Служба святому равноапостольному князю Владимиру

Служба святому равноапостольному князю Владимиру полна высокого и светлого восторга ее автора, что проявляется уже в стихирах. Веселится вечно светло сияющи гора Синайская, – вопиет преподобный Григорий в стихире на Господи, воззвах, – Моисейским освятившися законом... светло же сияя, веселится и радуется великий град твой, Василие. Не яко во мраце, но яко в Дусе Сына со Отцем видя в себе славима [775]. Какое дерзновенное сравнение града Киева с горою Синайскою и какое одновременно светлое богословие Святой Троицы! Это был воистину период великих дел и великих душ в новопросвещенном Христовою верою государстве!

Святого Владимира песнопевец сравнивает со святым апостолом Павлом и равноапостольным царем Константином, именуя его отцом российским, отцом духовным, указывая, что звание его – не от человек. Первый повинул ecи багряницу, приснопомнимый княже, волею Христу, Того познав Бога [776], – славословит князя Владимира песнопевец в хвалитных стихирах. И добавляет дальше: Не от человек звание приял ecи... приял же паче, славне, сие свыше, Владимире апостоле, от Христа Бога [777].

В Службе святому князю Владимиру имеется два канона. Первый канон Равноапостольному блаженный Григорий начинает с присущей ему широты исповедания веры. Собезначальное Слово Божие, – пишет он в первом тропаре 1-й песни этого канона, – иже древле четырем стихиам Творец и теми весь мир сотворивый, связанную страстьми душу мою разреши, яко да воспою ликуя славнаго князя Василиа [778]. Далее в каноне блаженный Григорий, сохраняя тот же возвышенный и одновременно светлый тон, просит послать светлость душам, чтобы достодолжно похвалити чуднаго князя Василиа [779].

В каноне проводятся высокие параллели с праведниками Ветхого Завета – здесь и Моисей, и Даниил, здесь воспоминание греха Адама; и опять дается образ горы, теперь уже в пророчестве великого Исаии. Здесь вновь превозносится престольный город. А в песни 8-й действительно уже не аллегорически восхваляется град Киев. Мати всех градов воистинну царства твоего град явися Киев, – пишет блаженный песнописец, – в немже Христос прежде со Отцем и Духом прославися, твоею праматерию и тобою блаженне, – и заключает тропарь: Идеже мужественное твое тело лежит светло в церкви Владычицы [780]. Здесь – важное свидетельство в пользу древности написания канона; здесь же знаменательно и воспоминание святой равноапостольной княгини Ольги.

Второй канон князю Владимиру написан на другой глас – и в другом ключе; в нем нет тех высоких подобий, что отмечаются в первом; одновременно с прославлением князя Владимира в нем подробно развивается идея Крещения Руси. В песни 4-й этого канона песнописец говорит: Чудо страшное и преславное и неизглаголанное совершает Владыка Христос: обновляет бо Божественным Крещением всю Российскую землю и просвещает князя Василиа [781].

Таким образом, в каноне Равноапостолу русскому повествуется о христианстве Киевской Руси, прославляется его предыстория, ублажаются и первые святые русские, канонизированные Церковью братья-страстотерпцы. В этих же канонах наряду с усердным восхвалением имени Живоначальной Троицы (что приведено выше) блаженный Григорий находит возможность изложить свое исповедание ДОГМАТА ВОПЛОЩЕНИЯ ХРИСТОВА.

В приведенном анализе Службы святому равноапостольному князю Владимиру очевидны все те особенности в творчестве преподобного Григория, о которых сказано выше. Это – большой духовный поэт, свободно владеющий церковно-славянской речью, пластично и образно выражающий высоту христианского учения, глубоко и правильно оценивающий период великой Киевской Руси, ее историю, ее великих деятелей и подвижников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: