Зав. профилирующей кафедрой ______________ /___ Александров Н.П. ____/

подпись фамилия, имя, отчество

 

Протокол заседания кафедры № _____ от «____»__________ 2017 г.

 

Председатель методической комиссии факультета _________ / Машиев Ч.Г. _/

подпись фамилия, имя, отчество

 

Протокол заседания методической комиссии факультета

№ ____ от «____»______ 2017 г.

 

Декан инженерного факультета ________________ /__ Матвеев И.Н. _____/

подпись фамилия, имя, отчество

«____»________ 2017 г.

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лабораторная работа № 1. 4

Лабораторная работа № 2. 10

Лабораторная работа. 12

Лабораторная работа № 4. 14

Лабораторная работа № 5. 18

Лабораторная работа № 6. 21

Лабораторная работа № 7. 24

Лабораторная работа № 8. 28

Лабораторная работа № 9. 30

Лабораторная работа № 10. 35

Лабораторная работа № 11. 40

Лабораторная работа № 12. 44

Лабораторная работа № 13. 49

Лабораторная работа № 14. 54

Лабораторная работа № 15. 59

 


 

Лабораторная работа № 1

Классификация тракторов и автомобилей

 

Цель работы:

Закрепление знаний по классификации тракторов и автомобилей. Приобретение навыков поиска информации для идентификации марок и моделей тракторов и автомобилей.

 

Классификация - это разделение тракторов и автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.

Трактор - колесная или гусеничная самоходная машина, которую используют в качестве энергетического средства для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных машин и орудий, а также для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных машин.

Тракторы классифицируют по следующим признакам:

назначению - общего назначения, универсально-пропашные и специальные;

конструкции ходовой части - колесные и гусеничные;

типу остова - рамные, полурамные, и безрамные;

тяговому классу - 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8;10; 15;25;75.

Тракторы общего назначения используются на пахоте, посеве, сплошной культивации, уборке и других энергоемких работах. Эти тракторы отличаются повышенной мощностью двигателя и надежным сцеплением с почвой, что позволяет им развивать значительную силу тяги.

Универсально-пропашные тракторы предназначены как для механизации обработки почвы в междурядьях, так и для выполнения многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с широкими шинами для выполнения работ общего назначения и с узкими — для междурядной обработки. Тракторы имеют большой дорожный просвет. Особенностью ходовой части тракторов этой группы является возможность изменения ширины колеи.

Специальные тракторы представляют собой модификации тракторов общего назначения или универсально-пропашных. Предназначены для выполнения определенного вида работ или разных работ, но в строго определенных условиях.

В зависимости от конструкции ходовой части тракторы делятся на гусеничные и колесные. Гусеничные тракторы обладают большой опорной поверхностью, поэтому они имеют хорошее сцепление с почвой и высокие тягово-сцепные качества. Колесные тракторы более универсальны по сравнению с гусеничными, но уступают им в сцеплении с почвой и больше ее уплотняют.

По типу остова тракторы делятся на рамные, остов которых образует сварная или клепанная рама, и полурамные, остов которых образуют две продольные балки, прикрепленные к корпусу заднего моста.

Тракторы класса тяги 0,6 обладают наименьшим номинальным тяговым усилием среди массовых тракторов сельскохозяйственного назначения. Они предназначены для выполнения малоэнергоемких работ в овощеводстве, садоводстве, на кормозаготовках, транспортных и других работах. Базовой моделью является трактор Т-25А, выпускаемый Владимирским тракторным заводом.

Тракторы класса тяги 0,9 используются на междурядной обработке пропашных культур, транспортировке грузов, работах общего назначения, приводе рабочих органов стационарных машин. Базовой моделью является универсально-пропашной трактор Т-40М производства Липецкого тракторного завода. Его модификации Т-40АМ — повышенной проходимости и Т-40АНМ — низкоклиренсный, приспособленный для работы на склонах крутизной до 20.

Тракторы класса тяги 1,4 - это наиболее массовые отечественные универсально-пропашные тракторы. К ним относятся МТЗ-80/82, выпускаемые Минским тракторным заводом и ЮМЗ-6Л/6М - Южным машиностроительным заводом (г. Днепропетровск). По тягово-сцепным качествам, удельной энергонасыщенности, надежности, оснащенности рабочим и вспомогательным оборудованием, условиям труда тракториста эти тракторы соответствуют уровню лучших мировых образцов. Количество машин и орудий, агрегатируемых с ними, превышает 200 наименований.

Тракторы класса тяги 2 предназначены преимущественно для механизации работ на свекловичных плантациях, виноградниках, в садах. К ним относится гусеничный трактор Т-70С Кишиневского тракторного завода.

