Институализация этнической модели

Со времён Войны за независимость (1775–1783) американцы рассматривают свою нацию как флагман человечества на пути к большей свободе личности, равенству и всеобщему счастью. Это сочетается с

федерализмом,

идеями равенства штатов и

первичности местного самоуправления, так что многие американцы отождествляют себя прежде всего с родными штатами и рассматривают нацию как единство во имя общих целей.

В момент возникновения США представление о нации включало расовые, половые и имущественные ограничения, в частности, негры-рабы из неё были исключены. От расизма пострадали и другие меньшинства: так, во время Второй мировой войны свыше ста тысяч американцев японской национальности былипомещены в концлагеря.

Ку-клукс-клан, ККК — ультраправая организация в США, отстаивавшая такие идеи, как превосходство белых, белый нацизм. С этой организацией связывают появление понятия Суд Линча. Основана в 1865 г. Глава – Натаниэль Форест. Главное – не допустить равенства белых и черных. Объектом террора являлись не только люди негроидной расы, но и белые республиканцы. Любой белый, прибывший с севера для работы среди чернокожих, подвергался нападениям со стороны террористов. Объединённая Комиссия по реконструкции сообщала о многочисленных фактах террора против белых, в частности, об убийствах солдат и офицеров федеральной армии. До 1880-х гг. – 130 тыс. человек.

Это внушающее страх тайное общество было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861–1865). Преступлениям членов ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой, но широко известной форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других — семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала верная смерть. Первый ку-клукс-клан процветал в 1860-х гг. на Юге США, но уже в начале 1870-х движение перестало существовать. Тогда же появились знаменитые белые костюмы, состоявшие из мантии, маски и конического головного убора, созданные специально для устрашения. Второй ку-клукс-клан был распространён на всей территории страны в начале и середине 1920-х. Он использовал те же костюмы и пароли, но ввёл новый символ — горящий крест. Третий ку-клукс-клан возник после Второй Мировой войны как реакция на движение за гражданские права меньшинств. Второй и третий ку-клукс-кланы выступали за придание особых прав потомкам первых граждан США, победивших в Войне за независимость. Все три организации имеют богатый послужной список террористических актов, хотя историки сомневаются в том, насколько широко руководство второго ку-клукс-клана поддерживало эту практику. В 1970-х годах Ку-клукс-клан пережил своё третье рождение. В промежутке между 1975 и 1979 годами численность организации выросла с 6,5 до 10 тысяч человек. 21 марта 1981 года в Мобиле, штат Алабама три члена "Объединенного клана Америки" линчевали 19-летнего афроамериканца Майкла Дональда. Судебное разбирательство продолжалось несколько лет, один из участников был казнён в 1997 году, остальные получили длительные тюремные сроки. В 1993 году«Невидимая империя» была распущена, но один из идеологов уже организовал своё подразделение Клана — «Белых конфедератов», хотя в них были считанные единицы членов движения. В настоящее время Ку-клукс-клан не образует единой организации, к нему относят себя небольшие группы активистов, сосредоточенные почти исключительно в южных штатах, но также приверженцы его действуют и в других странах.

Законы Джима Кроу — широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890 — 1964 годов. Эти законы стали известны как «Законы Джима Кроу» (Jim Crow laws), названные по имени комического персонажа.

Впервые имя Кроу появилось в песенке «Прыгай, Джим Кроу (англ.)русск.», спетой в 1828 году Томасом Райсом (Thomas D. Rice), эмигрантом из Англии, исполнявшим её с вымазанным жжёной пробкой лицом. Автором слов и сопутствующего танца явился безвестный чернокожий из Кентукки, песенка которого так понравилась Райсу, что он стал исполнять её сам. Благодаря злободневности, она стала популярной, в том числе войдя в число обязательных номеров уличных музыкантов, а имя стало нарицательным для обозначения бедно одетого неграмотного чернокожего. Затем появились уличные пьесы, в которых «Джим Кроу» выступал в паре с «Зип Куном» (Zip Coon, что-то вроде «Ловкого Ниггера») — пышно одетым чернокожим, который более успешно «приспособился» к белой культуре.

Началом эпохи «Законов Джима Кроу» принято считать 1890 год, когда в Луизиане была введена расовая сегрегация на железной дороге. К 1915 году в каждом южном штате были приняты законы, которые устанавливали сегрегацию в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. В судах было две Библии, одна из которых предназначалась для принесения присяги чёрными. Существовали ограничения, связанные с участием в голосовании: избирательный налог и тест на грамотность, которые относились только к чернокожим. Тест на грамотность представлял собой чтение всего текста Конституции США и Декларации независимости наизусть. В результате этого на выборах 1900 года в Алабаме из 181 500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Зачинательницей движения за права чернокожих граждан США является Розп Ли Паркс.

Во время автобусной поездки 1 декабря 1955 года в городе Монтгомери, штат Алабама, Роза отказалась по требованию водителя Джеймса Блейка уступить своё место белому пассажиру в секции автобуса для цветных после того, как все места в секции для белых были заняты. Подобные отказы уже случались: Байард Растин в 1942 году, Ирен Морган в 1946 году и Сара Луиза Киз в 1955-м также сопротивлялись сегрегации в общественном транспорте, чем добились положительных вердиктов Верховного Суда и Межштатной Коммерческой Комиссии, распространявшихся на автобусные перевозки между штатами. Однако в отличие от этих единичных актов гражданского неповиновения, общественная реакция на арест Паркс привела к бойкоту автобусных линий города. Действия участников бойкота превратили Розу Паркс в международный символ сопротивления расовой сегрегации и принесли национальную известность лидеру бойкота, Мартину Лютеру Кингу, сделав его важнейшей фигурой в движении за гражданские права. Бойкот длился 381 день. В 1956 году Верховный суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением Конституции. С 1965 до 1988 гг. она служила секретарем в приёмной афроамериканского конгрессмена Джона Коньерса. Кроме того, в 1960-х годах она участвовала в маршах от Сельмы до Монтгомери и общалась с Малкольмом Икс, которого считала личным героем. Оставаясь сторонницей ненасильственного сопротивления, она сотрудничала с леворадикальными организациями Лига революционных чёрных рабочих и Республика Новая Африка в вопросах борьбы с полицейским насилием; в 1970-х годах активно занималась кампаниями за освобождение афроамериканских политических заключённых. В последующие годы Роза Паркс удостоилась ряда наград и почестей, от медали им. Спрингарна (1979) до статуи в Национальном скульптурном зале Капитолия.

Э ффективные законы, запрещающие расовую дискриминацию, были приняты только в начале 1960-х

В 1957 – 1968 гг. были приняты законы о гражданских правах, запретившие расовую сегрегацию и дискриминацию:

при расселении,

в местах общественного пользования,

при найме жилья и на работу,

в области образования, здравоохранения и избирательных прав.

В целом они покончили с системой джимкроуизма на Юге. В результате этих и других связанных с их осуществлением мер в 70-80- -х годах наблюдался значительный рост слоя зажиточных афроамериканцев, который в американской прессе и научной литературе называют черным средним классом.

После 60-х годов можно говорить о набирающем темп процессе институционализации американской этнической модели, характерными особенностями которой становятся:

1) интеграция расовых и этнических элементов в единую американскую нацию ( хотя в ней остаются отдельные группы, не «растворенные» в американском «котле»);

2) отказ от этнического федерализма и, соответственно, от формализованного этнического политического представительства;

3) приоритет индивидуальных прав над групповыми;

4) дальнейшее внедрение английского одноязычия в общественно-политическую жизнь;

5)сохранение этнических институтов в качестве элементов гражданского общества, и т.д.

Данная интеграция проявила себя и в художественной, музыкальной культуре (графитти, хип-хоп, брэйк-данс).

Почему данные изменения стали возможными? В ответ на конкретные процессы.

В 60-70-е годы резко меняется этническая ситуация в стране. С углублением социальных противоречий активизируется борьба этнических групп и национальных меньшинств за гражданские права,' против дискриминации. Движение афро-американцев, выступления индейцев, пуэрториканцев и других на­циональных меньшинств, которые в тот период приобрели массовый характер, вызвали к жизни рост этнического самосознания. Разраставшееся движение за гражданские права требовало от властей немедленного реагирования. В таких условиях они пошли по пути распространения на черных и других небелых американцев испытанной в свое время на белых иммигрантских группах тактики институционализации массового протеста путем кооптации выдвинутых им лидеров в систему и интеграции его требований в политическое русло. Новая тактика отводила важную роль программам «позитивных действий».

Принцип «позитивных действий» ведет свое начало от указа президента Дж. Кеннеди (№ 10 925 от 1961 г.), который налагал запрет на расовую, национальную и религиозную дискриминацию при найме в компании, выполняющие работу по федеральным контрактам. Закон требовал от федеральных подрядчиков принятия «позитивных мер для предотвращения подобной дискриминации». (О программах позитивных действий см.: Червонная С.А. Этнический фактор и политической системе // Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000. С. 271-272).

Введение принципа «позитивных мер» требовало от компаний – государственных подрядчиков принятия специальных мер по привлечению, найму и продвижению обладавших необходимой квалификацией представителей групп, ранее подвергавшихся дискриминации. Начавшись как временная и ограниченная по своим масштабам мера, она постепенно охватывала все более широкий круг расово-этнических групп, включала в свою орбиту все новые и новые категории населения. Специальная инструкция Министерства труда 1968 г, определяла «позитивные действия» как систему«определенных целей по увеличению найма «негров», «азиатов», «американских индейцев», «испаноязычных», и «сроков», устанавливаемых для достижения этих «целей». Программы впоследствии получили дальнейшее распространение не только при найме на работу в частном секторе, но и при поступлении в высшие учебные заведения, при подборе преподавательских кадров, в профсоюзах, на государственной службе. К концу 90-х годов они стали поистине интегральной частью американской системы. Как пишет исследователь в области этнических процессов в США С.А. Червонная, в отношении многих расово-этнических групп (например, кубинцев, послевоенных азиатских иммигрантов) «невозможно говорить о какой-либо исторической дискриминации, последствия которой следует компенсировать. А такая статистическая категория, как «испано-язычные», вообще не представляет собой единой группы, а включает выходцев из многих стран с различной историей пребывания в США».

Существенные сдвиги в менталитете миллионов американцев «узаконил» Акт Конгресса об учебных программах по этническим культурам (1974г.).

Следующий этап.В 80-90-е годы в стране была осуществлена целая система мероприятий, основанных на учете расово-этнической принадлежности: практика: 1) назначения представителей расово-этнических групп на высшие государственные посты;

2) ряд мер, направленных на обеспечение политического представительства этих групп;

3) пересмотр содержания некоторых школьных и университетских дисциплин и программ, цель которых состоит в отражении исторического и культурного вклада основных расово-этнических групп;

4) увеличение возможностей представителей языковых меньшинств использовать родной язык при обучении и в общественно-политической жизни и т.д.

На основании этих и некоторых других действий американских властей, свидетельствующих о целенаправленной государственной политике, можно констатировать, что к концу XX в. Соединенные Штаты в значительной степени продвинулись вперед по пути радикализации либерального подхода к проблеме обеспечения прав расово-этнических групп.

Указанная тенденция, вместе с тем, не исключает использования нелегальной дискриминационной практики и никак не свидетельствует о существовании некой идиллической картины, характеризующей расовые отношения в США в наше время. Как пишет профессор Калифорнийского университета (Санта Круз) М. Браун, за последние 20 лет разрыв в оплате труда между белым и небелым населением США не только не уменьшился, но значительно увеличился, то же можно сказать и в отношении безработицы – за эти годы число безработных среди небелых увеличилось в два раза. Автор аргументировано доказывает в полемике со своими оппонентами, что дискриминация осуществляется не по классовому, а по расовому признаку.

К началу XXI века значительный политический вес в стране получили движения англосаксонских протестантских националистов, выступавшие за ограничение иммиграции и стимулирование ассимиляции иммигрантов. Их противовесом стало Американское прогрессивное движение, поддерживавшее либеральный национализм, который до сих пор является важным элементом внутренней политики.

