Служба преподобному Феодосию Печерскому

Анализ другой Службы – преподобному Феодосию Печерскому – позволяет открыть много общего с тем, что присуще Службе святому равноапостольному князю Владимиру. Эта Служба – произведение высокоодаренного человека, который знает различия отдельных церковных песен и умеет придать наиболее ответственным из них высокую торжественность и победное звучание; напротив, там, где следует дать умеренный пафос повествования, проникновенно изложен дух Христовой Церкви.

Служба преподобному Феодосию Печерскому – более полная, чем святому князю Владимиру, содержит последование малой вечерни, хотя количество стихир на великой вечерни меньше, чем таковое в Службе равноапостольному князю Владимиру.

Стихиры на великой вечерни проникнуты высоким духом исповедания христианских догматов и имеют соответствующий творческий стиль. Высокое богословие сохраняет песнотворец и в литийных стихирах, ублажая преподобного Феодосия как того, кто Тройческую благодать прием и Господа самолично виде [782]. Здесь же говорится о преподобном авве как строителе верном обители Божией Матере, о составлении Ей храма, в немже поюще, молим [783]. Последние указания важны как имеющие отношение к историческим фактам.

Каноны преподобному Феодосию построены различно. Если первому присущи торжественность и употребление сопоставительных подобий, то во втором – более мягкое и ровное повествование. Оба канона начинаются обращением за помощью к святому, но каждое обращение не повторяет другого.

Уже в 1-й песни первого канона автором, как в Службе святому князю Владимиру, даются сравнения преподобного Феодосия с апостолом Павлом и пророком Иеремией, а далее – в песни 4-й – с житницей святого Иосифа[784].

Составителю канона очень дорог образ преподобного Феодосия как иерея Божия, приносящего Бескровную Жертву. Об этом он пишет в обоих канонах.

Вместе с тем преподобный Григорий как инок Печерской Лавры не может умолчать и о подвигах их аввы, основоположника их общего жития, и в песни 6-й первого канона с любовию исчисляет труды их отца. Подобяся ноги Умывшему Своим учеником, богомудре, – восклицает он с любовию, – воду черпати и на раму носити изволил ecи, и древа своима рукама принося и сеча, начальника трудов себе монахом показал ecи [785]. И наряду с этим беззаветная любовь к составителю их общего жития исторгает у автора признание его святости. Но творец канона нигде не забывает сказать и о высоких Таинствах христианских и свидетельствует, что святому авве Феодосию сшествоваше... всех Творца благодать Духа [786].

Характерно, что, также как и в Службе святому равноапостольному князю Владимиру, в Службе преподобному Феодосию утверждается высокая гражданственность эпохи Киевской Руси и превозносится сам престольный град Киев. В заключительной песни первого канона преподобный Григорий восклицает, обращаясь к Русской земле: Радуйся, земле Росская, приемши сокровище некрадомо от Господа, помощника велика богоблаженнаго и заступника тепла Феодосиа. И заканчивает тропарь: И с ликом постническим веселися и ты, начало граде Росский! [787]

Во втором каноне преподобный Григорий фиксирует внимание на создании Преподобным церкви Божией Матери; таким образом, устроение церкви Успения Богородицы является одним из ведущих, живых, насущных деланий в жизни созданного братства.

В заключение краткого анализа Службы необходимо отметить, что в Богородичнах своих канонов преподобный Григорий излагает исповедание ДОГМАТА ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ ХРИСТОВА. Иногда как подлинный служитель слова, как выразитель тех высот, которых в Киевский период достигло слово духовной литературы, он пишет: Воплощся от пречистых Твоих ложесн, Дево Пресвятая, Божие Слово, всем просвети богоразумия любовь [788]. Аналогичны и другие Богородичны разбираемых канонов, в которых наряду с точностью выражения догмата воплощения всегда имеется особо найденная глубина СЛОВА.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: