К органическим причинам относятся нарушения анатомического строения речевого аппарата, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга, механическая помощь при родах.
К функциональным причинам действия, которых не приводят к изменению строения речевого аппарата, а нарушают его нормальную работу: истощаемость организма, постоянные и длительные заболевания, недоразвитие нервной системы.
Большое значение имеет время повреждения, объём поражения тканей и организма более выражен, чем раньше начинают действовать патогенные факторы.
1) в наиболее ранний период проявляется максимальная клеточная дисфункция, характер нарушения зависит от локализации в коре головного мозга и степени его распространения;
2) при локальных поражениях компенсация значительно выше, чем при деффицитарной функции, возникает на фоне общемозговой недостаточности;
3) интенсивность повреждения мозга.
При органических повреждениях в детском возрасте одновременно наблюдается недоразвитие других функций, связанных с психологией функций.
|
|
Социальные причины.
Социальные причины – это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно протекает в детстве и в юности, когда закладываются базовые ориентиры по усвоению социальных норм и отношений.
Неблагоприятное речевое социальное окружение может привести к появлению у ребёнка речевых расстройств.
Наиболее важное значение для ребёнка является семья. В дальнейшем он осваивает новую среду макросоциума (дошкольное учреждение, школьное, друзья). К 16 годам территория социальной среды увеличивается. Ребёнок начинает искать ту среду, которая для него становится наиболее комфортной, где его лучше понимают и с уважением относятся.
Социальные психологические причины, влияющие на нарушение развития речи:
1) неправильная речевая среда;
2) эмоциональная депривация;
3) неправильное воспитание ребёнка в семье: вседозволенность, авторитарность, требования к развитию, превышающие его возможности;
4) неправильное воспитание речи: говорить на языке ребёнка, усложнение, родители не обращают внимание на речевые проблемы ребёнка