Святитель Питирим Пермский

Необходимо остановиться на прекрасном произведении епископа Питирима – каноне святителю Алексию, который был известен до 1445 года (дата кончины епископа Питирима). Служба написана прекрасным языком, несет на себе печать человека, ведущего углубленную духовную жизнь, а также выявляет отчетливые качества богословской мысли.

Святитель Питирим особенно любит воспевать таинство Святой Троицы, к которому он обращается (без обозначения Троичных) в каждом третьем из тропарей песней своего 1-го канона на обретение мощей святителя Алексия 20 мая. Славословие Святой Троицы преосвященный Питирим связывает преимущественно с именем воспеваемого им Святителя: Троицу Лицы, Единицу же существом, проповедал ecи, святителю [901]; со Апостолы же и святители, и со Ангелы ликовствуя, Святей Троице предстоиши [902]. В Триех Ипостасех богоначальных, державу Отца, равнодетельна Сына, и Духа богословил ecи [903].

По духовному смирению своему преосвященный Питирим только в отдельных случаях разрешает себе славословие Святой Троицы, не относя его к прославляемому Святителю: В Триех Богоначальных Ипостасех, – пишет он в песни 9-й, – Един сый Бог славимый всегда, и Царство имея непременно [904]. Воспевание Святой Троицы имеет место и во втором каноне святителю Алексию, причем здесь преосвященный Питирим помещает славословие Троицы Бога в Богородичнах.

Догмат о воплощении Христовом преосвященный песнописец излагает преимущественно в Богородичнах обоих канонов, причем всегда находит новые емкие выражения для изъяснения таинства: Радости нам ходатаица явилася ecи, яко приемши исполнение всего Божества, Всенепорочная [905]. И ниже: Тайны Твоея глубина, Пречистая Богородице, Ангельския чины удивляет [906]. Безсеменно рождшая плотию ипостасное Слово Пребезначальнаго Отца, молися Ему, Богородице Всепетая [907].

Если принять, как думает Ф.Г. Спасский[908], что первый канон святителю Алексию на 12 февраля принадлежит также творчеству епископа Питирима, то здесь действительно останавливает внимание и прием, принятый при написании песней: все песни канона построены так, что каждый тропарь песни повторяет вначале первое слово первого тропаря; это создает прекрасное восприятие всего произведения в целом, а также краткость и изящность словесной формы[909].

Мы считаем весьма значительным тот факт, что в русской гимнографии – еще в первой половине XV века, при незаконченной борьбе с татаро-монголами – в недрах Православной Русской Церкви обретаются высокие шедевры церковного слова и духа, которые мы находим в песнотворчестве епископа Питирима.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: