Рулевое управление служит для изменения направления движения троллейбуса. Состоит из:
- рулевого механизма.
- рулевого привода.
- гидроусилителя.
- привода гидроусилителя.
Рулевой механизм.
Служит для передачи усилия водителя на рулевой привод. Состоит из:
- рулевого колеса (руль).
- рулевой колонки.
- рулевого редуктора.
Рулевая колонка представляет собой полую стальную трубу, снаружи приварен кронштейн для крепления в кабине водителя, а внутри в шариковом подшипнике устанавливается вал. На концах вала имеется шлицевое соединение, в верхнем конце устанавливается рулевое колесо и закрепляется гайкой со шплинтом, а поверх них установлена кнопка звукового сигнала с поджатой пружиной и закрыта крышкой.
На нижнем конце вала в шлицевом соединении установлена карданная вилка, которая соединяется с другой такой же вилкой, закреплённой на входном валу рулевого редуктора.
Детали рулевого редуктора размещены в закрытом корпусе и для его нормальной работы, через масло-заливное отверстие во внутрь заливают смазку, а чтобы её сливать в нижней части есть сливное отверстие. Все эти отверстия плотно закрываются винтовыми пробками. Чтобы небыло утечки смазки все выходные отверстия уплотняются резиновыми сальниками.
|
|
Внутри корпуса рулевого редуктора расположены два вала, на входном валу нарезана винтовая канавка, в которую укладывается шарики в количестве 101 штуки, а на них устанавливается гайка-рейка, она может перекатываться по шарикам, двигаясь по всей длине винта. Один конец винта выведен наружу и на него одета карданная вилка, а с другого конца имеется регулировочная пробка, с её помощью можно отрегулировать вращение винта тем самым уменьшить люфт и заедания.
На выходном валу устанавливается зубчатый сектор, он входит в зацепление с гайкой-рейкой, которая так же имеет зубчатый сектор. На конце выходного вала, выведенным наружу, жёстко крепится рулевая сошка и фиксируется гайкой со шплинтом.
Принцип действия.
При повороте рулевого колеса, вращения через вал рулевой колонки и карданного соединения передаётся на входной вал рулевого редуктора, при этом гайка-рейка по шарикам начинает перекатываться вдоль винтовой канавки, в зависимости в какую сторону вращается рулевое колесо. Через зацепление зубьев с зубчатым сектором выходного вала поворачивает рулевую сошку. От своей середины рулевая сошка может откланяться в стороны на 38 градусов (или 2,5 оборота рулевого колеса).
Неисправности.
- Недопускается ослабление крепления деталей.
- Недопускается недостаток смазки в редукторе, пробой сальников или ослабление крепления пробок масленых горловин.
|
|
- Недопускается повышенный износ всех деталей.
Рулевой привод.
Служит для передачи усилия от рулевого механизма, через гидроусилитель, на передние управляемые колёса.
Состоит из 4 тяг и 5 рычагов:
- рулевая сошка.
- передняя продольная тяга.
- гидроусилитель.
- промежуточный рычаг.
- задняя продольная тяга.
- двуплечий рычаг.
- левая поперечная тяга.
- правая поперечная тяга.
- поворотные рычаги вилок цапф.
- привод гидроусилителя.
Рулевая тяга представляет собой полую металлическую трубу, в которую вставляется шаровой палец, он служит для соединения тяги с рычагом. Головка шарового пальца зажимается двумя сухарями и поджимается пружинами, а чтоб он легко мог поворачиваться внутри тяги, снаружи имеется маслёнка, через которую во внутрь закладывается смазка и закрывается пробкой. Чтобы смазка не вытекала, снизу устанавливается стальной щиток. На тяге кроме шаровых пальцев могут устанавливаться наконечники с отверстием.
На левой поперечной тяге кроме того имеется регулировочная гайка, с помощью которой можно изменять длину тяги, тем самым регулировать угол схождения колёс (от 4 до 6 мм). На рычагах соединения с тягами имеются отверстия, в них вставляется шаровой палец тяги, после чего на него наворачивается гайка со шплинтом, сами рычаги закрепляются следующим образом:
1. Рулевая сошка жёстко крепится на выходном валу рулевого редуктора.
2. Промежуточный рычаг шарнирно закреплён на кронштейне шасси кузова.
3. Двуплечий рычаг шарнирно крепится к кронштейну балки переднего моста.
4. Поворотные рычаги жёстко крепятся к нижнему ушку вилки цапфы.