double arrow

Сплачивающее начало. Американская нация – нация в чистом виде

По причине отсутствия сколько-нибудь укоренившихся феодальных институтов и традиций США стали, по сути, первой страной, где нация и национальное самосознание сложились относительно в чистом виде. Американский опыт воочию свидетельствует о том, что неотъемлемой особенностью процесса формирования современных наций и национального самосознания является изменение содержания и форм национально-этнических отношений. История свидетельствует о том, что независимо от системообразующих и формационных факторов, важнейшие компоненты национального сознания надолго сохраняют живучесть и дееспособность.

Особенности формирования национального самосознания в Америке:

1) Сроки: если европейским народам для формирования чувства национального самосознания и национальной идеи («национальной мечты»), национальной общности и форм управления понадобилось не одно столетие, то американцы смогли добиться этого в течение двух-трех поколений;

2) Селф-мэйд фактор: ес ли национальное сознание народов Европы культивировалось и поддерживалось королями и баронами, маршалами и адмиралами, прелатами и клиром, судьями и магистратами, то в США, как о том пишет известный американский историк Г. Коммейджер, оно стало «творением самого народа». Его творцами стали «фермеры, люди фронтира, рыбаки и охотники, юристы мелких городов, деревенские учителя и т.д.». Американское национальное сознание не насаждалось иностранными завоевателями, монархом, не опиралось на официальную церковь. Может быть, в том числе и поэтому одним из самых поразительных достижений Соединенных Штатов со времен Гражданской войны явился тот факт, что США - чуть ли не единственная страна в мире, где в течение многих десятилетий не просматриваются мало-мальски значительные проявления сепаратизма;

3) С чистого листа. В США не было тех специфических культурных и духовных элементов, которые давали бы основание характеризовать ее жителей как самобытную нацию (п о словам того же Г. Коммейджера, в Европе люди были связаны «вековыми традициями», «тысячами приверженностей», «тысячами прецедентов», «тысячами компромиссов» и «тысячами воспоминаний», американская же нация не знала «традиций, приверженностей или воспоминаний о прошлом»). Поэтому (повторимся) наиболее характерной особенностью складывания американской нации явилась иммиграция. Сошлемся еще раз на Г. Коммейджера, который по этому поводу, в частности, писал: «В то время как в Европе с ее вековыми традициями феодализма и национализма специфическое одержало победу над общим, в Америке, которая пришла к зрелости в период индустриальной революции и признавала мало традиций сильной местной приверженности, с которыми ей следовало бы порвать, общее одержало верх над специфическим».

Что связывает американскую нацию? - таким вопросом задавались лучшие умы Америки, и не только Америки. На этот вопрос, например, выдающийся французский мыслитель Алексис де Токвиль (автор трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840), который называют «одновременно лучшей книгой о демократии и лучшей книгой об Америке») отвечал лаконично: «Демократия». Но демократия, отмечал он, не может функционировать, не опираясь на религию и философию. В Америке, как полагал он,общество опирается на религию свободы и философию равенства.

Если иметь в виду, насколько различно по национальным и расовым традициям и природно-географическим условиям жизни американское общество, насколько оно с давних времен было свободно от официальной социальной иерархии, буквально одержимо идеей индивидуализма и прав личности, то, действительно, трудно представить, как оно вообще остается единым. Столь, казалось бы, разношерстная, атомарная цивилизация нашла свой специфический и, как показало время, эффективный раствор, сумевший сплотить, сцементировать нацию.

Сплачивающим началом для древних греков служили города-государства, римлян объединял порыв к завоеваниям и осознание своего исторического предназначения, средневековую Европу скрепляла религия, феодальную Индию - кастовый строй, для многих стран мира таким «цементом» являлась монархия, для Советского Союза – мессианская вера в непобедимое шествие коммунизма и миф о враждебном окружении и т.д. Вряд ли какой-нибудь из перечисленных факторов, служивших в качестве скрепляющего вещества для других народов, характерен для Соединенных Штатов. Ни феодальная иерархия, ни касты, ни монархия, ни государственная церковь, ни мистическая сила религии или революции не играли здесь особой роли.

Среди важных черт, цементирующих американское общество:

1) приверженность принципу индивидуализма – важнейший компонент «американской мечты», и блалгоприятные условия комфортного самовыражения индивидуализма; Весьма важную роль в процессе американизации иммигрантов, «в победе общего над специфическим» и, соответственно, самой идеи американской нации, сыграла концепция «границы» как одного из ключевых факторов в общественно-историческом развитии США. Как полагал известный американский историк Дж.Ф. Тернер, внесший наибольший вклад в разработку концепции «границы» в формировании общественно-политических институтов США, каждый шаг «границы» на запад отделял и отдалял все дальше Америку от Европы, и тем сильнее ощущалось ее влияние на общественное развитие, в процессе которого формировался американский «индивидуалист» со своими специфическими чертами: эгалитаризмом, прагматизмом, рационализмом, материалистическим взглядом на жизнь и т.д. Тернер подчеркивал, что «граница» служила своего рода умиротворите­лем всякого рода противоречий и конфликтов в американском обществе, включая и национальные.

Фре́дерик Дже́ксон Тёрнер - историк начала XX века. Наиболее известен как создатель оригинальной «теории границы», хотя и подвергшейся критике, оказавшей огромное влияние на американскую историографию и массовое сознание. В 1880-е года Тёрнер сформулировал концепцию фронтира в американской истории (см. Теория границы). Он полагал, что социальные институты, существующие в Соединённых Штатах, не были заимствованы из Европы, а появились в результате экспансии новых земель — взаимодействия с фронтиром. В различиях подобного взаимодействия с зоной освоения кроется разнообразие внутри американской нации, между тем имеющей множество сходств.Ещё при жизни Тёрнера его «теория границы» была разгромлена другими историками как монофакторная. Несмотря на это, тезис Тёрнера вошёл в сознание американцев и до сих пор существует в виде «исторического мифа»

2) идеал равенства перед законом. Человек осознаёт свою само и общественную ценность, но при этом реализует себя как личность;

3) известная терпимость, являющаяся одной из ипостасей традиции невмешательства – помогающая снять напряженность, предотвращать конфликты; внеличностный характер рыночного общества; деперсонифицированные отношения в нем; Следует особенно подчеркнуть, что экономическая революция в США, сопровождавшаяся идеей «равных возможностей для всех», содействовала трансформации религии, в частности, протестантизма. который подвергся секуляризации.Мощный индустриальный подъем способствовал утверждению «реализма науки» и «материализма индустриальной демократии», оказал суще­ственное влияние на философию, литературу, искусство, архитектуру страны. В итоге американское мировоззрение за сравнительно небольшой промежуток времени приобрело «секулярный и материалистический характер».

4) общее место работы и участие в едином рынке буквально всех национальных и этнических общностей; Об этом известный американский историк Д. Бурсин писал так: «Американцы обрели друг друга. Новая цивилизация нашла новые способы объединения людей – все реже с помощью убеждений или веры, традиций или территории, а чаще – с помощью общих усилий и общего опыта, организации повседневной жизни, характера самосознания. Теперь американцев больше объединяли их желания, чем их надежды, их объединяло то, что они делали и что они покупали, и то, как они всему учились... Людей разделяли не места жительства и не исторические корни, но предметы и представления, которые могли бы возникнуть где угодно и существовать везде». (Вооrstin О. Ор. ей. Р. 2).

5) поклонение общепринятым символам, образцам и народным героям, а также многое другое.

6) несомненно, что фактор многоэтничности сыграл немаловажную роль в становлении и развитии некоторых характерных черт американской нации и её характера. Например, то обстоятельство, что многие иммигранты бежали из Старого в Новый Свет от пут сословного принуждения, определило их крайне негативное отношение ко всем формам давления на человека, в том числе осуществляемого через иерархию и через группы давления. Европейские бунтари и изгои отдавали, естественно, предпочтение индивидуализму. Частная собственность, рыночные отношения лишь подчеркивали индивидуальные усилия и способность к индивидуальной соревновательности, впоследствии трансформировавшейся в закон конкуренции. Еще во времена Вашингтона и Франклина американцы подразделяли людей на перспективных и неперспективных (promising and unpromising men).Полиэтничность Америки, как утверждают психологи, сыграла свою роль и в том, что страна «подвергает свое население более резким контрастам и крутым переменам на протяжении жизни отдельного человека или поколения, чем это бывает с другими великими народами». Известный современный американский психолог Э. Эриксон, много размышлявший в своих трудах над проблемой идентичности американцев, утверждает, что, в частности, национальное разнообразие привело к развитию, казалось бы, несовместимых, «динамичных полярных качеств таких, как миграция и оседлость, оригинальность и шаблонность, религиозность и свободомыслие, ответственность и цинизм, и т.д.» Эриксон пишет, что большинство населения США «сталкивается в собственной жизни или в жизни ближайших родственников с альтернативами, представленными такими полюсами, как открытые пути иммиграции и ревниво охраняемые островки традиции; страстный интернационализм и вызывающий изоляционизм; неистовая конкуренция и доходящее до полного забвения собственных интересов сотрудничество - и множеством других полюсов»;

Следует также обратить внимание на еще одно весьма важное обстоятельство: Конституция США абсолютно «нейтральна» в вопросах расового и этнического происхождения, в ней вообще нет каких бы то ни было упоминаний об этнических особенностях состава населения страны. Специальные поправки к Конституции (XIII, XIV и XV) относительно гарантий предоставления расового равенства были связаны с ликвидацией в 1865 г. института рабовладения (хотя, как известно, на практике дискриминация черного населения осуществлялась вплоть до середины XX в.).

7) немаловажное значение имела и политика интеграции, проводившаяся отцами-основателями США буквально с первых дней создания нового американского государства. Национальное единообразие служило для них залогом национального единства, государственно-территориальной целостности. Недаром они целе­направленно противодействовали компактному расселению представителей отдельных этнических групп. Первый американский президент Дж. Вашингтон, Т.Джефферсон, Т. Пейн и некоторые другие выдающиеся деятели американской республики не без основания полагали, что когда-нибудь в будущем крупные эт­нические анклавы могут стать угрозой единству нации, претендуя на превращение в национальные административно-территориальные единицы со своими независимыми от федеральных властей органами управления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: