Регистрационный номер ________
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ»
(для студентов очного и заочного обучения ФГБОУ ВО Якутская ГСХА)
Якутск -2017 г.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению и профилю подготовки 35.03.06 «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»
Разработчики программы доцент кафедры ТС АПК Александров Николай Петрович, старший преподаватель кафедры ТС АПК Климов Сергей Михайлович
Цели методических указаний - закрепление и развитие знаний об устройстве базовых моделей тракторов и автомобилей эксплуатируемых в АПК республики, приобретение практических навыков поиска необходимой информации об особенностях конструкции той или иной марки и модели, приобретение навыков составления и заполнения технической документации.
Содержание работ: изучение устройства, классификационных признаков различных марок и моделей тракторов и автомобилей, их агрегатов, систем и механизмов
|
|
Зав. кафедрой разработчика программы ________/_ Александров Н.П. ______/
подпись фамилия, имя, отчество
Протокол заседания кафедры № _____ от «____»__________ 2017 г.
Зав. профилирующей кафедрой ______________ /___ Александров Н.П. ____/
подпись фамилия, имя, отчество
Протокол заседания кафедры № _____ от «____»__________ 2017 г.
Председатель методической комиссии факультета _________ / Машиев Ч.Г. _/
подпись фамилия, имя, отчество
Протокол заседания методической комиссии факультета
№ ____ от «____»______ 2017 г.
Декан инженерного факультета ________________ /__ Матвеев И.Н. _____/
подпись фамилия, имя, отчество
«____»________ 2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лабораторная работа № 1. 4
Лабораторная работа № 2. 10
Лабораторная работа. 12
Лабораторная работа № 4. 14
Лабораторная работа № 5. 18
Лабораторная работа № 6. 21
Лабораторная работа № 7. 24
Лабораторная работа № 8. 28
Лабораторная работа № 9. 30
Лабораторная работа № 10. 35
Лабораторная работа № 11. 40
Лабораторная работа № 12. 44
Лабораторная работа № 13. 49
Лабораторная работа № 14. 54
Лабораторная работа № 15. 59
Лабораторная работа № 1
Классификация тракторов и автомобилей
Цель работы:
Закрепление знаний по классификации тракторов и автомобилей. Приобретение навыков поиска информации для идентификации марок и моделей тракторов и автомобилей.
Классификация - это разделение тракторов и автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.
Трактор - колесная или гусеничная самоходная машина, которую используют в качестве энергетического средства для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных машин и орудий, а также для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных машин.
|
|
Тракторы классифицируют по следующим признакам:
назначению - общего назначения, универсально-пропашные и специальные;
конструкции ходовой части - колесные и гусеничные;
типу остова - рамные, полурамные, и безрамные;
тяговому классу - 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8;10; 15;25;75.
Тракторы общего назначения используются на пахоте, посеве, сплошной культивации, уборке и других энергоемких работах. Эти тракторы отличаются повышенной мощностью двигателя и надежным сцеплением с почвой, что позволяет им развивать значительную силу тяги.
Универсально-пропашные тракторы предназначены как для механизации обработки почвы в междурядьях, так и для выполнения многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с широкими шинами для выполнения работ общего назначения и с узкими — для междурядной обработки. Тракторы имеют большой дорожный просвет. Особенностью ходовой части тракторов этой группы является возможность изменения ширины колеи.
Специальные тракторы представляют собой модификации тракторов общего назначения или универсально-пропашных. Предназначены для выполнения определенного вида работ или разных работ, но в строго определенных условиях.
В зависимости от конструкции ходовой части тракторы делятся на гусеничные и колесные. Гусеничные тракторы обладают большой опорной поверхностью, поэтому они имеют хорошее сцепление с почвой и высокие тягово-сцепные качества. Колесные тракторы более универсальны по сравнению с гусеничными, но уступают им в сцеплении с почвой и больше ее уплотняют.
По типу остова тракторы делятся на рамные, остов которых образует сварная или клепанная рама, и полурамные, остов которых образуют две продольные балки, прикрепленные к корпусу заднего моста.
Тракторы класса тяги 0,6 обладают наименьшим номинальным тяговым усилием среди массовых тракторов сельскохозяйственного назначения. Они предназначены для выполнения малоэнергоемких работ в овощеводстве, садоводстве, на кормозаготовках, транспортных и других работах. Базовой моделью является трактор Т-25А, выпускаемый Владимирским тракторным заводом.
Тракторы класса тяги 0,9 используются на междурядной обработке пропашных культур, транспортировке грузов, работах общего назначения, приводе рабочих органов стационарных машин. Базовой моделью является универсально-пропашной трактор Т-40М производства Липецкого тракторного завода. Его модификации Т-40АМ — повышенной проходимости и Т-40АНМ — низкоклиренсный, приспособленный для работы на склонах крутизной до 20.
Тракторы класса тяги 1,4 - это наиболее массовые отечественные универсально-пропашные тракторы. К ним относятся МТЗ-80/82, выпускаемые Минским тракторным заводом и ЮМЗ-6Л/6М - Южным машиностроительным заводом (г. Днепропетровск). По тягово-сцепным качествам, удельной энергонасыщенности, надежности, оснащенности рабочим и вспомогательным оборудованием, условиям труда тракториста эти тракторы соответствуют уровню лучших мировых образцов. Количество машин и орудий, агрегатируемых с ними, превышает 200 наименований.
Тракторы класса тяги 2 предназначены преимущественно для механизации работ на свекловичных плантациях, виноградниках, в садах. К ним относится гусеничный трактор Т-70С Кишиневского тракторного завода.
Тракторы класса тяги 3 - общего назначения. Базовыми моделями являются тракторы Т-150 - Харьковского тракторного завода, ДТ-75С - Волгоградского тракторного завода и ДТ-75М - Павлодарского тракторного завода. Модификация Т-150 - колесный трактор со всеми ведущими колесами одного типоразмера Т-150К.
|
|
Тракторы класса тяги 4. Из тракторов сельскохозяйственного назначения в этом iyacce представлен гусничный трактор Т-4А производства Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск). Используются на сельскохозяйственных работах общего назначения.
Тракторы класса тяги 5 -энергонасыщенные колесные тракторы К-701, выпускаемые Ленинградским Кировским заводом. Предназначены для выполнения комплекса сельскохозяйственных работ в зонах с большими площадями полей и для транспортных работ.
Тракторы класса тяги 6 - гусеничные тракторы Т-130 Челябинского тракторного завода. Используются в сельском хозяйстве для энергоемких работ.
Автомобиль -это самоходное транспортное средство, которое п р е д н а з н а ч е н о для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций (например, буксирование прицепов).
Автомобили классифицируют по следующим признакам:
назначению -грузовые, пассажирские и специальные;
типу шасси -рамные и безрамные;
приспособляемости к дорожным условиям -нормальной и повышенной проходимости;
числу осей(колесной формуле) -двух-, трех-, четырехосные;
типу двигателя -карбюраторные, дизельные, инжекторные, газовые, газодизельные.
Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые — для перевозки грузов. Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек — к автобусам.
Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы. Они перевозят только специальное оборудование, установленное на них. К специальным автомобилям относятся пожарные, уборочные автомобили, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.
Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными.
Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом.
|
|
Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза. Например, панелевоз - предназначен для перевозки плит и панелей, самосвал — предназначен для перевозки сыпучих грузов, бензовоз — предназначен для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п. Специализированные грузовые автомобили оборудуются специальными кузовами и оборудованием для перевозки того вида груза, для которого они предназначены.
При обозначении модели автомобиля первая цифра обозначает класс автомобиля.
Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.
Грузовые автомобили - по полной массе.
Автобусы - по габаритной длине.
Таблица 1
Классификация легковых автомобилей в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса легкового автомобиля | Класс легкового автомобиля | Рабочий объем двигателя, л (дм3) |
Особо малый | до 1,2 | |
Малый | от 1,3 до 1,8 | |
Средний | от 1,9 до 3,5 | |
Большой | свыше 3,5 | |
Высший | рабочий объем не регламентируется |
Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала. Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 1).
Таблица 2
Классификация грузовых автомобилейв соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля) | Полная масса, т (тонны) |
до 1,2 | |
от 1,3 до 2,0 | |
от 2,1 до 8,0 | |
от 9 до 14 | |
от 15 до 20 | |
от 21 до 40 | |
свыше 40 |
Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Таблица 3
Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса автобуса | Класс автобуса | Длина автобуса, м (метры) |
Особо малый | до 5,0 | |
Малый | от 6,0 до 7,5 | |
Средний | от 8,0 до 9,5 | |
Большой | от 10,5 до 12,0 | |
Особо большой | 16,5 и более |
Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:
1 - легковой автомобиль;
2 - автобус;
3 - грузовой автомобиль (общего назначения);
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резерв;
9 - специальный автомобиль.
Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.
В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.
Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:
для холодного климата - 1;
экспортное исполнение для умеренного климата - 6;
экспортное исполнение для тропического климата - 7.
Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.
Например: ВАЗ-21703. Автомобиль ВАЗ -произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ-21126, рабочий объём 1,6 л).
КамАЗ-5410 Автомобиль КамАЗ -произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль - седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.
ЛиАЗ-5256 Автомобиль ЛиАЗ - произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса - габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56
Колесная формула автомобилей обычной проходимости 4×2, повышенной проходимости 4×4, 6×4 и 6×6. Автомобили с колесной формулой 4×4, 6×6 называют полноприводными. В марке автомобилей указывают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, “Урал”, КрАЗ, ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ЗАЗ, УАЗ) и через дефис цифру, соответствующую номеру модели.
Задание:
Внесите в таблицу марки заданных тракторов, назначение и тип ходовой части.
Класс тяги трактора, кН | Марка, модель трактора | Назначение | Тип ходовой части |
Внесите в таблицу марку, модель заданного автомобиля, завод изготовитель автомобилей, назначение и тип кузова.
Марка, модель автомобиля | Завод изготовитель | Тип кузова | Расшифровка 1-й цифры индекса | Колесная формула |
Дайте краткую эксплуатационную и конструктивную характеристики тракторам и автомобилям (назначение, завод-изготовитель, тип ходовой части, тип остова, модификации), приведенным в ответе по пункту 2.1.
Отчет выполнил студент _____________________ «__»__________ 201__г.
Отчет принял преподаватель__________________ «__»__________
Контрольные вопросы
По каким признакам классифицируют тракторы и автомобили?
Из каких основных частей состоит трактор?
Из каких основных частей состоит автомобиль?