Тракторы класса тяги 3 - общего назначения. Базовыми моделями являются тракторы Т-150 - Харьковского тракторного завода, ДТ-75С - Волгоградского тракторного завода и ДТ-75М - Павлодарского тракторного завода. Модификация Т-150 - колесный трактор со всеми ведущими колесами одного типоразмера Т-150К.

Тракторы класса тяги 4. Из тракторов сельскохозяйственного назначения в этом iyacce представлен гусничный трактор Т-4А производства Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск). Используются на сельскохозяйственных работах общего назначения.

Тракторы класса тяги 5 -энергонасыщенные колесные тракторы К-701, выпускаемые Ленинградским Кировским заводом. Предназначены для выполнения комплекса сельскохозяйственных работ в зонах с большими площадями полей и для транспортных работ.

Тракторы класса тяги 6 - гусеничные тракторы Т-130 Челябинского тракторного завода. Используются в сельском хозяйстве для энергоемких работ.

 

Автомобиль -это самоходное транспортное средство, которое п р е д н а з н а ч е н о для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций (например, буксирование прицепов).

Автомобили классифицируют по следующим признакам:

назначению -грузовые, пассажирские и специальные;

типу шасси -рамные и безрамные;

приспособляемости к дорожным условиям -нормальной и повышенной проходимости;

числу осей(колесной формуле) -двух-, трех-, четырехосные;

типу двигателя -карбюраторные, дизельные, инжекторные, газовые, газодизельные.

Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — для перевозки грузов. Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек — к автобусам.

Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование, установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными.

Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом.

Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз - предназначен для перевозки плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.

При обозначении модели автомобиля первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили - по полной массе.

Автобусы - по габаритной длине.

 

Таблица 1

Классификация легковых автомобилей в соответствии с ОН 025270‑66

 

Первая цифра индекса легкового автомобиля Класс легкового автомобиля Рабочий объем двигателя, л (дм3)
  Особо малый до 1,2
  Малый от 1,3 до 1,8
  Средний от 1,9 до 3,5
  Большой свыше 3,5
  Высший рабочий объем не регламентируется

 

Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала. Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».

 

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 1).

Таблица 2

Классификация грузовых автомобилейв соответствии с ОН 025270‑66

 

Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля) Полная масса, т (тонны)
  до 1,2
  от 1,3 до 2,0
  от 2,1 до 8,0
  от 9 до 14
  от 15 до 20
  от 21 до 40
  свыше 40

 

Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

 

Таблица 3

Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66

 

Первая цифра индекса автобуса Класс автобуса Длина автобуса, м (метры)
  Особо малый до 5,0
  Малый от 6,0 до 7,5
  Средний от 8,0 до 9,5
  Большой от 10,5 до 12,0
  Особо большой 16,5 и более

 

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

1 - легковой автомобиль;

2 - автобус;

3 - грузовой автомобиль (общего назначения);

4 - седельный тягач;

5 - самосвал;

6 - цистерна;

7 - фургон;

8 - резерв;

9 - специальный автомобиль.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

для холодного климата - 1;

экспортное исполнение для умеренного климата - 6;

экспортное исполнение для тропического климата - 7.

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

 

Например: ВАЗ-21703. Автомобиль ВАЗ -произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ-21126, рабочий объём 1,6 л).

КамАЗ-5410 Автомобиль КамАЗ -произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль - седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.

ЛиАЗ-5256 Автомобиль ЛиАЗ - произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса - габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56

Колесная формула автомобилей обычной проходимости 4×2, повышенной проходимости 4×4, 6×4 и 6×6. Автомобили с колесной формулой 4×4, 6×6 называют полноприводными. В марке автомобилей указывают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, “Урал”, КрАЗ, ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ЗАЗ, УАЗ) и через дефис цифру, соответствующую номеру модели.

 

Задание:

Внесите в таблицу марки заданных тракторов, назначение и тип ходовой части.

Класс тяги трактора, кН Марка, модель трактора   Назначение Тип ходовой части
       
       

Внесите в таблицу марку, модель заданного автомобиля, завод изготовитель автомобилей, назначение и тип кузова.

Марка, модель автомобиля Завод изготовитель Тип кузова Расшифровка 1-й цифры индекса Колесная формула
         
         

 

Дайте краткую эксплуатационную и конструктивную характеристики тракторам и автомобилям (назначение, завод-изготовитель, тип ходовой части, тип остова, модификации), приведенным в ответе по пункту 2.1.

 

Отчет выполнил студент _____________________ «__»__________ 201__г.

Отчет принял преподаватель__________________ «__»__________

 

Контрольные вопросы

По каким признакам классифицируют тракторы и автомобили?

Из каких основных частей состоит трактор?

Из каких основных частей состоит автомобиль?

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: