Романы о деле тамплиеров

 

Gerard de Se de. «Les Templiers sont parmi nous», éd. Juillard, 1962.

Жерар de Сед. «Тамплиеры среди нас». Paris, 1962.

 

Аннотация этой книги утверждает, что она соединила «строгий смысл исторического исследования с настоящим полицейским расследованием». Я воздержусь от комментариев по поводу строгости исследования, но я без колебания отнесу эту книгу к хорошим полицейским романам. Здесь есть старинный замок с подземельями, склеп с саркофагами, знаменитое сокровище, немного алхимии, немного криптографии. Все это увлекательно и, в конце концов, почти сожалеешь, что это неправда. К тому же, можно сожалеть, что автор излишне грешит… уточнениями. Так как, в конце концов, этот подземный зал замка Жизор, чье местонахождение и размеры даны с такой точностью, должен был бы быть найден при раскопках. То, что раскопок никогда не было, заставляет читателя, который «клюнул», остаться немного неудовлетворенным. Это почти как ловушка Бельфегора в музее Лувра, остается сожалеть, что на месте никаких ее следов не найдено.

В этой книге историк также узнает много нового, во что он вряд ли поверит. Например, много говорили плохого о непостоянстве Алиеноры Аквитанской, но и часто старались ее реабилитировать; но никто не сможет больше простить ей то, что она выдала Генриху Плантагенету секреты тамплиеров. И это уже в 1152 г., даты его второй женитьбы, в то время как орден Храма получил свой официальный статус только в 1128 г. и должен был быть, на тот момент, еще совсем не богатым, когда Людовик VII неосторожно расстался с женщиной, столько знавшей! То, что Папа Каликст II приехал во Францию в 1119 г. только для того, чтобы заняться таинственным замком Жизор (р. 210), является весьма оригинальным объяснением. Мыто думали до сих пор, что он уже был во Франции в качестве епископа Баланса до момента его избрания, которое произошло в Клюни, где нашел убежище его предшественник, изгнанный из Рима императором Генрихом V. Сколько секретов, о которых мы не знали, открыл нам господин де Сед!

То, что замок Жизор сориентирован по сторонам света, возможно, но, что все в нем с самого начала строительства было задумано «в зависимости от состояния небесных светил в данном месте на 24 декабря» (р. 229), также как в замке Монсегюр, по мнению других, кажется нам маловероятным, несмотря на графики. А то, что эта загадочная архитектура, посвящена культу Изиды, кажется еще более удивительным, несмотря на криптографическую загадку, заставившую потерпеть поражение Шарля Нодье (которого мы вовсе не ожидали встретить в этом деле).

Я готов согласиться, что собор Парижской Богоматери был сооружен на месте древнего языческого храма. Так было со многими церквями. Но то, что это демонстрирует связь между аргонавтами и парижскими перевозчиками, очень плохо объясняется латинской надписью… с двумя орфографическими ошибками (р. 187). И, наконец, если действительно тамплиеры отреклись от Иисуса Христа во имя служения Изиде, им надо поставить это в заслугу, так как языческие культы, запрещенные в 392 г. императором Феодосием, могли быть известны в Средние века лишь чрезвычайно редким эрудитам. А сам автор – верит ли в то, что он нам рассказывает? Иногда, чувствуется как проскальзывает сомнение или ирония, например, по поводу этого призрака загадочной королевы Бланки (р. 223), очень хорошо вписывающийся в латинскую фразу, использованную и объясненную… Арсеном Люпеном в «Графине Калиостро».

Я разрушу последнюю иллюзию: безусловно, тамплиеры никогда не «считались мастерами в искусстве криптографии» (р. 147). Эта наука оставалась очень примитивной вплоть до XVI в., когда ее первые методики были усовершенствованы венецианцами и математиками Генриха IV.

Но не слишком требуйте от автора предоставить вам доказательства: он черпал свои данные в книге, которую «невозможно найти в публичных библиотеках» (р. 163), и он сам добавляет: «конечно».

 

Louis Charpentier. «Les mystères templiers», (éd. Robert Laffont, 1967).

