2.2 Тормозные устройства буровых лебёдок
По назначению делятся на основные и вспомогательные.
Основные предназначены для остановки в конце движения. В качестве их используются ленточные фрикционные тормоза.
Вспомогательные – для длительного торможения с целью снижения скорости движения (для остановки не предназначены). К ним относятся гидродинамические и электромагнитные тормоза.
Включение и выключение тормозных устройств осуществляется посредством механического, пневматического или электроприводов, снабжённых ручным или дистанционным управлением. Последнее обеспечивает автоматическую остановку в аварийных ситуациях.
2.2.1. Основной ленточный тормоз буровых лебёдок
Предназначен для остановки и удержания на весу бурильной и обсадной колонн. Он также может подтормаживать спуск или подъём.
Требования, предъявляемые к нему:
1) должен удерживать в неподвижном состоянии колонну труб наибольшей массы,
2) должен обеспечивать регулирование тормозного момента и мягкую посадку колонны на стол ротора,
|
|
3) должен отключаться одновременно с включением привода лебёдки,
4) температура на поверхности трения должна быть < Тдоп материала тормозных накладок,
5) должно исключаться самопроизвольное торможение и растормаживание,
6) должны обеспечиваться: лёгкость управления, удобство осмотра, регулировки и ремонта узлов.
В буровых установках используются двухленточные тормоза (для дублирования и надёжности). Кинематическая схема и общий вид ленточного тормоза представлены на рис. 2 и 3. На рисунке 2 представлена схема лебёдки, расположенной под полом буровой. Тормозной рычаг связан с коленвалом посредством рычагов. Для оперативного торможения используется пневматическое управление. В лебёдках большой мощности добавляется аварийный пневмоцилиндр, который питается от баллона со сжатым воздухом. Балансир служит для выравнивания натяжения тормозных лент. Если Рисунок 2 – Кинематическая схема ленточного тормоза лебёдки
1 – тормозной рычаг; 2 – шкив тормозной; - 3 – барабан лебёдки; 4 – лента тормоза; 5 – коленчатый вал; 6 – кран управления; 7 – пневмоцилиндр; 8 – балансир; 9 –ось рычага; 10 – тяга; 11 – толкатель;
12 – башмак ленты; 13 – аварийный пневмоцилиндр; 14 – обратный клапан; 15 - баллон со сжатым воздухом.
Рис. 3. Общий вид ленточного тормоза буровой лебедки:
1 – рукоятка тормозного рычага; 2 — тормозной рычаг; 3 — колодка; 4 — фиксатор рычага; 5 — опора коленчатого вала; 6 — рычаги; 7 — вал коленчатый; 8 — пневмоцилиндр; 9 — пружина крепления ленты; 10 — опора балансире; 11 — балансир; I2 — контргайка; 13 — тяга; 14 — крепление ленты; 15 — лента тормозная; 16 — ролик поддерживающий
|
|
зазоры отрегулированы неодинаково, он поворачивается на оси и выравнивает натяжение лент. Пружины сжатия выбирают осевой зазор между балансиром и стаканом пружины, образующийся при растормаживании. Равномерность радиального зазора между тормозными накладками и шкивом регулируется опорными роликами 16 и пружинными оттяжками (на рисунках не показаны).
2.2.2. Вспомогательные тормоза буровых лебёдок
Вспомогательные (регулирующие) тормоза служат для уменьшения скорости спуска бурильных и обсадных колонн и поглощения части выделяющейся при этом энергии.
Регулирующие тормоза включают при спуске колонны только при достижении глубин 200—300 м.
Во время спуска колонн при подъеме ненагруженного элеватора тормоз должен отключаться.
При подъеме бурильной колонны регулирующие тормоза следует совсем отключать (для уменьшения их износа и облегчения спуска ненагруженного элеватора).
Регулирующий тормоз должен быть достаточно мощным, так как при спуске выделяется кратковременно большая мощность (иногда 2—5 МВт и более).
В качестве таких тормозов нашли применение гидродинамические и электрические тормоза ротационного типа.