1992 г. Лос-Анджелес. Кровавые события в Лос-Анджелесе в апреле — мае 1992 года развернувшиеся после того, как коллегия присяжных, полностью состоявшая из белокожих граждан, оправдала четверых полицейских, избивших чёрнокожего Р. Кинга. После того как решение суда штата было обнародовано, в Лос-Анджелесе начались волнения вылившиеся в погромы и нападения на белокожих граждан, в ходе которых погибло 53 человека, было сожжено около 1100 домов, общий ущерб причинённый городу составил более 1,5 млрд долларов США. Помимо полиции штата в подавлении выступления участвовали и вооружённые силы США (армия, морская пехота и национальная гвардия). После жестокого подавления выступления граждан США состоялись демонстрации протеста в городах Атланта, Лас-Вегас, Сан-Франциско, Майами и Сиэтл, некоторые из них также сопровождались насилием по отношению к протестующим.

2014 г. Демонстрации и беспорядки, начавшиеся 9 августа 2014 года, в городке Фергюсон в американском штате Миссури. Причиной стал инцидент, в котором 18-летний безоружный чернокожий по имени Майкл Браун был застрелен 28-летним белокожим местным полицейским Дарреллом Уилсоном во время попытки ареста. Большинство участников волнений являются членами местной афроамериканской общины. Беспорядки начались в значительной степени благодаря Twitter и социальным сетям, после того, как прошло сообщение, что Браун был убит, несмотря на то, что поднял руки вверх, то есть на расовой почве. Накал страстей в значительной степени спал после нескольких дней, но ситуация вновь обострилась после того, как 24 ноября 2014 года суд присяжных отказался предъявлять обвинение Дарреллу Уилсону за отсутствием состава преступления. Акции протеста прошли также и в других городах США. Беспорядки окончились 2 декабря того же года.

2015 г.Демонстрации и беспорядки, начавшиеся 25 апреля 2015 года, в городе Балтимор в американском штате Мэриленд. Причиной стала смерть 26-летнего чернокожего американца Фредди Грея, который скончался от травм, полученных после ареста полицией. Для наведения порядка в Балтимор были направлены подразделения Национальной гвардии США. Пострадало около 100 полицейских, было арестовано более 200 человек. Волнения также охватили другие города США.

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

Термин «мультикультурализм» появился в конце 80~х годов и поначалу обозначал не более чем уважение большинства к меньшинству, равный статус различных культурных традиций. Под знамена мультикультурализма вместе с деятелями антирасистских, антинационалистических организаций вставали феминистки, представители левой интеллигенции. Мультикультурализм стал лозунгом всех, кто испытывает ужас от исчезновения в «американской культуре» и кто воспринимает подгонку под «шаблон американского образа жизни» как угрозу индивидуальной свободе, «Мы находим американскую культуру настолько разнообразной, что не уверены, какие, собственно, ценности следует считать "американскими ", - под таким заявлением преподавателей Калифорнийского университета, наверно, подписалось бы большинство приверженцев идей мультикультурализма в 90-е годы.

Что же представляет собой "мультикулътурализм" - термин, получивший достаточно широкое хождение в западной, и уже не только в западной, литературе.

Американский либеральный историк и публицист Р. Бернстайн считает это явление не поддающимся определению: "Мультикультурализм" определенно - понятие неопределенное»46. Однако далеко не все исследователи разделяют неопределенность в отношении этого явления. Другой либеральный историк А. Шлезинджер-младший считает «Мультикультурализм» идеологией, суть которой состоит в том, чтобы заменить общественные идеалы «ассимиляции - фрагментацией, интеграции - сепаратизмом»47. А. Шлезинджера, А. Блума и не­которых других исследователей в концепции мультикультурализма страшит фрагментарность, сепаратизм, посягающие на аме­риканскую традицию и связанные с ней ценности. «Вся концепция культурного многообразия. - пишет А. Блум, - укрепляет групповщину, кроме того она способствует распаду прав личности, провозглашенных Декларацией независимости.

С точки зрения американского исследователя либерального направления М. Линда, Мультикультурализм – идеология левых сил, исходящая из того, что США является нацией наций, «федерацией национальностей или культур, имеющих общее правительство». Иную оценку мультикультурализма содержит, например, доклад ЮНЕСКО 1989 г., согласно которому его целью является «формирование плюрализма вокруг социальной сплоченности и приверженности стержневым ценностям».

Проблема американского мультикультурализма в последнее время находит место и на страницах нашей печати. Немалый вклад в ее осмысление вносят историки Центра исследований по консерватизму при Пермском государственном университете. Г.А. Янковская так определяет этот феномен: «В широком значении Мультикультурализм выступает синонимом разнообразия нормативной культуры. В более узком смысле этот термин означает выпячивание расовых особенностей, национальных ценностей в противовес ценностям интегративным, надэтническим, общеамериканским».

Другой пермский историк А.А. Борисов в исследовании «Американские консерваторы и Мультикультурализм» из реакции консерваторов на культурный плюрализм пытается выявить определенные черты самого мультикультурализма, причем не только американского:

1) мультикультурализм как явление характерно для мультиэтнических государств, бывших некогда метрополиями, центрами огромных империй, и переживших их распад. Для США прошлое метрополии вполне компенсируется доктриной «общества иммигрантов», что лишь усугубляет проблему;

2) мультикультурализм характерен для экономически развитых государств Запада. Вместе с тем высокий уровень экономического развития одновременно является и фактором сдерживания мультикультурализма в умеренных рамках;

3) менталитет этнических групп и национальных меньшинств, населяющих страны, для которых характерен мультикультурализм, «оторван от корней», и идентичность личности размыта в универсалистских понятиях;

4) для развития мультикультурализма в полную силу необходимо, чтобы этнические группы и национальные меньшинства отстаивали свои права в различных сферах общества, имели достаточно средств для проведения крупномасштабных политических кампаний.

 

Касательно мультикультурализма, то, Наряду с естественной ассимиляцией, происходившей в результате тесного взаимодействия различных этнических групп и культур, а также миграции народов, были предприняты попытки их насильственной ассимиляции в целях создания в возможно кратчайший срок сплоченной американской нации, «Единой Америки», что, естественно, наталкивалось на многочисленные трудности, ибо в среде иммигрантов и национальных меньшинств всегда было стремление к сохранению своей идентичности, индивидуальности. Из-за этого давления в результате в этнонациональном развитии США наметилось ослабление интеграционных тенденций, что стало особенно заметно в 60-70-х годах.

Активизация борьбы этнических групп и национальных меньшинств за гражданские нрава, против любых видов эксплуатации, вызвавшая рост этнического самосознания, приводит к интенсивному изучению «этнического феномена». Усиление интереса в американском обществе к этническим проблемам способствует появлению ряда исследовательских центров и периодических изданий, разработке специальных программ и привлечению к ним широкого круга историков, социологов, психологов, политологов, социолингвистов, представителей других смежных дисциплин.

Наступает новый этап в развитии исследования этничности в США, сопровождающийся жаркими спорами, бурными дебатами и конфликтами. За, казалось бы, чисто академической полемикой по проблемам культурного плюрализма, по сути дела, стоит вопрос о будущем многоэтничной Америки. В стране начинается поиск преимущественно в направлении «плюрализма» новой теоретической парадигмы, если не замещающей теорию «плавильного котла», то, по крайней мере, отодвигающей ее несколько в сторону41.

Америка переживает подлинную тягу к истокам и корням. У людей, доселе не интересовавшихся своей родословной, возникает интерес к предкам, семейным архивам, пожелтевшим фотографиям, различным реликвиям, напоминающим пра-родину, рецептам национальных блюд и т.д.

Со сменой поколений, произошедшей в этот период, случилось то, что некогда американский исследователь по проблемам иммиграции М. Хансен назвал законом «третьего поколения»: «То, что сын хотел бы забыть, внук желает вспомнить». По мнению Хансена, именно «третье колено» иммигрантов в достаточной мере ощущает себя американцами, чтобы позволить себе такую роскошь, как реконструкцию этнического прошлого (См.: Высоцкая Н.А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США // Американский характер. Очерки культуры США. Тра­диции в культуре. М., 1998. С. 320.). Интересен в этом отношении подготовленный в рамках переписи населения США 1990 г. специальный доклад об этническом происхождении. На вопрос: «Каково Ваше этническое происхождение?» лишь 5% опрошенных ответили «американец». Остальные отнесли себя к одной из определенных переписью 215 этнических групп (См.: Червонная С.А. Указ. соч. С. 260).

В наши дни США, как и некоторые другие страны (Австралия, Канада, и др.), мультикультурным, исходя из того, что оно состоит из многих культурных групп, различных по национальному происхождению, религии, традициям и т.д. Одновременно мультикультурологические тенденции находят свое выражение, и даже набирают силу, и в странах Европейского союза, таких, как Великобритания, Германия, Франция. Мультикультурализм, превратившийся во влиятельное идейно-политическое течение и оспаривающий традиционные приоритеты американской государственности и культуры, актуален и в России, в которой нетрудно обнаружить элементы Мультикультурализм, еще, правда, находящиеся в стадии осмысления нашей наукой. Можно сказать, что наместо монолитно-национального проекта с его установкой на культурную унификацию с помощью жесткой ассимиляции официальной доктриной многих обществ становится мультикультурный проект.

Перед американским обществом начала XX в. вновь стоит грандиозная задача интеграции, требующая не меньших (а, может быть, и больших) усилий, чем та, которую стране пришлось решать в прошлом столетии. «Новые» иммигранты, чей неиссякаемый поток продолжает вливаться в «старую» Америку, умножают многообразие и усложняют проблемы, стоящие перед ва­шингтонской администрацией.

Тема единства стала лейтмотивом выступлений ведущих политиков страны, вновь ставящих на повестку дня решение монументальной задачи национального сплочения американского полиэтнического общества. Об этом многократно говорил Клинтон в 1997-2000 гг. Знаменательно, что призыв к национальному единству содержится и в последнем в XX столетии обращении президента США к своему народу. В нем, в частности, говорится: «Независимо от того, прибыли ли наши предки сюда среди первых поселенцев на корабле «Мэйфлауэр» или на кораблях, везших в своих трюмах черных рабов, были ли они в числе иммигрантов, сходивших на берег Эллис Айленда или Лос-Анджелеса, приехали ли они совсем недавно или обитают на этой земле уже тысячи лет - величайший вызов на пороге следующего столетия это найти путь к тому, чтобы стать Единой Америкой».

Поиск современными Соединенными Штатами своей идентичности, познание ими собственной внутренней природы является противоречивым, неоднозначным процессом. На этом пути американцам предстоит переосмыслить многое из того, что казалось до недавнего времени незыблемым и непоколебимым, отказаться от множества стереотипов и предрассудков. Только в этом случае возможно поддержание внутреннего единства и, стало быть, «американской мечты». Будущее мультикультурализма – в нахождении верного соотношения между «единым» и «множествами» в практике и теории американской (как и любой иной мно­гоэтнической) культуры, в опоре на демократические ценности, которые объединяют американцев независимо от их расового и этнического происхождения.

Следует в заключение заметить, что в отличие от США и большинства других быстро глобализирующихся стран, Европа близка сегодня к выработке собственного подхода к формированию и развитию мультикультурной общественной среды. Сравнивая американскую практику с предпринимаемыми усилиями европейцев, некоторые исследователи предпочитают противопо­ставлять их как примеры «негативного» (США) и «позитивного» (Европа) мультикультурализма. Позитивный характер европей­ского варианта связывается с тем, что проповедуемое единство континента основывается на равновесии культурных, политиче­ских и территориальных факторов54. Однако достоинства и недо­статки той или иной модели мультикультурализма - тема особая, выходящая за рамки данной статьи.