Луи Шерпантье. «Тайны тамплиеров», (изд. Робер Лаффон, 1967).

 

Если вы любите тайны, вот они! Много романов уже было написано о секретах Храма, связанных со всеми видами оккультизма. Но, в области вымысла, господин Шерпантье намного опередил всех своих предшественников. Он, не колеблясь, переписал всю историю западного мира с XVI в., с даты создания ордена св. Бенедикта, который, якобы, позволил спасти от «варварства» загадочные античные секреты.

Св. Бернар, тайный диктатор христианского мира, передал эти секреты тамплиерам, но ему не хватало главного элемента, скрижалей законов царя Соломона.

Если вы хотите узнать: как св. Бернар послал рыцарей в Палестину, чтобы найти эти скрижали, зарытые в руинах храма; как сногсшибательные секреты, записанные на этих скрижалях, позволили спасти цивилизацию; как, получив то, чего добивался, св. Бернар уклонился от второго крестового похода, к которому он, однако, призывал, и как орден Храма перестал интересоваться гробницей Христа; как тамплиеры открыли Америку задолго до Колумба, и поддерживали отношения с индейцами с длинными ушами и привезли оттуда тонны серебра, которое было использовано при строительстве соборов; как тамплиеры изготавливали золото, открыв источник энергии, более мощный, чем деление атома, но биологического происхождения, до сих пор не известные ученым XX в.; как орден тамплиеров почти установил мировое господство, но злобные доминиканцы, завидуя его могуществу и, наслушавшись советов Рима, сумели убедить Филиппа Красивого (чьим духовником был доминиканец, что очень опасно) уничтожить своих конкурентов; и, как, все-таки, орден выжил (так как Жанна д'Арк была тамплиершей), а Христофор Колумб узнал от португальских тамплиеров путь в Америку; как один тамплиер заранее написал предсказания, которые потом были опубликованы под именем Нострадамуса… и здесь я пасую. Читайте, все-таки, книгу. Это более увлекательно, чем Александр Дюма и превосходит все шпионские романы.

Но, все-таки, нужно сказать о религиозном процессе, который занимает весьма мало места в этой книге. По мнению господина Шерпантье, тамплиеры, конечно, отрекались от Иисуса и плевали на распятие; но тот от кого они отрекались, был Иисус, приговоренный Пилатом, а вовсе не Христос. Так как, за много веков до появления современного толкования Библии, тамплиеры проникли в секрет Евангелия, благодаря документам, найденным во время их раскопок в храме: может быть они обладали не исправленной книгой Иосифа Флавия (жалко, что они нам ее не передали, она бы нам очень пригодилась). В любом случае, они знали, что Евангелия соединили два рассказа, имевших различное происхождение: один, касающийся иудейского агитатора враждебного римлянам, вождя вооруженной банды (меч Петра), который, как раз и был приговорен и распят Пилатом, и который не заслуживает ничего кроме плевков; другой рассказ, касающийся учения истинного Христа, Учителя, который, возможно, был учителем справедливости ессеев. Тамплиеры знали все благодаря посвящению, данному им св. Бернаром, обладателем тайных знаний фараонов, создателем готического искусства, и также бывшим еретиком, по мнению Рима (!). Они знали, что земля круглая и измерили ее размеры. Если бы они одержали победу, Францию ждал бы золотой век.

Но Церковь не могла позволить расти силе, угрожающей ее собственному господству и догмам, даже если столь ужасные секреты были переданы всего нескольким посвященным на тайных ночных церемониях. Итак, мы видим, как против Храма объединились злобный Папа Климент V, злой король Франции и чудовищные доминиканцы, творцы инквизиции. Цивилизация тамплиеров была разрушена и, поэтому, Европа познала снова голод, Столетнюю войну, страшную чуму 1348 г. Но Храм не умер, выжившие хранили и тайно передавали знания. Когда английские короли, потомки Филиппа Красивого, захотели править Францией, они вдохновили Жанну д'Арк и она открыла великий секрет Карлу VII, именно в Шиноне, где высшие руководители Храма томились когда-то в заточении. За это, она была сожжена как Моле. Но месть Храма, осуществленная оккультными средствами, благодаря способности шипа защищать розу, оставалась всегда ужасной: именно, чтобы отомстить за Моле, Людовик XVI[70]был заточен в Тампль (Храм) и обезглавлен, и т. д.

Если этот роман вас притягивает, вы не соскучитесь. Вы узнаете из него, что Моле умер без страданий, так как владел секретом бонз, которые сжигали себя без боли (хотел бы я в это поверить ради них). Вы также узнаете в книге, где находятся сокровища (опять!) и скрижали Соломона; все это захоронено под одним из прудов, которыми испещрен лес на востоке Шампани.

После всех этих волнующих откровений, разве имеет значение, что автор немножко путает хронологию расследования и процесса? Однако господин Шерпантье испытывает некоторые сложности, пытаясь объяснить признания, полученные не под пыткой и жалкое поведение де Моле в течение семи лет. Ценой таких жертв, скажет он нам, Храм смог сохранить свои секреты. Но почему надо было молчать о стольких, полезных для человечества вещах? Почему, например, когда все было потеряно, не открыть путь в Америку или приемы, которые могли позволить увеличить урожаи? Безусловно, потому, что больше не было бы тайн, а значит и книг подобного рода.

 

Robert Ambelain. «Jésus, ou le mortel secret des Templiers» (éd. Robert Laffont, 1970).

Робер Амбелен. «Иисус, или смертельный секрет тамплиеров» (изд. Робер Лаффон, 1970).

 

Из всех объяснений тайны Храма эта, безусловно, самая неблагоприятная для несчастных тамплиеров, так как допускает, что они действительно отрекались от Христа и сознательно плевали на крест.

Все это потому, что на Востоке они узнали «смертельный секрет», а именно, что исторический Иисус не тот, что описан в Евангелиях, а просто вождь разбойников, справедливо приговоренный Пилатом с двумя своими сообщниками.

Идея об Иисусе не нова и автор ограничивается вышиванием по канве, придуманной Даниэлем Массе. Я не буду особо останавливаться на этом аспекте книги, хотя именно это является в ней главным, но задержусь на том, что касается тамплиеров.

Автор не говорит нам, каким образом великие магистры Храма открыли этот «смертельный секрет»: предположительно, все доказательства этого были уничтожены, а христианские тексты «перелицованы». Итак, больше не существует доказательств, что очень удобно позволяет воображению блуждать как угодно. Но, при этом условии, нам не объясняют, как тамплиеры могли получить это невероятное объяснение личности Иисуса.

Положим, они нашли какую-либо рукопись на эту тему (с тех пор, конечно, исчезнувшую); объясните тогда, как они поверили в то, что там написано? Очень вероятно, что христиане XII или XIII в., открыв для себя подобное повествование, отбросили бы его с возмущением и продолжали бы верить в евангельские рассказы.

Надо ли добавить, что в процессе над тамплиерами нет ничего, что содержало бы хоть намек на эту тему? Даже высшие руководители называли себя добрыми христианами, просили разрешить участвовать в мессе, выказывали глубокое почитание Деве Марии. Приписывать мученикам Храма такое отречение от их веры, это, все-таки, безосновательно оскорблять их память. Не ответили ли на него заранее узники, которые в Домме, в Перигоре начертали на стенах своего узилища эти поучительные надписи: повсюду кресты и следующие слова: «Ессе lignum crucis, credo» (вот дерево креста, я в это верю)?[71]

Не может воображение заменить внимательного изучения документов для описания истории.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Филипп Красивый – французский король в 1285–1314 гг. (Примеч. ред.)

 

[2]Латино-Иерусалимское королевство – королевство, основанное на Ближнем Востоке крестоносцами. (Примеч. ред.)

 

[3]В предыдущей работе: Godefroid de Bouillon. Bruxelles, 1943. (Примеч. авт.)

 

[4]В 1099 г. Крестоносцы разгромили при Аскалоне армию, посланную египетским халифом из династии Фатимидов, чтобы отвоевать Иерусалим. (Примеч. ред.)

 

[5]Арабская династия Фатимидов правила в Египте с начала X в. (Примеч. авт.)

 

[6]Меченосцы – военно-монашеский орден, основанный в 1202 г. для захвата и крещения Восточной Пруссии. В 1237 г., после разгрома в битве с литовцами меченосцы слились с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден. (Примеч. ред.)

 

[7]На эту тему см. работу Дансера: Dansaert. Histoire de l'ordre souverain et militaire de saint Jean de Jerusalem, dit de Rhodes ou de Malte, en Belgique. Bruxelles, 1932. (Примеч. авт.)

 

[8]Орден рыцарей-меченосцев был создан в 1204 г. в Дюнамюнде (Ливония) Альбером Апельдорнским, епископом Ливонским. Поначалу в их полномочия входила защита христианских миссионеров, но мало-помалу они были вовлечены в завоевание территорий, населенных язычниками-славянами. Они заняли Эстонию и часть Ливонии. В 1237 г. слились с орденом тевтонских рыцарей. (Примеч. авт.)

 

[9]Замок Вье Жон в Рижковене, в бельгийском Лимбурге являлся резиденцией командора тевтонских рыцарей. (Примеч. авт.)

 

[10]Автор имеет в виду конфликты за главенство в сфере торговли с Ближним Востоком, которые развернулись в городах Латино-Иерусалимского королевства после его основания (особенно кровопролитными ставшие в XII в.) между купцами трех крупных и независимых торговых республик – Пизы, Генуи и Венеции. Иногда столкновения меж ними были столь сильны, что фактически парализовывали всю жизнь крестоносных государств на Востоке. (Примеч. ред.)

 

[11]Балдуин II – иерусалимский король в 1118–1131 гг. Двоюродный брат основателя королевства Готфрида Бульонского. (Примеч. ред.)

 

[12]А св. Бернар, как упоминалось выше, принадлежал как раз к ордену цистерцианцев. (Примеч. ред.)

 

[13]Этот плащ напоминал рясу с капюшоном, которую носили цистерианцы. И иногда речь заходила о «цистерианском ордене Храма». (Примеч. авт.)

 

[14]Как нам известно, эти «отченаши» (patenotres) вменяются в обязанность братьям-мирянам в большинстве религиозных орденов. С другой стороны, следует отметить, что альбигойцы довольствовались однократным прочтением Отге наш; далее же мы увидим, что тамплиеров обвиняли в альбигойстве. (Примеч. авт.)

 

[15]Этому слову близко валлонское «escorée», означавшее кнут. (Примеч. авт.)

 

[16]Небольшие фермы, отдаваемые в аренду и находящиеся в зависимости от командорства. (Примеч. авт.)

 

[17]Оммаж – церемония подчинения вассала сеньору в эпоху феодализма: будущий вассал становился на колени, и вкладывал свои руки в руки сеньора, принося клятву верности, взамен получал поцелуй мира и какой-либо предмет (меч, стяг, пояс, шапку и т. д.), олицетворявший передачу феода – земельного владения или денежной ренты. (Примеч. ред.)

 

[18]Бальи – сеньориальный чиновник; во французском королевстве бальи был судебным и административным представителем короля в особом округе, бальяже. (Примеч. ред.)

 

[19]Слово «ассасин» происходит по убеждению некоторых от слова «гашишин» (употребляющий гашиш) или от персидского hassissin, означающего острый кинжал. (Примеч. авт.)

 

[20]Сунниты и шииты – два направления ислама. Сунниты избирали халифов из всей мусульманской общины, шииты – из потомков Али и дочери Мухаммеда. (Примеч. ред.)

 

[21]Раймунд Сен-Жильский – граф Тулузский в 1045–1105 гг., один из предводителей первого крестового похода. Во время похода неоднократно ссорился с другими баронами из-за власти над захваченными в Святой Земле городами. (Примеч. ред.)

 

[22]У мусульман долго существовало нечто вроде культа св. Георгия. В Ливане турки возвели мечеть на том месте, где, по их мнению, св. Георгий победил змея, который должен был проглотить дочь князя Бейрута. (Примеч. авт.)

 

[23]Ги де Лузиньян – иерусалимский король в 1186–1187 гг., потерпел поражение в битве с египетским султаном Саладином (1187 г.), после которой почти все Иерусалимское королевство было захвачено мусульманами. (Примеч. ред.)

 

[24]Бейбарс, четвертый мамлюкский султан Египта. (Ум. 1151 г.) (Примеч. авт.)

 

[25]Сугерий – аббат монастыря Сен-Дени, советник французских королей Людовика VI и Людовика VII. (Примеч. ред.)

 

[26]Петр Отшельник (ум. 1116 г.) – странствующий проповедник, один из вдохновителей Первого крестового похода. (Примеч. ред.)

 

[27]Фульк из Нейи (ум. 1202 г.) – кюре Нейи-сюр-Марн, известный проповедник, которому Папа Римский Иннокентий III поручил проповедовать крестовый поход. (Примеч. ред.)

 

[28]В 1303 г. противники Папы Римского Бонифация VIII (1294–1303 гг.) во главе с посланником французского короля Филиппа IV Красивого Гильомом Ногаре ворвались в итальянский городок Ананьи и захватили понтифика в плен. Эта акция была одним из этапов борьбы Бонифация VIII и Филиппа IV, начавшейся из-за непомерных притязаний Папы, видевшего себя единственным главой христианского мира. Филипп обвинил Бонифация в ряде преступлений, несовместимых с папским саном (в том числе и убийстве предыдущего Папы, Целестина V). Целью захватившего Папу Ногаре было привести его на заседание Вселенского Собора и лишить папской тиары. Вскоре Ногаре и его сторонники были вынуждены отпустить Папу, но от потрясения Бонифаций VIII скончался спустя некоторое время. Даже после смерти Бонифация Филипп IV требовал от его преемников продолжить обвинительный процесс против умершего и лишить его христианского погребения. (Примеч. ред.)

 

[29]Непотизм – раздача выгодных должностей и привилегий родственникам. (Примеч. ред.)

 

[30]Fawtier R. Histoire de L'Europe. Paris, 1940. T. VI.

 

[31]Это нынешний квартал Марэ или квартал Тампль. (Примеч. авт.)

 

[32]Имеется в виду Вселенский собор, который Филипп IV Красивый хотел созвать для суда над Папой Бонифацием VIII. (Примеч. ред.)

 

[33]Безье в истории того времени окружен мрачным ореолом. За сто лет до этого в июле 1209 г. во время крестового похода против альбигойцев город стал свидетелем знаменитой резни. Именно в Безье в 1297 г. инквизиция обвинила королевских чиновников в ереси. (Примеч. авт.)

 

[34]Уже тогда существовало выражение «пить как тамплиер», а в Германии слово Tempelhaus означало публичный дом. (Примеч. авт.)

 

[35]Ногаре, Гильом (ок. 1270–1313) – легист и приближенный французского короля Филиппа IV. Играл значительную роль в конфликте короля с Папой Бонифацием VIII и процессе тамплиеров; Дюбуа, Пьер (ок. 1250 – после 1321) – лиценциат канонического права, королевский адвокат в бальяже Кутанса. Автор многочисленных трактатов, где он ратовал за увеличение королевских прерогатив на территории всего королевства и мечтал об установлении гегемонии французского короля Филиппа IV над всем христианским миром. (Примеч. ред.)

 

[36]Ангерран, сеньор Мариньи (ум. 1315) – камергер Филиппа IV Красивого и его приближенный советник, в 1311–1314 гг. осуществлял руководство внешней политикой королевства, а в 1314 г. – контролировал финансовую политику государства. (Примеч. ред.)

 

[37]Речь идет о конфликте неаполитанских королей из Анжуйской династии и арагонских королей, с 1282 г. оспаривавших друг у друга власть над Сицилией. Французские короли, которым правители Анжуйской династии приходились близкими родственниками, поддерживали их в борьбе против арагонцев. (Примеч. ред.)

 

[38]Так, например, марсельский поэт Ростан Беренгьер сочинил сатирические куплеты против тамплиеров. Однако следует заметить, что трубадуры, так любящие обличать в своих сирвентах духовенство и сеньоров, никогда не делали тамплиеров своей мишенью. Это неоспоримо свидетельствует в пользу ордена. Стоит ли говорить о «пропаганде в прессе», проводимой по согласованию с высшими кругами? Как утверждалось, Франсуа де Рю, преемник Жана де Мена, написал по приказу Филиппа Красивого сатирический роман о Фовеле, высмеивающий тамплиеров, но также и Папу Римского, и нищенствующие ордены. Слово «фовель» якобы означало «бафомет», о котором мы расскажем далее. Это одно из многочисленных утверждений, которые не были проверены комментаторами процесса. Фовель – это лошадь рыжей масти, как свидетельствует выражения, употребляемые в XIII в.: «оседлать, чистить скребницей, вытирать фовель», означавшие «подло поступить, обнадежить и обмануть».

«Роман о Фовеле» состоит из двух книг, довольно сильно разнящихся по стилю. Первая датируется 1310 г., вторая – 1314. Автор второй, без сомнения, Жерве дю Бю. По словам Гастона Пари, похоже, что первую книгу написал другой автор. Она содержит четырнадцать шестистрочных строф, посвященных тамплиерам, десять из них, как кажется, были вставлены в первоначальный текст. Автор первой книги – это некий клирик, сильно заботящийся о привилегиях Церкви, не расположенный оправдывать Филиппа Красивого и Папу Климента V, тогда как тот человек, что делал вставки в его текст (между 1310 и 1314 гг.), всецело защищал интересы Филиппа Красивого. Этот тезис не имеет ничего общего с тезисом Лангфора, издавшего «Роман о Фовеле» и склонного приписывать авторство обеих книг одному человеку. Если та часть, где говорится о тамплиерах, является добавлением в текст – хотя ничто этого не доказывает, – это могло бы быть делом рук «человека ограниченного, который, как и многие другие, верил обвинениям, выдвинутым против тамплиеров». В любом случае «Роман о Фовеле» не может считаться памфлетом, инспирированным Филиппом Красивым: он не является частью «пропаганды в прессе», которая, по слухам, была организована приспешниками короля. (Примеч. авт.)

 

[39]Легист – знаток гражданского права, получивший образование в университетах Тулузы, Монпелье или Орлеана. С конца XIII в. легисты играли важную роль в окружении французских королей (особенно Филиппа IV). (Примеч. ред.)

 

[40]Элевсинские мистерии – в античной Греции ежегодные празднества в честь богинь Деметры и Персефоны. (Примеч. ред.)

 

[41]Симон де Монфор (ок. 1160–1218) – мелкий французский сеньор, возглавил крестовый поход против еретиков-альбигойцев Южной Франции; захватил герцогство Нарбоннское и графство Тулузское. (Примеч. ред.)

 

[42]Среди множества людей, приехавших к королю в Пуатье, отметим еще и графа Фландрского, Роберта Бетюнского, который явился, чтобы просить о пересмотре мирного договора, заключенного в Атис-сюр-Орж. Его сопровождало большое число депутатов, среди которых был Жан Брейдель. (Примеч. авт.)

 

[43]Раймунд Луллий, называемый «ученым-ясновидцем», был одновременно солдатом, миссионером и философом. Он умер мученической смертью, желая обратить арабов в другую веру. (Примеч. авт.)

 

[44]Histoire littéraire de la France, т. XXVI. (Примеч. авт.)

 

[45]Имеется в виду политика Бонифация VIII, враждебная Филиппу IV Красивому. (Примеч. ред.)

 

[46]Guiraud J. L'inquisition médiévale. Paris, 1928. (Примеч. авт.)

 

[47]Vacandard. L'Inquisision. Paris, 1907. Рекомендуется для прочтения тем, кто хочет создать полную картину деятельности инквизиции. (Примеч. авт.)

 

[48]Бернар Делисье (ум. ок. 1320) – монах, францисканец, непримиримый недруг ордена доминиканцев и инквизиции. Выступал с яркими проповедями во Франции и Италии, привлек на свою сторону многих знатных лиц и простой народ. В 1296 г. стал душой восстания в Каркассоне против инквизиции. Прибыв к королевскому двору с целью ходатайствовать перед королем за альбигойцев, открыто обвинил инквизицию. В 1303 г. Бернар присоединился к заговору, цель которого – организовать в Лангедоке мятеж против Филиппа IV Красивого. Был арестован и выдан Клименту V в 1307 г. (Примеч. ред.)

 

[49]Mollat. Templiers//Dictionnaire apologétique de la foi catholique. Paris, 1922. T. IV.

 

[50]Моисей наказал сынов Израиля за поклонение золотому тельцу, повелев каждому взять меч и убить ближнего своего. (Примеч. ред.)

 

[51]Levis-Mirepoix, duc de. Philippe le Bel. Paris, 1936.

 

[52]Битва при Куртре (8 июля 1302 г.) – сражение, в котором французские рыцари Филиппа IV потерпели полное поражение от городского ополчения Фландрии. (Примеч. ред.)

 

[53]Рельеф – денежная сумма, которую наследник умершего вассала выплачивал сеньору за право владеть фьефом. (Примеч. ред.)

 

[54]Ги де Дампьер – граф Фландрии в 1251–1305 гг.

 

[55]Целестин V (Пьетро дель Морроне) – итальянский монах-отшельник, известный своей святостью. В 1294 г. избран Папой Римским. Сознавая несоответствие папского сана с принципами отшельнической жизни, отрекся от папской тиары в том же 1294 г. Умер в заточении в неаполитанской крепости, куда его поместил его бывший советник и новый Папа, Бонифаций VIII, спустя восемнадцать месяцев после отречения. Бонифация VIII обвинили в том, что он его отравил. (Примеч. ред.)

 

[56]Антуан Арно (1612–1664) – французский богослов, доктор Сорбонны, защищал янсенистов от преследовавших иезуитов. (Примеч. ред.)

 

[57]Gebhart. L'Italie mystique. Paris, 1904.

 

[58]Godefroid de Bouillon. Bruxelles, 1943.

 

[59]Пулены (доел, жеребчики) – презрительное прозвище потомков крестоносцев, живших в христианских государствах Святой Земли. (Примеч. ред.)

 

[60]Gérard de Se de: «Les Templiers sont parmi nous», Paris, 1963. (Примеч. авт.)

 

[61]Жерар де Сед дает их исходные данные и даже приводит фоторепродукцию, те есть это не является государственным секретом. (Примеч. авт.)

 

[62]Gérard de Se de. Op. cit. (Примеч. авт.)

 

[63]Robert Charroux. Trésors du monde. Paris, 1962. (Примеч. авт.)

 

[64]Robert Charroux. Op. cit. (Примеч. авт.)

 

[65]Le procès Louis XVII, éd. Amiot-Dumont. Paris, 1955; Maurice Garçon. Louis XVII ou la fausse énigme. Paris, 1968.

 

[66]Регент до 1723 г., затем герцог дю Мэн (1723–1736), Луи-Анри де Бурбон-Конде (1736–1740), Луи-Фердинанд де Бурбон-Конти (1741–1776), и, наконец, Луи Эркюль Тимолеон де Коссе-Бриссак, который был губернатором Парижа и командующим швейцарской гвардией при Людовике XVI. (Примеч. авт.)

 

[67]Le miroir de l'histoire, 1963, p. 401.

 

[68]L'événement, n. de juin 1967, p. 84.

 

[69]Cf. Jacques Franju: «Le grand canular», éd. Seghers, 1963.

 

[70]Однако он являлся, пусть косвенным, потомком Филиппа Красивого: все упорно и называли его Капетом. (Примеч. авт.)

 

[71]Сравните исследования этих граффити, сделанные Теннелье в журнале «Archeologia», № 33 и 38. (Примеч. ред.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: