Барабано-колодочный тормоз (БКТ)

 

Служит для рабочего торможения, а так же использоваться как стояночный тормоз. Имеет как пневматический так и механический приводы. Состоит из:

- тормозного барабана.

- двух тормозных колодок.

- растормаживающей пружиной.

- разжимного кулачка.

Тормозной барабан крепится к ступице и поэтому всегда вращается вместе с ней. Колодки закрепляются на суппорте через оси, снаружи заклёпками к ним крепятся бакелитовые накладки, они увеличивают силу трения и повышают эффективность торможения. На конце каждой колодки установлен ролик, с помощью растормаживающей пружины, закреплённой на специальных выступах колодок, ролики плотно поджаты к поверхности разжимного кулачка. Разжимной кулачок устанавливается на оси, которая проходит через суппорт и вращается в игольчатых подшипниках. На другом конце оси крепится тормозной рычаг, который крепится к вилке штока тормозного цилиндра. На рычаге имеется регулировочный винт, с его помощью можно регулировать угол поворота оси с разжимным кулачком, восстанавливая необходимый зазор между колодками

и тормозным барабаном, при износе бакелитовых накладок.

Принцип действия.

При включении БКТ, сжатый воздух поступает в тормозной цилиндр и отжимает его поршень со штоком. Шток выдвигается и поворачивает тормозной рычаг вместе с осью и разжимным кулачком. При повороте кулачка, ролики перекатываются по его поверхности и верхняя часть колодок разжимается, при этом прижимаясь ко внутренней стенке тормозного барабана и за счёт силы трения замедляют и останавливают его вращение. Чем сильнее водитель давит на тормозную педаль, тем сильнее поворачивается кулачок, интенсивнее прижимаются колодки к барабану, повышается тормозной момент.

После отпускания тормозной педали, сжатый воздух выходит из тормозного цилиндра, шток возвращается в исходное положение, при этом он поворачивает тормозной рычаг в обратную сторону вместе с осью и разжимным кулачком. Тормозные колодки под действием растормаживающей пружины, сжимаются освобождая барабан, происходит растормаживание.

 

Неисправности.

- недопускается износ бакелитовых накладок более 50 %. При меньшем износе допускается регулирование зазора.

- заедание осей.

- износ кулачка, роликов или внутренней стенки тормозного барабана.

- ослабление крепления деталей.

- ослабление или обрыв растормаживающей пружины.

 

 

Стояночный тормоз.

 

Служит для удержания троллейбуса в неподвижном состоянии, после его полной остановки. Рукоятка стояночного тормоза находится в кабине водителя, а привод выполняется только на БКТ задних колёс. В полу кабины устанавливается кронштейн с зубчатым сектором, через который проходит ось. Она вращается в подшипниках и на одном её конце жестко закрепляется рукоятка, а на другом конце тормозной рычаг. Он уходит вниз под пол кабины и к нему шарнирно через ось крепится тяги. Далее через систему тяг, валиков и рычагов усилие передаётся на тормозные рычаги задних БКТ.

Рукоятка стояночного тормоза внутри полая и через неё проходит стержень. Сверху на нём устанавливается ручка с кнопкой поджатая пружиной.

Нижний конец стержня упирается в коромысло, которое шарнирно через ось закрепляется на рукоятке и с другого его конца имеется стопор (выступ), который входит в зацепление с зубчатым сектором.

 

Принцип действия.

Чтобы привести в действие стояночный тормоз, водитель должен не отпуская тормозную педаль, взяться за ручку, нажать и удерживать кнопку. При этом кнопка надавливает на стержень, а он давит на упор коромысла, оно поворачивается и стопор выходит из-за зацепление с зубчатым сектором. Рукоятка теперь может свободно поворачиваться. Водитель тянет её вверх и на себя, вместе с рукояткой поворачивается ось с тормозным рычагом и это усилие передаётся дальше по системе тяг, валиков и рычагов на задние БКТ, происходит затормаживание. После этого водитель отпускает кнопку, стержень в рукоятке под действием пружины возвращается в исходное положение, поворачивая коромысло в обратную сторону, стопор вновь соединяется с зубчатым сектором, тем самым рукоятка фиксируется в неподвижном положении, а водитель отпускает тормозную педаль.

Чтобы снять стояночный тормоз, водитель должен сначала нажать на пусковую педаль на позицию «М», только после этого следует снова взяться за ручку стояночного тормоза и нажать на кнопку. При этом кнопка надавливает на стержень, а он давит на упор коромысла, оно поворачивается и стопор выходит из-за зацепление с зубчатым сектором. Рукоятка теперь может свободно поворачиваться. Водитель опускает её вниз и от себя, вместе с рукояткой поворачивается ось с тормозным рычагом, происходит растормаживание. После этого водитель отпускает кнопку, стержень в рукоятке под действием пружины возвращается в исходное положение, поворачивая коромысло в обратную сторону, стопор вновь соединяется с зубчатым сектором, тем самым рукоятка фиксируется в неподвижном положении.

Чтобы избежать откатывания троллейбуса следует ставить его на стояночный тормоз, не отпуская при этом тормозную педаль, а снимать со стояночного тормоза, при трогание с места следует только после нажатия на пусковую педаль.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: