Результатом выполнения программы для учащихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Результат детского труда осязаем и реален, его можно показать друзьям, родителям, землякам.
Процессом поиска и радостью находок подросток может делиться на краеведческих конференциях школьников. При реализации программы воспитанник в своих экспозициях как в зеркале отразит свой внутренний мир, а педагог получит возможность отслеживать социальные процессы, происходящие в нём.
Педагогу рекомендуется предусмотреть проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника. Особое внимание в коллективе педагог должен уделять учету туристских и краеведческих достижений и общественно полезной работы подростков. В процессе реализации программы формируется результат коллективной проектной деятельности.
|
|
Параметры | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения |
Основной вид деятельности музея | Домашний музей Музей-выставка | Музей-мастерская (студия), музей-ярмарка | Музей-клуб, музей-театр | Музей-экскурсионное бюро | Музей-научный кабинет, музей-лаборатория |
Создание экспозиции | Сменная экспозиция по истории семьи, школы | Постоянная экспозиция по истории улицы | Этнографическая экспозиция с хронологией «Родная сторона» | Виртуальная экспозиция «Моя малая родина» | Фотовернисаж, путеводитель, экспозиция (по выбору педагога) |
Составление экскурсии | Коллективно разработанная экскурсия, которую втроем проводят воспитанники по витрине экспозиции | Коллективно разработанная индивидуальная экскурсия по витрине экспозиции, пешеходная экскурсия | Коллективно разработанная экскурсия – диалог, экскурсия – представление | Мультимедийная (заочная) экскурсия по самостоятельно разработанной теме | Индивидуальная экскурсия по самостоятельно разработанной теме и самостоятельно созданной экспозиции |
Работа в музее | Понятие экспонат, их классификация | Атрибуция экспоната, сбор экспонатов | Ведение архивной и инвентарной книг | Формирование интерактивного фонда | Реставрация музейных предметов |
Экспедиция | Два однодневных похода-экспедиции | Два двухдневных похода | Однодневный и двухдневные походы по району | Трёхдневный поход-экспедиция в незнакомый город с экскурсионной программой | Шестидневный поход-экспедиция по области |
Коммуникативность воспитанника | Выступление перед одноклассниками и родителями | Выступление перед земляками и ровесниками | Выступление перед ветеранами и старшеклассниками | Выступление на краеведческой конференции в школе | Выступление на межшкольной конференции «Отечество», участие в конкурсах |
|
|
По результатам трех лет обучения у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
Умения:
· Понятие о музее и его предназначении. Понятие о структурной организации музея
· Понятие о коллекционировании древностей. Понятие о значении музеев для развития современного общества
· Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира
· Понятие основ исследовательской деятельности
· Понятие термина «фонды музея»
· Понятие термина «экспозиция»
· Понятие основных задач и функций выставки
· Понятие основ экскурсоведения
· Основные сведения по истории и культуре родного края
· Понятие о культурно- образовательной деятельности музея
· Основные этапы развития музейного дела в России
Навыки:
· Культурное поведение в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем
· Начальные этапы работы с научно- популярной литературой
· Определение профиля музея
· Начальные выполнения научно- исследовательской работы
· Различие между подлинником и копией
· Отличие музейных экспозиций по профилю музея
· Формирование художественного и эстетического вкуса
· Составление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме
· Нахождение объектов культурно- исторического наследия. Ведение исследовательских записей
· Участие в научно-практической конференции
· Отбор краеведческого материала по теме
Примерный учебный план детского