 

Как бы то ни было, осознанная или неосознанная национальная идея во многом представляет собой важный импульс в жизни любого народа. Его историческому существованию сопутствует широко разделяемая органическая система ценностей, верований, убеждений. В этом смысле пример Соединенных Штатов показателен: американцы составляют единую нацию, несмотря на то, что в этническом отношении представляют собой пестрый конгломерат выходцев из всех уголков Земного шара. Этот опыт может оказаться весьма полезным для сегодняшней России, пе­реживающей (в который раз!) смутное время. Только вера в свою историческую «идею» способна дать народу силы для пре­одоления трудностей и препятствий на его пути. Именно в этом и состоит главное значение «американской мечты», и не только для Америки.

.

Ярким примером национальной традиции, поддерживаемой всеми этническими группами, является ежегодно отмечаемый День благодарения[69]. Он представляет собой торжество в честь мифологического события, которое изображает Америку прибежищем для искавших свободы иммигрантов и плодородной землёй, где разные культуры могут сосуществовать в мире.

 

 

Как американский (Сан-Франциско) экскурсовод, работавший с богатыми, знаменитыми и со многими позже убитыми туристами из России, тезис Латыниной я от них выслушивала раз за разом: «В начале XX века Россия и Америка были вполне сопоставимы — это были две молодые, богатые природой и людьми страны с быстро развивающейся экономикой и хорошим научно-технологическим бэкграундом. Но к началу XXI века мы заплатили за коммунизм, ГУЛАГ — тотальным, позорным, несопоставимым отставанием».

На эту же тему живописный (неужели еще жив?) Игорь Коломойский, стоя на Union Square в Сан Франциско, высказался: «Америка – такая молодая страна и как нас обошла!»

Умные, знаменитые и образованные российские туристы постоянно произносили это, не желая понять, что сравнивать и уравнивать Россию с Великобританией, Россию с Америкой – глупость.

Иван Грозный в этом заблуждении даже посватался к английской королеве Елизавете в 1562 году, а получив отказ (та удивилась, что женатый человек сватается), в сохранившемся послании обозвал ее «пошлой девкой».

Взаимопонимание между Россией и Англией, Россией и Америкой, от сватовства к оскорблениям, до сих пор находится на том же уровне.

При чем тут Англия и при чем Елизавета?

Да при том, что Америка зарождалась, строилась и развивалась как ЧАСТЬ Елизаветинской АНГЛИИ. Первая (исчезнувшая) АНГЛИЙСКАЯ КОЛОНИЯ Roanoke была создана в 1585 по инициативе Елизаветы, на ее деньги и под ее протекцией, и первый ребенок, рожденный там, был назван Вирджинией в честь Елизаветы, королевы девственницы (Virgin).

Первая сохранившаяся американская АНГЛИЙСКАЯ колония Jamestown, штат Virginia (Девственница) была основана в 1607 году. На 400-летие ее открытия приезжала в США английская королева Елизавета II. Где тут молодая страна?

В момент юридического, по экономическим причинам, отделения американских колоний от Англии (не хотели платить налоги без представительства) в 1776 году – население английских колоний в Америке составляло 2.5 миллиона человек, треть населения самой Англии. Страна была очень населенная и развитая по тем временам.

Библейский завет «Плодитесь и размножайтесь» воспринимался как религиозный долг и, несмотря на большую смертность колонистов вначале, население росло невероятно быстро, но не за счет, как это принято считать, эмиграции. Семья в американских колониях часто состояла из мужа и последовательно трех жен (первые две обычно умирали в родах). В семье Бенджамина Франклина было 24 ребенка.

Но главное – в этой Америке была абсолютно уникальная ментальность и мораль населения. Это то, чего напрочь не знают и не понимают россияне, воюющие с фантомом Америки, существующим только в их и российской прессы больном воображении. Они воюют с фантомом, который к реальной стране США никакого отношения не имеет.

Чтобы понять Америку, надо увидеть момент коронации в 1558 году, когда молодая Елизавета всходила на трон и глаза всей Англии были направлены на то, какую Библию она держала в руках: католическую на латыни или протестантскую на английском. Ее Библия была протестантской.

Чтобы понять Америку, надо понять чудовищные религиозные войны — сплошную Варфоломеевскую ночь между католиками и протестантами, терзавшую Европу. Католическая церковь насмерть боролась с реформацией, упразднявшей институт церкви и позволявшей человеку самостоятельно общаться с Богом и быть ответственным перед Богом через Библию. Католический священник, интерпретировавший латинскую библию, становился не нужен.

Человек, переведший Библию на английский, William Tyndale, был удавлен и сожжен на костре как еретик, а за владение английской Библией наказывали смертной казнью.

Но наступила эпоха Елизаветы, печатного станка, и уже каждая семья могла читать Библию на английском. Вокруг Библии собирались фанаты, которые хотели строить Новый Иерусалим, Новый Израиль, создать праведное общество, которое будет жить по библейским заповедям. Они мечтали о религиозной свободе. А здесь появляется Новая Земля — Америка. И не ради золота ехали туда первые колонисты, а ради праведной жизни по Библии. Почитайте «Scarlet Letter” N. Hawthorn.

Россияне в оправдание своего бандитизма кивают на Америку, утверждая, что Америку создали бандиты, Дикий Запад времен Золотой Лихорадки. Бред от незнания американской истории, от смотрения голливудских вестернов. Дикий Запад (Тихоокеанский Запад Америки, в отличие от Атлантического Восточного Побережья с его пуританскими штатами) случится на пару столетий позже, уже во время освоения Калифорнии. Бандиты действительно приедут за золотом, но только через 200 лет, в основном, из Европы.

Америка же начиналась с пуританской морали, с ежедневного чтения Библии утром и на ночь и по воскресеньям в церкви.

Это и есть основная причина, по которой сопоставлять Америку и Россию бессмысленно, и даже вдвойне. Лесков как-то сказал, что христианство в России не было проповедано. Трудно проповедовать христианство безграмотным. Христианство – это Библия, и не читающий, а только слушающий часто полуграмотного священника христианин очень поверхностен. Это мексиканский преступник, который идет грабить на дорогу, крестясь на икону Гваделупской Божьей Матери.

В Англии в период начала правления Елизаветы 30% мужчин были грамотны, а с распространением протестантизма непосредственное чтение Библии (ранее резко ограниченное латынью) стало религиозным долгом. Религиозным долгом стала грамотность.

Более, чем через 300 лет, в 1898 году, в России среди рекрутируемых в армию грамотных было только 10%. Как человек, преподававший не в элитной математической, а в школе рабочего Невского района Ленинграда, могу сказать, что там в 1974 году половина семиклассников читать не умела.

Осваивать Америку ехали почти поголовно грамотные, преданные до фанатизма Библии люди. Мы говорим про 1600-е годы. Это была не страна в обычном понимании. Вся Америка была the book club вокруг Библии, где люди учились морали каждый день. Города строились вокруг протестантских (были и другие) религиозных общин, где люди выверяли по Библии свое поведение, поведение друг друга и свои решения. Это была страна, где все цитировали Библию и где она лежала в каждой маленькой гостинице в тумбочке, и где любой президент и претендент начинал свою речь цитатой из Библии и ею заканчивал. Знание Библии было обязательным условием при найме на должность.

В этой самой Библии сказано: «Праведные нации поднимутся». Эмигрантам из Союза, приехавшим в 70-80 годы, еще удалось увидеть библейскую праведную Америку, где дома никогда не закрывались, где люди оставляли ключи зажигания в дорогих машинах и уходили по магазинам, Америку, где всем верили на слово и не требовали документов.

Рай – это не богатая природой страна, не климат. Это поведение людей, которые тебя окружают. Честное, Библией выверенное поведение людей создало в Америке уникальную атмосферу для развития бизнеса. Многотысячные сделки между незнакомыми людьми, скорость оборота денег, которые никто не прятал в матрас, а немедленно и с доверием вкладывал, создавали огромные богатства, недосягаемые в обществах, где ложь и воровство приводят к нищете.

Если где-то можно сравнивать Россию и Америку – это рабовладельческий Юг, описанный в «Хижине дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, книге, оскопленной и чудовищно измененной в советском переводе. В оригинале книга – вся вокруг христианства и веры, а главные герои в конце уезжают проповедовать христианство в Африку, чего в советской версии нет.

Вспомните, как из Бостона приезжает мисс Офелия, кузина Сен-Клера, ухаживать за его умирающей дочерью. Она – образец классической протестантской морали, где труд – добродетель, безделье – грех, а ничего не делающие руки – причина всех бедствий. Она – олицетворение протестантского принципа «Be honest to your work» («Будь честен в своей работе»).

И рядом – ленивые избалованные рабы и их избалованные ленивые хозяева. Для чернокожих рабов – Офелия – «не настоящая леди». ОНА РАБОТАЕТ. Они-то учатся друг у друга, как от работы увернуться, отлынить, как украсть незаметно, как хозяйское для себя использовать. Ну, просто советские люди.

Потому так знакомо поведение сегодняшних темнокожих – бывших рабов в Америке – советским эмигрантам, что мы жили под властью рабов, да и сами были рабами.

Понятны взрывы ненависти со стороны рабов, ведь, как сказала Ayn Rand, «зависимость рождает ненависть». Вот они и собираются в толпы, чтобы ненависть к самим себе из себя на кого-то извергнуть: темнокожие – на полицию, на белых и на богатых; российские рабы – на украинцев, грузин, евреев, и на богатых, само собой.

Что всегда выдает рабов, как черных, так и белых – отношение к чужой собственности. Посмотрите картинки грабежа и разгрома темнокожими магазинов и ликерно-водочных заведений в Балтиморе. Абсолютное повторение грабежа толпой винных магазинов в Петрограде в 1917-18 году (картинки в Гуверовском институте). Ненависть к чужой собственности и ее владельцам. Отобрать и разграбить.

Это еще одно из отличий не имевшей столетий воспитания собственностью ментальности российских рабов. Даже российские дворяне получали собственность из рук и по милости государя, но это могло быть и отобрано, и отбиралось мгновенно.

Крошечное время «недоразвитого капитализма»(Ленин) в России к праву и чувству собственности приучило очень немногих, да и право собственности в России особенно гарантировано не было. А уж про советские годы и говорить нечего: человек со второй коровой был виноват и подвергался уничтожению с семьей за кулачество, а при Хрущеве и первую корову пытались отобрать.

Наверное, ничто так не свидетельствует о полном отсутствии у народа не только идеи и понимания собственности (не забывайте, что право на собственность есть единственная гарантия свободы), как абсолютно рабская и вполне принимаемая почти всеми идея человека как собственности общественной, приведшая к созданию советской империи государственного рабства.

Вспомните вполне серьезно принятые в уездах вскоре после революции указы Советов об обобществлении женщин. Мы говорим про XX век. В Калифорнии в XIX веке замужние женщины после заключении брака имели право сохранять свою отдельную собственность, что защищало их от мужей – игроков и пьяниц. Статус женщины невероятно отличает англо-американскую протестантскую цивилизацию от полуазиатского положения женщины в России. Отношение там к женщинам и их ужасное отношение к самим себе находится где-то посредине между европейским и палестинско-арабским.

Еще столетия назад российское рабство хорошо видели люди, наблюдавшие Россию с Запада. Маркиз де Кюстин с его кислотным описанием российских нравов хорошо известен. Но сэр Филлип Сидней (Sir Phillip Sydney), самый блистательный придворный Елизаветы, доблестно погибший в битве протестантов против Испании в 1587 году, писавший сонеты до Шекспира и куда лучше Шекспира, в любовной лирике использовал слово Muscovite (житель Московии) как синоним слова «раб».

«… that step on the ladder of lost freedom

Is vanished, and like a Muscovite born to love slavery,
I call undergoing tyranny something worthy of praise:

«И, как житель Московии, рожденный любить рабство, тиранию, которой подвергаюсь, я восхваляю»…

«Like slave-born Muscovite» – «как рожденный рабом житель Московии» – и это в любовных сонетах из цикла «Астрофил и Стелла». Поэт, который хотел сказать возлюбленной «Я твой раб!», говорил «Я твой московит!». Российское рабство, увы, было известно западным дипломатам и образованным людям уже в 16-м веке.

Больно и смехотворно сравнивать Америку и Россию в отношении права граждан и судопроизводства. Америка унаследовала от Англии все права, записанные в Magna Carta 1215 года: “No Freeman shall be taken or imprisoned, or be disseized of his Freehold, or Liberties, or free Customs, or be outlawed, or exiled, or any other wise destroyed; nor will We not pass upon him, nor condemn him, but by lawful judgment of his Peers, or by the Law of the land.” («Ни один свободный человек не может быть арестован, лишен собственности и свободы, поставлен вне закона, сослан или истреблен другим путем …. или осужден, как только законным приговором равных себе по Закону Страны».) Судебные ошибки совершались и совершаются, но английские и американские законы, существующие с Magna Carta 1215 года, на практике в России и сегодня не выполняются.

В чем еще бессмысленно сравнивать Россию и даже уже разлагающуюся сегодня Америку — уровень честности и коррупции. Существуют международные индексы уровня коррупции. Есть страна сравнимая: Мексика почти так же (чуть меньше) коррумпирована и криминальна, как Россия. Так же, как и в России, там коррумпирована и чудовищно криминальна полиция, жертвами которой становятся многие американские путешественники-автомобилисты. В Москве жертвой милицейского грабежа стали мой путешествующий американский сын-подросток и французский племянник.

В Мексике тоже долго царили массовая безграмотность и поверхностное, чисто обрядовое католическое христианство, с прихожанами, не понимающими, о чем говорит священник, и чисто внешняя, почти языческая, обрядовость без связи с моралью. Одна из причин резкого ухудшения качества жизни в Америке – то, что ее наводнил, как сказал в 1846 году мэр первой столицы Калифорнии Монтерей, «не признающий закона мексиканец». Наряду с честно работающими – миллионы нелегалов-криминалов.

Интересно, что лет 15 назад журнал Reader’s Digest в опубликованных тестах на честность населения все же нашел общий уровень честности в России и Америке. Речь шла о городе Атланта, штат Джорджия, где проживали, в основном, темнокожие. В отличие от Сиэтла, штат Вашингтон, города с преимущественно белым населением, где уровень честности был 98%, в Атланте он, как в России, был равен 40%.

Рабы, дорвавшиеся до власти, ничего, кроме рабства, создать не могут. Они могут только превратить в рабов всех подданных и, притворяясь хозяевами, грабить их и бездарно, миллионами уничтожать. Не облагороженные иудейско-христианской догмой с ее запретами на ложь и убийство, с неразвитым зародышем морали, превратившимся в выкидыш, дорвавшиеся до власти рабы, как любые язычники, очень быстро скатывались к идолопоклонству и к его крайней форме – человеческим жертвоприношениям. Происходившее в России в XX веке – классический пример.

В русской сказке существовал образ – ИДОЛИЩЕ ПОГАНОЕ. Слово «поганое» имеет латинское происхождение: pagan – язычник, нехристь. Язычники всегда сначала создают идола – поганое идолище, а потом начинают приносить ему человеческие жертвы. Образ Сталина у Мандельштама – как раз Идолище поганое и кровавое:

Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища….

Что ни казнь у него — то малина.
И широкая грудь осетина.

Обезумевшие от страха быть брошенными в жертвенный костер поклонения идолу, люди хватают и бросают других, тех, кто рядом. Четыре миллиона доносов, написанных советскими людьми на своих друзей, сослуживцев, родственников, процессы осуждения, чистки, где жертву уничтожали сначала морально (что означало позже физически) те, кто вчера сидел с ней за одним столом, был другом жениха на свадьбе, стоял у могилы ребенка – только от животного ужаса, желания задержать бессудную и бессмысленную свою гибель. В судороге выживания люди выталкивали на смерть других впереди себя. Как не обезуметь от страха, когда в Ленинграде после убийства Кирова в 1934 году в некоторые дни расстреливали по 4 тысячи человек.

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

А. Ахматова

В Иркутской и других областях спустили лимит на расстрел за просто так четырех тысяч человек в месяц, и местные власти, желая угодить, просили лимит увеличить.

Со Сталиным подписывали указы расстрелять толпы невинных маленковы, кагановичи, микояны, ждановы. У трона Идолища грызлись за милость сатрапа лживые и трусливые слуги с языческим презрением к человеческой жизни.

Мандельштам, написав приведенные выше строки, погиб в лагере, не дожив до более страшного времени войны, когда упыри, захватившие власть, должны были нести реальную ответственность. В военной обстановке их лживая, трусливая рабская натура и презрение к человеческой жизни были помножены на неграмотность, некомпетентность, подозрительность, обрекая на чудовищную смерть, вдовство, сиротство, инвалидность десятки миллионов доверившихся этой власти людей.

Когда Латынина пишет, что Жуков лгал Сталину, хочется напомнить знаменитый жуковский приказ: «Людей не жалеть, бабы еще нарожают!»

Другой получеловек, хозяин Ленинграда Жданов, лгал Сталину, желая выслужиться и затоптать соперника Микояна. Микоян пытался развернуть и направить в Ленинград поезда с продовольствием, шедшие перед началом войны в Германию, Жданов, наперекор ему, послал телеграмму Сталину, что в Ленинграде продовольствия на три года хватит. В городе продовольствия было на три дня.

Об ужасах блокады, где матери кормили замороженным мясом одного мертвого ребенка другого, еще живого (от 3 миллионов 100 тысяч человек за время блокады осталось 600 тысяч) запрещено было говорить и через много лет после войны. Сталин руками Гитлера умерщвлял враждебное ему население мятежного города, потворствовал этому уничтожению (переписка с Ждановым).

Свидетельства трагедии блокады, мужества блокадников и полного отсутствия его, сталинских, заслуг вождю нужны не были. Музей блокады разгромили. Директора арестовали.

Множество экспонатов музея, бывших обвинительным заключением не только Гитлеру, но и Сталину (во вторую блокадную зиму он эвакуацию из города вначале запретил) – уничтожили.

Экскурсоводам разрешали вещать только о героизме. Юной девочкой-экскурсоводом я по методичке несла экскурсантам в автобусе: «А музы не молчали в блокадном Ленинграде!»

Пожилой водитель посмотрел на меня с укоризной: «Девушка, что вы несете! Какие музы? На рынке студень из человечины стоил 400 рублей».А у Жданова в Смольном кондитер пирожные выпекал.

Сталин и после войны продолжал уничтожать Ленинград, где все еще было собрано интеллектуально, морально и творчески лучшее в России, как Иван Грозный уничтожал вольный Новгород. Боясь искры свободы и самоуправления, появившихся в Ленинграде во время военной от него изоляции и блокады, он, по доносу Абакумова, расстрелял Кузнецова, сделавшего немало для спасения города, и с ним почти всю ленинградскую партийную организацию, выслав родственников в Сибирь. (Вспомнили Magna Carta?)

Власть в огромной стране миллионов людей захватила нелюдь, ведшая себя по поговорке древних римлян: «Самые худшие люди — вольноотпущенники».

То, что раб лжив и преступен по натуре, прекрасно знали жители Юга Америки, имевшие дело с рабами. Проблема в том, что потомки рабов в России по поведению мало чем от американских потомков рабов. Воспитанное в дореволюционный период дворянство, священство и крошечная интеллигенция были почти уничтожены после революции в десятилетия красного террора.

Чего не сказала Бичер-Стоу в «Хижине Дяди Тома», где прекрасно описаны склонность рабов ко лжи, воровству и лени, – это полное отсутствие христианского «Не убий» в их сознании и полное презрение к стоимости человеческой жизни. Убийства в районах проживания темнокожих (города Детройт, Окланд) зашкаливают по статистике и по чудовищным рекордам: убийство самого старого человека в мире, самое частое количество звонков по номеру 911 (полиция – скорая помощь), самое большое количество убийств в день, в неделю, в год. Там давно гибнет больше людей, чем в автокатастрофах и в военных действиях.

В одном права Латынина. России надо постоянно смотреть на Америку и внимательно наблюдать за происходящим в ней по одной простой причине. Здесь волею провидения произошел практически не знающий себе равных социальный эксперимент. Поведение американских рабов является моделью поведения той социальной группы, которая почти сто лет назад захватила власть в России, и сейчас эти рабы с помощью глупых либералов, которые их обучают, вооружают пропагандой и науськивают (как было и в России), постепенным шантажом и вымогательством захватывает власть в США. Внимательно изучая поведение этих рабов (независимо от цвета их кожи) в Америке, можно поставить диагноз российской трагедии и начать работать над рецептом лечения.

Увы! На самом деле – это американцы должны непрерывно сравнивать Россию и Америку, непрерывно смотреть на Россию и учиться у нее, понимая, что их ждет. Потому что, допустив к власти лживых хитрых рабов, они уже начали хлебать полной ложкой советскую жизнь. Уже поезда, как в Союзе, сходят с рельсов, и уже появилось воровство на государственном уровне. Люди в США получают места в университетах и городские и судебные должности по цвету кожи (affirmative action), как в Союзе брали в институты «детей рабочих и крестьян» и должности давали по социальному происхождению.

Судебные решения уже принимаются по ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ основаниям. Выбранный по цвету кожи в порыве идоломании президент давит на судей, объясняя, что черный преступник мог бы быть его сыном. А глава американской юстиции приказывает освобождать темнокожих, осужденных за малые преступления (помните как после революции в России освобождали как «социально близких» уголовников из тюрем7)

Уже качество сервиса ниже плинтуса, потому что население не тянется, как при американской meritocracy, к совершенству, а работает кое-как, ориентируясь на самый низкий общий знаменатель. Равенство, понятое как право получать все, ничего не делая – то, что новая власть обещает и, обобрав работающее уже, как в Калифорнии и в некоторых других штатах, меньшинство, дает на халяву своему электорату, приводит общество к замедлению и остановке экономического мотора. Когда сосед, не работая, получает от государства лучшую жизнь, чем работающий, последний теряет интерес к труду, замедляет темп или перестает работать вообще. Начинается экономическая гангрена. В Союзе это называли застой.

А как же человеческие жертвоприношения? Пока наш президент только играет в гольф, когда отрубленные головы его подданных летят направо и налево. Пока он только бросает в костер уничтожения и предает в руки врагов миллионные массы союзников. Пока окружающие его лживые и хитрые полулюди только шантажируют, воруют, вымогают и крупно обогащаются на расовой ненависти. Но американцам нужно серьезно подумать, изучая советский опыт. С рабами у власти всегда есть шанс, что на рынках появится студень из человечины.

Ты узнаешь ее из тысячи… Пожалуй, не только коренной американец, но и любой другой житель планеты Земля на вопрос, что является символом США, с легкостью ответит: статуя Свободы.

«Свобода, озаряющая мир».

Задумка создания статуи Свободы как символа независимости и демократии родилась еще в 1865 году. Концепция памятника была разработана французским архитектором Фредериком Огюстом Бартольди. Изначально автор работал над скульптурой для Египта. Статуя женщины-мусульманки должна была стоять в городе Порт-Саид и украшать исток открытого в 1869 году Суэцкого канала.

Сколько Бертольди ни уговаривал правителя Исмаил-пашу разыскать деньги на оплату статуи, в 1871 году мастер получил отказ от властей Египта, поскольку казна страны была пуста. Но скульптор без работы не остался. Власти Франции решили сделать подарок США к столетию Декларации независимости, принятой 4 июля 1776 года, и заказали монумент именно у Бертольди. Таким образом мусульманская крестьянка превратилась в западную женщину, а название памятника поменялось со «Света Азии» на «Свободу, озаряющую мир». По одной из версий, архитектор писал фигуру женщины с Изабеллы Бойер, французской вдовы американского предпринимателя и основателя фирмы по производству швейных машинок Исаака Зингера. Согласно второй версии, Огюсту позировала его родная мать Шарлотта Бартольди

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: