Преподобный Григорий Печерский

В песнотворческих трудах инока Григория, жившего в конце XI – начале XII века, кроме больших художественных достоинств, можно отметить и отраженные в них истины богословия. Реже других блаженный инок Григорий касается догмата Святой Троицы, но там, где делает это, – излагает его проникновенно и православно.

В Службе равноапостольному князю Владимиру инок Григорий обращается к прославляемому им князю:... Не яко во мраце, но яко в Дусе Сына со Отцем видя... славима [874]. Найденная форма выражения великого догмата так удовлетворяет песнописца, что в каноне он очень близко повторяет эту мысль: ...Разумно узрел ecи Христа со Отцем и Духом [875]; ты же в Троице познал ecи Бога, блаженне Василие [876].

С особой тщательностью и во многих песнопениях составленных им служб касается инок Григорий учения о вочеловечении Христовом. Чаще всего это находит место в Богородичнах канонов, однако и в других составленных им песнях песнописец излагает свои вдохновенные мысли по поводу этого спасительного таинства: Праотчи богоистканныя мя ризы враг душегубец обнажил есть, Иисус же безначальный явлейся плотию, очистив водою Духа, паки мне подаде ю [877]. Здесь подлинно вся глубина богословия подана в форме законченного художественного образа.

В Службе преподобному Феодосию Печерскому блаженный Григорий пишет: ...Христа непрестанно славословя, во двою существу единаго Бога, пострадавшаго плотию на Кресте, и Божеством безстрастна пребывша [878]. Инок Григорий находит, таким образом, возможность распространить свою богословствующую мысль и на те молитвословия, где обычно не принято касаться догматов церковных.

Так и в светильне Службы князю Владимиру он провозглашает: Во двою волю и естеству... во единой же Ипостаси раждаеши Бога неизреченно, нас ради обнищавшаго до распятия хотением [879].

В Богородичнах канонов богословие инока Григория всегда находит богатство выражений: Иже прежде денницы сый Слово Божие, человек нам явися, воплощся нас ради [880]. В каноне князю Владимиру он присовокупляет и идею Приснодевства Божией Матери: Проповедует о Тебе чудный Исаия Духом, Девою хотящу родити Христа без семене [881]. И в том же каноне ниже: Божия Слова... неопально во чреве Твоем приемши, родила ecи плотию [882]. Мысль эта печатлеется во втором каноне тому же святому: Бога, Дево, Ты родила ecи на земли... во единой Ипостаси, и во двою естеству [883].

Пресвятую Деву инок Григорий воспевает многократно и многообразно, используя свой талант: Облак Слова Ты ecи, Препетая, и свеща солнечная, колесница многоценная, девическое возвышение, горо тучная и усыренная, пребывавши Пречистая Дево Господоименита я[884]. И в другом каноне: Сень закона прейде рождеством Твоим, Богородице, благодати пришедши [885], – несколько видоизменяя догматик святого Иоанна Дамаскина.

От родов Тя всех избрал есть Бог превечный прежде век, – богословствует инок Григорий ниже в Службе святому князю Владимиру, – и в последния дни плоть прием от Тебе, совершен вкупе явися Бог и Человек, Приснодево [886].

Можно увеличить количество примеров, но и сказанного достаточно для основной проводимой нами мысли – наличия богословских идей в творчестве песнотворцев Киевского периода Русской Церкви.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: